Павловский дворец

Apr 02, 2020 23:08

28.08.2018
В 2018 году посещение Павловского дворца вошло в обязательную программу празднования дня рождения нашей прекрасной Лены.


Торжественные мероприятия состояли из двух частей - официальной и неофициальной. О первой из них отчитаюсь в традиционном формате мебельной экскурсии.

Египетский вестибюль
Великолепный вестибюль раньше называли Нижними сенями. Потолок, с позволения сказать, сеней расписан в технике «гризайль». Один из трех стеклянных фонарей с золоченым бронзовым убором, центральный, забираю в сорок седьмую дюжину люстр и паникадил.


Фонарь. Петербургские мастерские, последняя четверть XVIII века

Верхний вестибюль
Парадная лестница приводит нас в Верхний вестибюль, или Верхние сени. Люстру - в ту же дюжину.


Люстра. Сестрорецкий оружейный завод, 1780-е гг.

Итальянский зал
Здесь и далее, если не оговорено иное, буду цитировать сайт музея-заповедника «Павловск», ибо лучше, чем написано там, и не скажешь:

Зал служил парадной приемной для владельцев Павловска, в торжественных случаях здесь устраивались обеды, во время которых с хоров (верхнего яруса), где размещались музыканты, звучала инструментальная и вокальная музыка. Мебель для обедов вносилась каждый раз специально.
В 1804-1805 гг. для Итальянского зала был изготовлен мебельный гарнитур. От всего гарнитура сохранился лишь один подлинный образец. По нему в 1980-1890-х гг. были воссозданы банкетки и табуреты.


Гарнитур обит голубой тканью с вышивкой. По нескольким подлинным фрагментам вышивку воссоздали в мастерской Е. Рапай (Санкт-Петербург).


Многоярусная люстра из золоченой бронзы с хрустальным убором и стержнем рубинового стекла. В годы Великой Отечественной войны находилась в эвакуации.


Люстра. Мастерская И. Цеха (Петербург), 1797 г.

Библиотека Росси
На всякий случай напоминаю, что вновь цитирую сайт музея (здесь и далее выделение жирным - мое):

Мебельное убранство Библиотеки - уникальное явление в истории русского мебельного искусства 1-й четверти XIX века, редчайший пример встроенной мебели. Вдоль изогнутой центральной стены и торцевых стен шла сплошная линия книжных шкафов высотой около 4 метров. Эта линия продолжалась и вдоль окон, где в простенках стояли шкафы той же высоты. Таким образом, общее количество шкафов составляло 19 предметов: 15 больших сдвоенных шкафов и 4 одинарных. Под окнами было установлено пять подоконных витрин-шкафов.


По центру Библиотеки находился большой овальный стол для занятий на 20 персон и два дугообразных стола-полушкафа. Кроме того, в ансамбль входили 36 стульев, обитых зеленым сафьяном, и лесенки-банкетки для удобства пользования шкафами. Мебель по проекту К. И. Росси была выполнена из волнистой березы с резными накладками, окрашенными под античную бронзу, в мастерских петербургского мебельщика В. Бобкова.


В результате пожара 1944 года от мебельного убранства Библиотеки Росси сохранилось только два стула. Интерьеры воссоздали «в 1960-е и дополнительно в 1990-е годы».

Люстра.


Малый кабинет Павла I
Люстра.


Ковровый кабинет

Большой письменный стол из красного дерева с балюстрадой из точеной слоновой кости по проекту В. Бренны был выполнен для Михайловского замка и позднее, после гибели императора Павла I, перевезен в Павловск.


Люстра.


Зал Войны
Мебель стилизована «под римские курульные кресла, окрашенные под античную зеленую бронзу с позолотой».


Кресла «воссозданы заново по сохранившемуся подлиннику, в обивках - подлинные вышивки русской работы начала XIX века».


Французский фонарь XVIII века. Золоченая бронза. Бронзовщик Пьер Гутьер.


Греческий зал
Первоначально зал меблировали гарнитуром «в стиле Людовика XVI, который был приобретен владельцами дворца во Франции во время путешествия». Напомню, что стиль Людовика XVI - это классицизм.


По периметру: люстры-светильники по рисунку А. Воронихина, 1804 г.; воссозданы по сохранившемуся образцу заводом «Монументскульптура» в 1966 г.

