Мебель из Исторического музея в Москве

Dec 14, 2019 20:33

06.11.2017
Исторический музей произвел неизгладимое впечатление. Каждый зал - это отрезок на непрерывной шкале времени. В каждом зале первого этажа к определенному отрезку времени привязаны не только экспонаты, но и интерьеры. Причем в создании интерьеров принимали участие большие мастера. Затем люстры: они очень оживят мои «дюжины» люстр и паникадил (о дюжинах ниже).

И конечно, мебель. Этот короткий пост о нескольких симпатичных ее образцах, взятых с разных отрезков шкалы времени.

Шестнадцатый зал
Посвящен ремеслу и торговле в XVI-XVII веках. Здесь представлена мебель соответствующего периода (фотографии сделаны через стекло).

Сундук-скамья (Россия, XVII в.).
От сундука - корпус в виде короба с открывающейся наверх крышкой. От скамьи - ножки, на которых короб возвышается (обычно сундуки стоят всем корпусом непосредственно на полу), и крышка длиннее корпуса. Снаружи корпус расписан в шахматную клетку темперой, при этом на красных клетках виден растительный орнамент. Доски и углы стянуты металлическими полосами. На внутренней поверхности крышки - занимательная жанровая сценка, тоже выполненная темперой.

Стул (Россия, XVII в.).
Спинка с резной средней пластиной и мягкой вставкой. Устои и ножки точеные. Н-образная проножка. Дополнительно передние ножки скреплены резной поперечной планкой, повторяющей линии верхней части спинки.



Шкаф (Россия, конец XVII в.).
По конструкции - буфет. Между тумбой и верхним шкафчиком - ниша, декорированная резным подзором. Дверки с признаками рамочно-филеночной вязки. Узор верхних дверок комбинированный: в верхней трети - арки со свисающими «гирьками» (как в архитектуре), в нижних двух третях - геометрия. В основе узора нижних дверок - геометрия и восьмиконечная звезда. Отдельные детали дверок расписаны темперой.


Двадцать второй зал
Посвящен Российской империи в эпоху Петра I (первая четверть XVIII века). Император желал видеть интерьеры, созданные по европейской моде: чтобы и изразцовые печи, и мебель были на заграничный манер.

Зеркало (Россия, первая треть XVIII в.).
Рама барочная, карниз с разрывом. Интересно вспомнить, что подобная форма карнизов перешла и в наличники деревянных домов, которые русский мужик строил вдалеке от столиц. Взять, например, дом Ошевнева, что в Кижах, да и многие другие.

Столик ломберный (Россия, начало XVIII в.).
Ножки характерной для английского стиля формы. Опираются на шар.

Стул (Россия, 1730-е гг.).
Спинка и вставка в спинку в виде вазы, ножки - все в английском стиле.


Двадцать шестой зал
Посвящен России времен от Великой французской революции (1789 г.) до периода правления Павла I (1796-1801 гг.). А вот тронное кресло, как оказалось, выставлено более позднее, чем полагали.

Тронное кресло императора Николая I (Россия, последняя четверть XVIII в. 1825-1855 гг.).
Кресло было предназначено для Сената. Стиль - николаевский классицизм (император имел пристрастие к воспроизведению исторических стилей). Однако в процессе воспроизведения одного исторического стиля в него зачастую привносились черты, свойственные другим стилям (например, для классицизма не характерны «проседающие» посередине локотники с завитками на концах). Функцию передних устоев выполняют звездчатые шары, напоминающие державу. Спинку венчает корона. Вышивка на спинке и сиденье выполнена золотыми и серебряными нитями по бархату.


Подсвечник из Мальтийской капеллы (Россия, последняя декада XVIII в.).
Процитирую сайт музея:

Подсвечники были выполнены Телесфоро Бонавери, придворным столяром и резчиком из Италии, в 1798-1800 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги для Мальтийской капеллы - храма рыцарей Мальтийского ордена.
<…> Она [капелла] предназначалась для собраний ордена и хранения орденских регалий. Оформляя интерьеры, Кваренги проектировал и мебель, органично вписывая ее в архитектурный облик зала, гармонично сочетая мебельное убранство с архитектурными формами. После смерти Павла I капелла существовала как католический храм.
Зачеркнутая выше датировка тронного кресла значилась на этикетке к креслу в момент посещения музея. Верная датировка появилась, вероятно, в процессе научной работы над альбомом «Низвергнутые троны российского престола», изданного музеем в 2018 году.

Недавно пришлось купить дорогостоящий, но прекрасный альбом: он тоже произвел неизгладимое впечатление.
Дюжины люстр и паникадил, пополненные в Историческом музее:

Мальтийский орден, мебель мемориальная, ГИМ, столик ломберный, буфет, Москва, зеркало, Петр I, мебель, скамья-сундук, подсвечник, Павел I, мебель в музее, в Москву, кресло тронное, шкаф, Николай II, стул

Previous post Next post
Up