Александр Александрович Киселев - живописец-пейзажист, участник Товарищества передвижных художественных выставок, академик и действительный член Императорской Академии художеств;
на протяжении 15 лет Киселев руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища Академии художеств (для сравнения: его предшественники на этом посту - Шишкин и Куинджи - руководили мастерской по 2-3 года каждый);
им создано свыше 800 живописных полотен, большинство этих которых разошлись по частным коллекциям;
самое большое собрание работ Киселева хранится в его доме-музее в Туапсе?
Я тоже не знал, поэтому пришел в его музей.
Предлагаю пройти по дому Киселева с маленькой мебельной экскурсией. Впервые Киселев прибыл в Туапсе в 1889 году. В 1902 году построил каменный дом. Сейчас обстановка в доме воссоздана на первое десятилетие XX века.
Столовая Самая просторная и наиболее полно меблированная комната в доме. На овальном столе кузнецовский фарфор. На дальнем плане горка с зеркальной надстройкой. Вдоль стены два книжных шкафа с готической расстекловкой дверок.
Фотография искажает внешний вид буфета. Причина в многочисленных зеркалах в задней его стенке. Во-первых, кажется, что верхняя часть буфета объемная, но это не так. Небольшой объем есть только у полочки с аркадой под карнизом. Во-вторых, в зеркалах отражаются готические дверки шкафов, стоящих напротив. Если мысленно удалить наслоение посторонней готики, то останется смесь из мавританской аркады, эмоционального барочного карниза и внестилевой тумбы-основания.
В предыдущие два кадра попадала кучерявая люстра. Вот ее силуэт для сорок первой дюжины люстр и паникадил.
Музейщики намекают, что Киселев мог прибыть в Туапсе с таким дорожным сундуком. Углы и ребра обшиты металлом. Замок не навесной, а внутренний (начало века как-никак). Дополнительно крышку удерживают две застежки.
И в дополнение к сундуку у Киселева мог быть чемодан. Но это лишь предположение.
А вот что точно известно, так это то, что всего за туапсинский период Киселев создал 34 полотна. Работал он на пленэре и в мастерской.
Мастерская Мемориальный мольберт был сделан по чертежам Киселева. В углу за мольбертом прячутся другие мемориальные вещи: палитра, ящик для красок, этюдник, стульчик для этюдов.
Трехногий стульчик для этюдов был сделан Киселевым собственноручно. Функцию сиденья выполняет треугольный чехол из ткани. Чехол натянут на деревянный каркас и препятствует разъезжанию ножек. Все перечисленные мемориальные предметы были переданы в музей внуком художника Сергеем Владимировичем Киселевым.
Стереоскоп (Россия, 1900 г.). Вращая его ручку, можно было сменять картинки.
Дальше будем вращать ручку быстро и в следующих помещениях остановимся лишь на двух предметах обстановки.
Музыкальная гостиная Это патефон. Рупор встроен в корпус, звук должен выходить из открытых дверок.
Рабочий кабинет Здесь нас ждет совершенно экзотический предмет мебели. Назову его кабинетом в китайском стиле. Очертания нижней части напоминают некое животное, держащее на своей спине шкафчик в виде барабана. В лапах-кабриолях есть что-то волчье или тигриное. И если передние лапы (слева) естественно направлены вперед, то задние лапы (справа) уже противоестественно вывернуты назад.
Сама спина непонятного животного - настоящее месиво из чешуйчатых тел драконов. А может быть, это водоплавающие существа, омываемые морской пеной.
Барабан по периметру окаймлен растительной резьбой. В верхнем полукружии резьбы больше, она даже образует свисающий козырек. К верхней полке прикреплен широкий растительный подзор. Резьбой украшены ящички внизу.
Декор не заканчивается на наружных поверхностях - он продолжается на задней стенке и на внутренней поверхности обечайки. Отдельного внимания заслуживает двухуровневая S-образная полочка. Скорее всего, это фанера, но как загнута!
Диковинным кабинетом заканчиваю осмотр мебели. Слышу вопрос: так сколько же работ академика Киселева хранится в Туапсе? Отвечаю - 14. Сравните: в собрании Русского музея их всего 5, в Третьяковской галерее - 8, в туапсинском доме художника - 14, что больше, чем 5 плюс 8.
20 работ собрано здесь, но лишь в электронном виде.