Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Aug 28, 2019 16:57

27.08.2017
Двор Фонтанного дома. Южный флигель.



Лестница
По лестнице поднимаемся на третий этаж.


Люстра с лестничной площадки попадает в тридцать девятую дюжину люстр и паникадил.


Дверь в квартиру № 44.


На двери латунная табличка с именем Николая Николаевича Пунина, искусствоведа, историка искусства, художественного критика. С августа 1922 года эта квартира стала его служебным жильем. С октября того же года здесь, по выражению дочери Н. Пунина Ирины, «постепенно» поселилась Ахматова. Также постепенно квартира стала коммунальной.


Прежде чем мы войдем, несколько замечаний.
На всякий случай напомню, что наша экскурсия будет не литературно-поэтической, а мебельной. И пройдет она по квартире для Питера типичной, коммунальной, что всколыхнуло во мне (и моей матушке) кое-какие воспоминания о другой коммуналке, в которой мы часто в прошлой жизни бывали.
А вот музей здесь получился нетипичный: пространственное членение квартиры на комнаты почти строго совпадает с временны́м членением экспозиции и жизни. Связано это с тем, в разные периоды жизни Ахматова ютилась в разных комнатах.

Прихожая
У входа - гнутая напольная вешалка и высокое трюмо со столиком-консолью. На столике - керосиновая лампа.


У печи круглый гнутый табурет.


Настенный телефон. Его номер шестизначный - Ж 2-12-40. В коммунальных квартирах по телефону разговаривали стоя и часто записи делали прямо на обоях (вспоминаются «Покровские ворота»). Здесь же под телефоном небольшая полочка на Г-образной подпорке.


Дамская сумочка, шляпки - вряд ли они висели бы на настенной вешалке в общем коридоре коммунальной квартиры. Но вот пальто Николая Пунина так и осталось висеть после третьего ареста его владельца в 1949 году. Пунин был отправлен под Воркуту, в 1953 году умер в лагерной больнице и был похоронен в безымянной могиле.


Дорожный сундук в деревянной оплетке, саквояжи.


Кухня
Глухой трехдверный буфет, виден краешек кухонного стола.


Дровяная плита с многочисленной кухонной утварью. Вообще, назначение каждого предмета отлично прокомментировала моя матушка, когда я сбросил ей эти фотографии в ВК. С ее же слов, черный квадрат на стене над плитой - это отверстие, в которое вставлялась труба разожженного самовара.


Два табурета, тумбочка под самовар.


Называю этот предмет мебели именно тумбочкой, а не самоварным столиком: у каменной столешницы нет характерного для самоварных столиков полукруглого выступа для посуды, которую ставят под самоварный носик.


На табурете керосинка, на полу бидон для керосина и воронка.


Настенные полки. На верхней, в самом углу, стоит печка «Чудо» (в простонародье чудо-печка). Моя матушка считает, что это гениальное изобретение советской кухонной промышленности вошло в обиход уже после войны.


Тумбочка. Чугунная раковина с чугунными же коленом и фановой трубой. Медный кран.


Коридор
Вид на Лёвин «тупичок», то есть на закуток, в котором обитал сын Ахматовой Лев Гумилев.


Вообще, длинный коридор - обязательный атрибут большой коммунальной квартиры. Так, общая длина двух рукавов Г-образного коридора в коммунальной квартире № 3 дома № 17 по улице Желябова, в котором жила моя бабушка, составляла в общей сложности не менее 35-40 метров, насколько я помню.

Вид в обратную сторону: со стороны «тупичка» - на кухню. Антресоли.


Сундук, чемоданы. Черная тарелка радио на кухонном буфете.


«Тупичок» Льва Гумилева. 1930-е годы
В 1929 году сын Ахматовой Лев Гумилев приехал в Ленинград (ранее он жил у бабушки в Бежецке). Угол, в котором его поселили, Анна Андреевна называла «тупичком». 17-летний Лев называл это место иначе - коридор. Здесь, соорудив себе на сундуке кровать, он жил вплоть до 1935 года, когда его впервые арестовали.


Еще из мебели - бамбуковая этажерка.
Моя матушка вспоминает: «Почти такая же этажерка была до войны у нас, но во время войны ее украли. Обнаружили в соседней квартире».