Впоследствии «по проекту Воронихина была создана новая мебель в античном вкусе: подлокотники диванов и кресел украшены фигурами грифонов, а ножки завершаются звериными лапами. Конструктивные детали мебели окрашены под темно-зеленую бронзу, а нарядные резные детали вызолочены». Можно добавить, что перед нами ампир.


В зале представлены сохранившиеся в эвакуации предметы мебели, а также одно кресло, возвращенное после войны из Берлина, и отреставрированный диван, находившийся несколько десятилетий в фондах музея в руинированном состоянии.


Для обивки использовали «французские гобелены на пасторальные сюжеты мануфактуры Бове конца XVIII века».


Люстра.


Фонарь. Франция, мастерская П. Гутьера (?), 1780-е гг.

Зал Мира
«Хрустальный треножник русской работы начала XIX века, поставленный в этом зале в 1810 году» - уникальный экспонат, сохраненный в эвакуации. По углам зала расставлены «восемь резных золоченых геридонов (подставок) с бронзовыми канделябрами французской работы XVIII века. Геридоны воссозданы после войны резчиком В. Полякиным по фотографиям и аналогиям».


Такие же, как в зале Войны, римские курульные кресла.


Такой же, как в зале Войны, французский фонарь золоченой бронзы.


Фонарь. Франция, мастерская П. Гутьера (?), 1780-е гг.

Библиотека императрицы Марии Федоровны

У центральной скругленной стены с 1790-х годов стоит большой письменный стол (Германия, Д. Рентген, 1784 год), и рядом с ним с 1805 года - кресло с жардиньерками для цветов, вмонтированными в спинку. Кресло исполнено по проекту Воронихина специально для Марии Федоровны, знатока и любителя цветов.


Вдоль стен тянутся низкие книжные шкафы с мраморными столешницами.


Люстра.


Люстра. По рисунку А. Воронихина. Петербургские мастерские, 1804 г.

Будуар

Перед камином шедевр русского фарфора - круглый стол с фарфоровой столешницей, на которой изображены виды Павловска (Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1789 г.). Декоративными деталями ножек стола являются фигуры весталок из белого глазурованного фарфора, выполненные по моделям модельмейстера завода Жана-Доменика Рашетта. Стол специально был изготовлен для Павловска и находится на своем историческом месте.


Фортепьяно в корпусе наборного дерева «было выполнено по заказу Екатерины II в Лондоне в 1774 году по рисункам английского архитектора Р. Адама».


По другую сторону, против окна, - письменный стол, периметр которого украшают часы-ваза с вращающимся циферблатом и четырьмя подсвечниками в виде ваз (Франция, мастер П. Денизо, 2-я пол<овина> XVIII века). У стола - кресло с подлокотниками в виде крылатых сфинксов, выполнено специально для Будуара по проекту А. Н. Воронихина. Первоначально у стен друг против друга стояли два дамских секретера розового дерева со вставками из севрского фарфора, расписанного цветами. Они были проданы в 1932 году. Сейчас их место занимают аналогичные по размерам секретеры красного дерева (Германия, мастер Д. Рентген, 1780-е годы).


Люстрой из Будуара завершаю сорок седьмую дюжину.


Парадная спальня

Резной золоченый гарнитур мебели был заказан владельцами Павловска во время их пребывания в Париже мебельщику Анри Жакобу, который трудился над ним около двух лет, создав настоящий шедевр мебельного искусства. На предметах имеется клеймо мастера.
Предполагают, что мебельный гарнитур «был изготовлен по эскизам одного из известных французских художников-декораторов Ж.-Д. Дюгурка».


Парадная кровать помещена против окон под балдахином. Высокая спинка украшена декоративной резьбой с изображением ваз с цветами, жертвенника любви с парящими над ним амурами и целующимися голубками, здесь же сфинксы, символы вечности, и «недреманное око», и гончие собаки, символы верности. По борту спинки изображены знаки зодиака. Вся эта символика весьма характерна для искусства XVIII века.


Кушетка, к которой в полной мере относится следующая цитата:

Для обивки мебели использован шелк, расписанный букетами цветов, перевитыми лентами. Именно на предметах мебели сохранился подлинный расписной шелк, который послужил образцом для воссоздания шелка и росписей по нему для настенных панно, погибших во время войны.


