Как я попал в Мальтийский орден

Nov 23, 2015 17:19

04.11.2015
Люди ходят на выставки за эмоциями: посмотрели, послушали, поволновались и на выходе почти все забыли. Точно с таким же настроем я пришел на выставку «Мальтийский орден. История Ордена в произведениях из собрания Эрмитажа». Думал, время интересно проведу, а потом заодно по Эрмитажу пройдусь, люстры пофотографирую. Но не тут-то было.

Ничто в тот день не предвещало беды.



Вся выставка сосредоточена в Пикетном зале Зимнего дворца. Во время почти полуторачасовой экскурсии мы зал не покидали, поэтому у меня была прекрасная возможность не только послушать экскурсовода, но и изучить мебель.

Докладываю. Мебель изготовлена:
  • для интерьеров Мальтийской капеллы Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге;
  • резчиком Телесфоро Бонавери;
  • по рисункам архитектора Джакомо Кваренги;
  • в России в конце XVIII века;
  • из дерева и бархата;
  • в технике резьбы и позолоты.
Из аннотации к выставке с сайта Эрмитажа:

В 1797 году было создано Великое приорство российское (католическое). Император Павел I был провозглашен протектором Ордена.
[Мальтийская] Капелла [Воронцовского дворца] была создана в 1798-1800 гг. по проекту Кваренги. Во время царствования Павла I Воронцовский дворец являлся резиденцией Ордена в России.
В этом месте повеяло холодом.
Прозвучал первый звоночек: так близко к Мальтийскому ордену через изучение его мебели я еще не подходил.

Беру себя в руки и продолжаю осмотр. Обращаю внимание на тронное кресло Великого магистра, скамеечку для ног и парные банкетки. Напоминаю, что они:
  • спроектированы одним архитектором;
  • для одного помещения;
  • исполнены одним резчиком;
  • из одного материала;
  • в единой технике.
Теперь вопрос: почему банкетка тяготеет к классицизму, скамеечка для ног - к барокко, а тронное кресло с ренессансной ажурной спинкой и позднеримскими ножками-орлами и подлокотниками-крыльями предвосхищает появление ампира?


К кресту с распятием и напрестольным светильникам подобных вопросов нет: они в одном стиле.

Чтобы немного перевести дух, поднимаю взгляд наверх. Тут же люстра Пикетного зала пополняет мою коллекцию люстр и паникадил.


Перехожу к осмотру нагрудных знаков.

Из аннотации к выставке с сайта Эрмитажа:

Эмблемой Ордена стал белый восьмиконечный крест.
Изображение мальтийского креста широко использовалось в символике полковых нагрудных знаков и знаков военно-учебных заведений, в большинстве случаев указывая на время их основания в период правления Павла I.


Знаки настолько красивы, что прямо и не знаю, какой себе выбрать. Склоняюсь к тому, что на широкой ленте с золотым шитьем.

Знак ордена Св. Иоанна Иерусалимского
Рим, начало XX в. Фирма Tanfani & Bertarelli
Серебро, эмаль, ткань


И тут слышу второй звоночек: не слишком ли тебе нравятся украшения?

Перехожу к одежде.
Застываю перед витриной, не могу оторвать взгляд от черного сюртука приталенного силуэта. Того, что слева, с покатыми плечами и узкими рукавами, с отложным воротником на невысокой стойке, с крупными пуговицами.

Костюм мужской: фрак и брюки
Принадлежал великому князю Николаю Павловичу
Россия, 1810-е гг.
Сукно


Разглядываю его и издалека, и вблизи. Восхищаюсь тонкой портновской работой, красивым кроем плеча и отличной посадкой.


Великолепный сюртук, я такой же хочу!

И тут звучит третий звоночек: мебель изучена, нагрудный знак выбран, сюртук нравится. Это прямая дорога в Мальтийский орден!

Возвращаюсь домой и перерываю свой гардероб.


На фото: пиджак из синтетического джерси, сорочка из хлопчатобумажного джерси с двойным воротником-стойкой, подвеска - за неимением мальтийской символики - белая натуральная жемчужина на серебряной цепочке.
Все Giorgio Armani.

Ничего не могу с собой поделать: я в Мальтийском ордене.
Сходил на выставку, называется.

Мальтийский орден, мебель мемориальная, сенсация, мебель, мебель России, мебель церковная, Армани, мальтийский крест, кресло, скамеечка подножная, Павел I, Эрмитаж, мебель в музее, люстра, банкетка, костюм, кресло тронное, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up