Кабинет Николая Пунина. 1920-е годы
Впервые Анна Ахматова пришла сюда, к Николаю Пунину, человеку, которому суждено было стать ее третьим мужем, 19 октября 1922 года.


На двухтумбовом письменном столе мемориальные вещи Николая Николаевича: настольная лампа, чернильница, статуэтка «Мадонна с младенцем», ручка, футляр для блокнота.


На вольтеровском кресле на колесиках - портфель Пунина.


Книжный шкаф. На его левом краю - принадлежавшая Пунину статуя Будды, на правом - фотографические кассеты Пунина. Рядом его фотоаппарат.


Рабочим местом Ахматовой были диван и столик. «Она предпочитала быть в постели... со своими тетрадями, блокнотами, книгами, лежа писала или читала», - вспоминала дочь Пунина Ирина. Ахматова занималась переводами. На нижней полочке столика лежит полный русско-французский словарь.


Шкафчик-витрина хранит ахматовские вещи: веер, круглую шкатулку, стеклянную пудреницу, статуэтку «Анна Ахматова», фигурку мужчины с веером в руке, сумочку типа портмоне. Сумочка, которую Ахматова называла «мифка», была подарена ею в 1913 году М. Л. Лозинскому. А чернильницу в форме улитки в саду Фонтанного дома нашел муж Ирины Пуниной и подарил Ахматовой.


В 1949 году, после третьего ареста Пунина, в его кабинете поселился сотрудник НКВД.

Столовая. 1930-е годы
По цвету стен столовую называли «розовой комнатой». Пожалуй, здесь «коммунальность» запредельная. За квадратным обеденным столом, покрытым вязаной скатертью, собирались жены Пунина, его Анны: Анна Аренс - бывшая жена, законная, и Анна Ахматова - жена нынешняя, неофициальная. Здесь же были дочь и мачеха Пунина, а также его тесть.


В невысокой горке, или витрине, - принадлежавшие Ахматовой заварные чайники, сахарница, чайная чашка.


По обе стороны консольного столика - мемориальная мебель. Слева стул начала XX века. Он с мягкими сиденьем и спинкой. Принадлежал семье Пуниных.
Справа стул середины XIX века. Принадлежал Ахматовой. Он напоминает античный стул-клисмос: его ножки саблевидны,


а спинка резная.


Венское кресло. По краю плоского кожаного сиденья прибиты гвоздики.


Необъяснимо, но спереди почаще, сзади и по бокам пореже.


В 1938 году Ахматова и Пунин расстались. Ахматова переселилась в соседнюю комнату и больше не выходила к общему столу.

Комната Ахматовой. 1940 год
Бывшая детская. Здесь Ахматова прожила до отъезда в эвакуацию в сентябре 1941 года. Как пишут, жила замкнуто, но «была окружена заботой друга - Владимира Георгиевича Гаршина».


В углу над витриной - принадлежавшая Ахматовой икона Казанской Божьей Матери (XIX век).


В витрине - мемориальные ахматовские вещи: статуэтка «Анна Ахматова» работы Н. Я. Данько, Е. Я. Данько (1924 г.), флакон рубинового стекла (начало XX в.), шкатулка.
Шкатулку из Африки в подарок Ахматовой привез Николай Гумилев. Когда их сын Лев Гумилев был арестован и отправлен в лагерь, Ахматова складывала в шкатулку квитанции об отправке ему посылок. После возвращения сына Ахматова подарила шкатулку ему.
Металлический поднос с росписью (XIX в.) принадлежал семье Пуниных.

Стоящий на полу чемодан Ахматова купила для поездки в 1936 году в Воронеж к сосланному туда Мандельштаму. Этот чемоданчик она называла «магедан» с намеком на возможный выход из квартиры с вещами.


Зеркало (конец XIX в.) принадлежало Ахматовой.


Итальянский резной сундук (XVIII в.), или креденца (как указано в музейном путеводителе, что неправильно), или - правильнее - кассоне. Ахматова получила его от своей подруги Ольги Глебовой-Судейкиной, которая покинула Россию в 1924 году. До конца жизни Ахматова хранила в нем свой архив, называя «сундуком флорентийской невесты».