Люстрой «в виде фонтана из золоченой бронзы с хрустальным убором и рубиновым стеклом (Петербург, мастер И. Цех, 1797 год)» открываю сорок восьмую дюжину люстр и паникадил.


Первоначально люстра находилась в Михайловском замке.

Второй проходной кабинет
Люстра.


Картинная галерея
При изготовлении резных золоченых консолей были использованы столешницы из цветных камней (Россия, конец XVIII века).


Одна из двух парных люстр «золоченой бронзы с хрустальным убором и стержнем из голубого смальтового стекла», выполненных в 1797 году в мастерской И. Цеха.


Тронный зал

Задуманный и оформленный как Парадная столовая, зал по окончании работ был превращен в Тронный. На фоне задрапированного окна против входа было установлено тронное место и поставлен трон, специально заказанный для Павловска. Здесь проходили наиболее торжественные императорские приемы.
В июле 1814 года в этом зале был устроен торжественный прием с обедом для генералов и офицеров гвардейских полков, отличившихся в войне с Наполеоном и участвовавших при взятии Парижа. Именно тогда был убран трон и накрыты столы.


Один из четырех фонарей «из стекла с хрустальным убором и каркасом из золоченой бронзы (Петербург, И. Цех, 1801 г.)», находящихся в зале с момента постройки.


Оркестровая
Люстра.


Кавалерский зал
Зал стал называться Кавалерским в связи с тем, что здесь проводились приемы в честь рыцарей Мальтийского ордена.

В росписи потолка особое внимание привлекают изображения двух щитов, которые несут богини славы. На одном святой Георгий Победоносец - древнерусский символ власти великих князей Московских. На другом - мальтийский крест. Появление мальтийского креста связано с тем, что император Павел I взял под свое покровительство рыцарей Мальтийского ордена, изгнанных Наполеоном с острова Мальта. В 1798 году рыцари провозгласили Павла I сначала протектором ордена, а затем и Великим магистром, тогда изображение мальтийского креста и вошло в российскую государственную символику.
Фонарь (Россия, конец XVIII века).


Церковь
Для владельцев дворца предназначались хоры, или балкон-лоджия. Здесь размещалось тронное кресло императора.


На хорах экспонируются два тронных кресла с вензелями «ПI» (Павел I) и «МФ» (Мария Федоровна).

Будучи неравнодушным к тронным креслам, не так давно купил роскошный альбом «Низвергнутые троны российского престола», изданный Государственным историческим музеем в 2018 году. По данному альбому (с. 84, 86) цитирую историю тронных кресел, изложенную согласно описи Павловского дворца 1801 г. (орфография и пунктуация источника сохранены):

На троне стоящий стул, позолоченной резной с короною и обит малиновым бархатом и обложен золотым гасом и на бархат вышитая золотая корона, на стуле подушка обложена золотым гасом и по сторонам вышита золотом, подножки позолоченные, обиты малиновым бархатом и сверху кругом вышито золотом.
Тронное кресло и подножная скамеечка Павла I.


И далее (там же, с. 87):

До начала Великой Отечественной войны два кресла, выполненные по рисунку В. Бренны для Малых Тронных залов, находились в Павловском дворце. В июле 1941 г. кресло императора Павла I и две подножные скамеечки эвакуировали в город Сарапул, а после окончания войны их вернули в Павловск. Не вывезенное своевременно тронное кресло Марии Федоровны было утрачено.
В 1976 г. из фондов Оружейной палаты Московского Кремля в Павловский дворец-музей поступили два тронных кресла императрицы Марии Федоровны, первоначально одно из них входило в убранство Михайловского замка, другое же находилось в одном из петербургских дворцов.
Таким образом, в настоящее время в собрании Государственного музея-заповедника «Павловск» находятся три тронных кресла и две подлинные скамеечки для ног.
Тронное кресло и подножная скамеечка Марии Федоровны.


Кавалергардская
Люстра.


Фрейлинская
Сайт музея сообщает, что «диваны и кресла из резного золоченого дерева - характерный образец обстановки конца XVIII века».


Люстра.


Люстра. По рисунку Н. Львова. Петербург, конец XVIII в.

