11.08.2018
Китайский дворец был построен в 1760-е годы для Екатерины II. Стиль - рококо, мало распространенный в России. Как можно судить по названию дворца, в оформлении интерьеров была использована модная в те времена «китайщина», или шинуазри. Архитектор - Антонио Ринальди. В последующих переделках участвовали другие известные мастера.
Интерьеры потрясающей красоты. Однако помещения камерные, местами очень тесные, поэтому общих планов не будет - только мебель. Зато в ходе лаконичной мебельной экскурсии мы увидим несколько вещиц, выполненных по эскизам Ринальди.
Передняя
Вдоль стены, по сторонам от китайских ваз, расставлены табуреты. Их резные, с золочением ножки опираются на туго закрученные завитки.
Консоль с мраморной столешницей. Золоченое подстолье невероятно кучерявое. Возможно, поэтому графичные элементы - особенно нижний - выглядят как посторонние вставки.
Гардеробная
Во времена гардеробной здесь пудрили парики. Затем комнату использовали как буфетную, потом как библиотечную. Не потому ли секретер напоминает буфет-поставец?
Наверху - волна, причем не в виде одной лишь декоративной короны (при плоской крышке). Сама крышка изогнута волной. По дверкам и боковым пилястрам - инкрустация перламутром.
Крышка в средней части откидывается, превращаясь в столешницу. Нижние выдвижные ящики рельефные, с литыми металлическими ручками и накладками.
Или это не секретер, а туалетный стол (видим веер, туалетные принадлежности, да и сами дверцы зеркальные)?
Золоченое кресло с венской соломкой в спинке.
Двухчастный каминный экран.
Массивная консоль как будто прибыла из царства морского.
Розовая гостиная
Гарнитур из диванчика и стульев-компаньонов. Стол-боб как будто из другой оперы.
Интересно вот что. Какой бы у подобного стола ни была столешница, как бы она ни была декорирована, посередине ножек всегда будет кольцо. Точнее, почти всегда. Исключение - стол-боб
в Гатчинском дворце: там ножки прямые.
Бюро с цветочной инкрустацией.
Инкрустация с цветочными мотивами и в тумбе.
Каминный экран.
Штофная опочивальня
Это парадная спальня великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. Раньше в альковной ее части располагалась кровать. Теперь же в стороне от алькова пара стульев с нежнейшей обивкой и аккуратное бюро.
Будуар
Первоначально здесь располагалась жилая комната Петра Федоровича. Сейчас будуар декорирован ореховыми стеновыми панелями. Их в середине XIX века переместили из покоев императрицы Екатерины II. Тогда же для будуара были специально сделаны кресла с обивкой «обюссон». Дорожное бюро-туалет принадлежало Екатерине.
Голубая гостиная
А вот и мебель, выполненная во второй половине XVIII века по рисункам архитектора Ринальди. Банкетки и табуреты были изготовлены русскими резчиками.
Еще один стол-боб. Проверяем, подтверждается ли теория кольца.
Зал Муз
Зал сохранил свою подлинную отделку.
И вновь работа русских резчиков по рисункам Ринальди - резные золоченые табуреты.
Стеклярусный кабинет
Более поздние французские классицистические золоченые кресла второй половины XVIII века на фоне подлинных стеновых панелей 1760-х годов, вышитых стеклярусом. Панели как бы «взяты» в резные рамы.
Стеклярус точечно подсвечивают, чтобы показать, как он искрится и переливается. В натуре это хорошо видно, но фотография эффекта не передает.
Игру света и тени - да. Блеск стекляруса - отчасти, лишь намеком.
Каминный экран, также вышитый стеклярусом.
Здесь же представлены три уникальных мозаичных столика.
Столики специально были сделаны для Стеклярусного кабинета с использованием смальт, сваренных по рецептам Ломоносова.
Над изготовлением смальт в 1769-1771 гг. трудились мастера Петергофской гранильной фабрики под руководством Я. Мартини. (Стеклярус на стене все-таки поблескивает.)
Большой зал
Здесь Екатерина II принимала послов, для наиболее приближенных лиц устраивала торжественные обеды.
Стол прямоугольный, на 8 персон. Покрыт скатертью в пол. По углам столешницы - букетики цветов.
Стулья с легкими спинками, украшенными большими резными бантами. Сиденья выполнены в технике каретной стяжки, или капитоне.
Вдоль стен расставлены диванчики с волнистыми сиденьями. Этот экземпляр с трехчастной спинкой.
У другого спинка цельная. Однако, сравнивая диванчики между собой, можно предположить, что они идентичны, а от круглой вставки в спинке отказались при замене обивки.
Каминный экран.
Потолки всех залов Китайского дворца украшены живописными плафонами. Удалось обнаружить единственную люстру, но она из помещения, в котором формируются группы туристов, и поэтому несколько выпадает из общей стилистики. Начну этой люстрой новую,
сорок седьмую дюжину люстр и паникадил.
На выходе из дворца нас встречает Аполлон бельведерский (неизвестный итальянский мастер XVIII века, копия с античного оригинала середины IV века до н. э. работы Леохара).
Аполлон деликатно указывает направление на выход из парка.