Дом-музей В. Г. Короленко в Джанхоте

Oct 24, 2019 19:56

27.09.2017
Существует мнение о том, что после ухода из жизни Льва Толстого русскую литературу возглавил Владимир Галактионович Короленко. Видимо, поэтому в интерьерах музея Короленко, вслед за Ясной Поляной, запрещается фотографировать. Однако в Джанхоте музейщики пошли дальше - взимают плату за фотографирование на территории усадьбы.


Фото: www.гелмузей.рф

Выказываю по этому поводу толстовское непротивление злу насилием.

Усадьба была построена братом Владимира, Илларионом Короленко, в 1901-1902 годах на принадлежавшем Иллариону участке земли. Владимир участвовал в строительстве. Он же разработал проект усадьбы, удачно вписав каменный дом и флигель в рельеф крутого склона горы Святой Нины.
Дом двухэтажный. Первый этаж был отдан под гостевые комнаты. Хозяева располагались на втором. Владимир не хотел, чтобы гости и хозяева мешали друг другу. Поэтому доступ в помещения как первого, так и второго этажей предусмотрел только с улицы: в доме нет внутренних лестниц.


Фото: www.gesture.narod.ru

Предлагаю пройти по комнатам второго этажа с краткой мебельной экскурсией.

Обеденная зала
Прямоугольный стол окружен четырьмя стульями. Их основа гнутая, тонетовская. А вот фигурные спинки выполнены из фанеры, на которую тиснением нанесен рисунок.
Стулья мемориальные. Они бытовали в доме с 1902 по 1930 гг. и вернулись в музей в 1966 году от внука писателя, Г. И. Короленко.

На дальнем плане, зачехленные, стоят диван и кресло. Их очертания напоминают модель Честер.


Фото: www.mono-polist.livejournal.com

Пара кресел - уникальные по своему дизайну экспонаты в моей мебельной коллекции. Похоже, что сиденья могут вращаться. Более того, похоже, что за счет вращения высота сидений регулируется. Назову эту находку вращающимися полубарными креслами.


Фото: www.mono-polist.livejournal.com

По правую руку от входа расположен буфет. Его оригинальность заключается в срезанных углах. К тому же, верхние угловые стенки еще и застеклены. Стеклянные полотна с фацетом, узкие, по две штуки в каждую рамку.


Фото: www.mono-polist.livejournal.com

Комната отдыха
Если усугубить музейную терминологию (комната отдыха), то тогда и металлические кровати следует назвать мебелью для лежания. Кроватные спинки не только разной высоты и формы, но и разной конструкции. Рама той спинки, что слева, изготовлена только из прямолинейных металлических стержней, скрепленных уголками. В конструкции второй рамы уголки не используются: верхняя перекладина П-образная.

На интимный характер комнаты указывает присутствие в ней комода с туалетной надстройкой. И если комодная часть лаконична, то туалетная надстройка очень даже кучерява: несколько ярусов, сложные формы, декоративное навершие.

Шкаф с резными дверками украшен массивным карнизом. По карнизу проложен резной бордюр. Все вместе - большая, дорогая работа.


Фото: www.mono-polist.livejournal.com

Кабинет-гостиная
На переднем плане шахматный столик. Игровое поле выполнено шпонированием прямо по поверхности столешницы.

У левого окна видим неприметную тумбу. Однако она интересна тем, что ее объем разбит на секции несколькими вертикальными перегородками. Можно предположить, что тумба предназначалась для хранения нот (рядом рояль), либо грампластинок (но где тогда патефон?).

Справа тонетовское кресло-качалка. Голова может закружиться от одного только хитросплетения гнутых деталей.

Наконец, у окна справа стоит двухтумбовый письменный стол. В подстолье три выдвижных ящика. Столешница покрыта синим сукном.
Стол мемориальный. Его история такова. Принадлежал Иллариону и находился в этом доме с 1902 по 1929 гг. Во время приездов в Джанхот в 1904, 1908, 1912 и 1915 гг. Владимира стол был в его распоряжении. За этим столом Владимир работал над статьями для журналов «Русское богатство», «Современные записки», «Русские записки», рассказом «Без языка», очерком «У казаков», воспоминаниями об А. П. Чехове и Н. Г. Чернышевском. После отъезда хозяев стол поступил в местный сельсовет, затем был передан в сельскую библиотеку. В 1963 году вернулся на свое мемориальное место.


Фото: www.south.life

Нашу экскурсию завершу словами Владимира Короленко из его письма, направленного в августе 1902 года Чехову: «Очень жалею, что Вы не исполнили своего (правда, проблематического) предположения и не завернули к нам, в Джанхот. Теперь здесь очень хорошо и, главное, - тихо. Кричат только сверчки и цикады (и то не так разнузданно, как в Крыму), да шумят деревья».

Осенью, в отсутствие многочисленных туристов, все так и есть.
По традиции - слово Пеппе.

Короленко, в Адлер, стол, мебель мемориальная, честер, Пеппа, буфет, мебель металлическая, Джанхот, кресло-качалка, мебель, кресло полубарное, кресло, nophoto, мебель Тонета, мебель в музее, столик шахматный, комод, диван, кровать, шкаф, тумба, стул

Previous post Next post
Up