Малиновый кабинет
Личный кабинет Павла I «свое название получил по цвету оконных драпировок и обивке мебели малиновым штофом». Мебель представлена предметами «из красного дерева с украшениями золоченой бронзы работы немецкого мебельщика Д. Рентгена», поступившими в Павловск в 1784 году. В первую очередь речь идет о бюро.

Кресло с золотым солярным узором на полукруглой спинке прекрасно.


Общий кабинет

В убранстве кабинета - мебель русских и западноевропейских мебельщиков. В центре - большое бюро красного дерева с бронзовым декором (Германия, мастер Д. Рентген, 1786 г.). <...> У камина - нарядный экран красного дерева работы Г. Гамбса со вставкой из молочного стекла, роспись в медальоне выполнена Марией Федоровной с оригинала А[нжелики] Кауффман. В глубине кабинета за большим бюро - уникальный письменный столик Марии Федоровны из красного дерева с бронзовыми золочеными деталями, балюстрадой из слоновой кости и со стеклянной расписной столешницей работы Г. Гамбса, 1793 г. Роспись на столешнице «Три грации прислуживают Венере» также является работой Марии Федоровны с картины А. Куаффман.


Угловая гостиная
Диванчики, стулья, как и весь гарнитур из волнистой березы, подлинные. Их изготовили в 1816 году в петербургской мастерской И. Баумана по рисункам К. И. Росси. В обивке использованы подлинные вышивки русской работы шелком и шерстью по канве.


Люстру янтарного стекла с накладками из золоченой бронзы в 1816 г. сделал мастер А. Шрейбер по проекту К. И. Росси.


Белая столовая

На столе экспонирован сервиз работы Императорского фарфорового завода, выполненный в 1827 году по заказу императора Николая I в подарок матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, специально для Павловска.


В 1816 году были установлены светильники «молочного стекла на цепях золоченой бронзы. По сохранившимся деталям светильники воссозданы заново».


Бильярдная комната

По описи 1790 [года] в комнате стоял бильярд красного дерева, крытый зеленым сукном. Игра на бильярде входила в моду в конце XVIII века. В XIX веке бильярд был утрачен, так как комната в 1858 году была переделана в кабинет.
Сейчас в бывшей бильярдной представлена мебель русской работы конца XVIII века, например диванчик в стиле жакоб.


Люстра.


Старая гостиная

В гостиной помещен уникальный мебельный гарнитур резного золоченого дерева в стиле Людовика XVI, заказанный владельцами Павловска во время пребывания во Франции в мастерской Анри Жакоба. Гарнитур был исполнен в 1784 году, диваны и кресла обиты шелковым фаем с подлинными вышивками тамбурным швом. Вышивки изготовлены в Лионе по рисункам Пьера Рансона. <...> Справа у дивана - раскрытый ломберный стол (Петербург, 1790 г.) с разложенными перламутровыми фишками и щеточками для игры (Австрия, XVIII в.), а также мелками. В XVIII веке, следуя европейской моде, увлекались такими карточными играми, как вист, ломбер, бостон, трик-трак.


Танцевальный зал
Люстрой из Танцевального зала завершаю формирование сорок восьмой дюжины.


Люстра. Петербург, мастерская И. Цеха, 1790-е гг.

Всё, мебельная экскурсия подошла к концу. Осталась еще небольшая прогулка по парку.

Это похищенная в годы войны скульптура летящего Меркурия. Ее обнаружили в одном из музеев Австрии. В 2005 году удалось вернуть Меркурия на его историческое место.


Собственный садик с деревьями, посаженными в шахматном порядке.


Длинный получился пост. Кто дочитал до конца, тот молодец. Сайту музея - спасибо. И отмечайте день рождения в Павловске.
Ну и раз уж заговорил о тронных креслах, вот вам еще несколько экземпляров:

Мальтийский орден, стиль ампир, стол, стол-полушкаф, Николай I, Гамбс, мебель России, секретер, свет, скамеечка подножная, кресло, мебель в музее, геридон, стол письменный, кресло тронное, стиль жакоб, кушетка, мебель мемориальная, Мария Федоровна, столик ломберный, экран каминный, мебель, табурет, мебель Франции, кресло с жардиньерками, бюро, кресло курульное, Павел I, консоль, Екатерина Великая, люстра, банкетка, диван, кровать, Санкт-Петербург, шкаф, стул, Павловск

Previous post Next post
Up