04.11.2015
Люди ходят на выставки за эмоциями: посмотрели, послушали, поволновались и на выходе почти все забыли. Точно с таким же настроем я пришел на выставку «Мальтийский орден. История Ордена в произведениях из собрания Эрмитажа». Думал, время интересно проведу, а потом заодно по Эрмитажу пройдусь, люстры пофотографирую. Но не тут-то было.
Ничто в тот день не предвещало беды.
Вся выставка сосредоточена в Пикетном зале Зимнего дворца. Во время почти полуторачасовой экскурсии мы зал не покидали, поэтому у меня была прекрасная возможность не только послушать экскурсовода, но и изучить мебель.
Докладываю. Мебель изготовлена:
- для интерьеров Мальтийской капеллы Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге;
- резчиком Телесфоро Бонавери;
- по рисункам архитектора Джакомо Кваренги;
- в России в конце XVIII века;
- из дерева и бархата;
- в технике резьбы и позолоты.
Из
аннотации к выставке с сайта Эрмитажа:
В 1797 году было создано Великое приорство российское (католическое). Император Павел I был провозглашен протектором Ордена.
[Мальтийская] Капелла [Воронцовского дворца] была создана в 1798-1800 гг. по проекту Кваренги. Во время царствования Павла I Воронцовский дворец являлся резиденцией Ордена в России.
В этом месте повеяло холодом.
Прозвучал первый звоночек: так близко к Мальтийскому ордену через изучение его мебели я еще не подходил.
Беру себя в руки и продолжаю осмотр. Обращаю внимание на тронное кресло Великого магистра, скамеечку для ног и парные банкетки. Напоминаю, что они:
- спроектированы одним архитектором;
- для одного помещения;
- исполнены одним резчиком;
- из одного материала;
- в единой технике.
Теперь вопрос: почему банкетка тяготеет к классицизму, скамеечка для ног - к барокко, а тронное кресло с ренессансной ажурной спинкой и позднеримскими ножками-орлами и подлокотниками-крыльями предвосхищает появление ампира?
К кресту с распятием и напрестольным светильникам подобных вопросов нет: они в одном стиле.
Чтобы немного перевести дух, поднимаю взгляд наверх. Тут же люстра Пикетного зала пополняет мою
коллекцию люстр и паникадил. Перехожу к осмотру нагрудных знаков.
Из
аннотации к выставке с сайта Эрмитажа:
Эмблемой Ордена стал белый восьмиконечный крест.
Изображение мальтийского креста широко использовалось в символике полковых нагрудных знаков и знаков военно-учебных заведений, в большинстве случаев указывая на время их основания в период правления Павла I.
Знаки настолько красивы, что прямо и не знаю, какой себе выбрать. Склоняюсь к тому, что на широкой ленте с золотым шитьем.
Знак ордена Св. Иоанна Иерусалимского
Рим, начало XX в. Фирма Tanfani & Bertarelli
Серебро, эмаль, ткань
И тут слышу второй звоночек: не слишком ли тебе нравятся украшения?
Перехожу к одежде.
Застываю перед витриной, не могу оторвать взгляд от черного сюртука приталенного силуэта. Того, что слева, с покатыми плечами и узкими рукавами, с отложным воротником на невысокой стойке, с крупными пуговицами.
Костюм мужской: фрак и брюки
Принадлежал великому князю Николаю Павловичу
Россия, 1810-е гг.
Сукно
Разглядываю его и издалека, и вблизи. Восхищаюсь тонкой портновской работой, красивым кроем плеча и отличной посадкой.
Великолепный сюртук, я такой же хочу!
И тут звучит третий звоночек: мебель изучена, нагрудный знак выбран, сюртук нравится. Это прямая дорога в Мальтийский орден!
Возвращаюсь домой и перерываю свой гардероб.
На фото: пиджак из синтетического джерси, сорочка из хлопчатобумажного джерси с двойным воротником-стойкой, подвеска - за неимением мальтийской символики - белая натуральная жемчужина на серебряной цепочке.
Все Giorgio Armani.
Ничего не могу с собой поделать: я в Мальтийском ордене.
Сходил на выставку, называется.