Почему употребление названия «креденца» неверно? Итальянское слово «креденца» обозначает предмет мебели для хранения. Да, по форме и размерам креденца может походить на сундук, но будет отличаться от него способом открывания. У креденцы - фронтальные распашные дверки или (в современных моделях) дверки-купе. У сундука же открывающаяся верхняя крышка. Его разновидность - это сундук-кассоне, то есть итальянский свадебный сундук, появившийся в эпоху Возрождения, часто богато украшенный инкрустацией или резьбой. Так что ахматовский «сундук флорентийской невесты» - это как раз кассоне, а не креденца.
Прекрасные образцы сундуков-кассоне можно увидеть в Приоратском дворце в Гатчине и в Мирском замке в Белоруссии.

Ваза в форме рога (конец XIX - начало XX века) тоже ранее принадлежала Ольге Глебовой-Судейкиной, а затем перешла к Ахматовой.


Низкая широкая тахта, аккуратный секретер. В этой комнате Ахматова вела работу над «Реквиемом»: писала - и только самые близкие друзья, среди которых был Владимир Гаршин, заучивали написанное наизусть, затем рукописи сжигали.
Стоящая на секретере китайская пепельница XIX века принадлежала Ахматовой.


Осенью 1941 года, после отъезда Ахматовой в ташкентскую эвакуацию, в ее комнату вселили бухгалтера из Управления по охране памятников искусства. Как и все в блокадном городе, он замерзал и голодал. Спасаясь от холода, он сжег ахматовскую мебель и все ее книги.

Комната Ахматовой. 1945 год
В конце мая 1944 года Ахматова в числе первых вернулась из эвакуации в Ленинград. В октябре, то есть пять месяцев спустя, получила на эту комнату ордер. В ноябре 1945 года, после семи лет разлуки с матерью (сначала из-за тюрьмы и лагеря, затем из-за войны), сюда вернулся Лев Гумилев. До следующего ареста он прожил здесь четыре года.

В ноябре 1945-го Ахматову посетил «знаток и почитатель русской поэзии, в то время секретарь Британского посольства, а в будущем философ и историк идей ХХ века» Исайя Берлин. По его словам, «комната была обставлена очень скупо, по-видимому почти все, что в ней стояло раньше, исчезло во время блокады».

В углу, за печью и рококошным креслицем, изголовье простой узкой металлической кровати. На зеркальном полотне трюмо воспроизведены фотографии Ахматовой и родных и близких ей людей: Николая и Льва Гумилевых, Николая Пунина, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Ольги Глебовой-Судейкиной.


В шкафчике хранятся принадлежавшие Ахматовой вещи: подсвечники (XIX в.), ручка (начало XX в.), портсигар (первая половина XX в.), бусы, пресс из горного хрусталя, гребень, статуэтка «Олень» (1920-1930-е гг.). Гребень был привезен Н. С. Гумилевым из африканской экспедиции в подарок Ахматовой в 1910-е гг. Статуэтку подарил Пунин.


На стуле - длинная шаль, ставшая частью образа Ахматовой. На ломберном столике лежат принадлежавшие Ахматовой бювар для бумаг (XIX в.) и выполненные по эскизам Ольги Глебовой-Судейкиной чашка с блюдцем (конец 1910-х - начало 1920-х гг.). Здесь же книги Ахматовой с посвящением Исайе Берлину.


Встречу с Берлином Ахматовой не простили. Вскоре в потолке комнаты установили прослушивающее устройство. В августе 1946 года вышло знаменитое постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», направленное против Ахматовой и Зощенко. Ахматову исключили из Союза писателей, лишили продовольственных карточек. В 1949-м были вновь арестованы Лев Гумилев и Николай Пунин.

Люстрой ахматовской комнаты завершу тридцать девятую дюжину люстр и паникадил.


В 1952 году Ахматова была вынуждена покинуть Фонтанный дом. Вся пунинская квартира была отдана под нужды Научно-исследовательского Арктического института.

стол, кассоне, кресло вольтеровское, мебель металлическая, креденс, полка, витрина, секретер, свет, трюмо, шкафчик, кресло, мебель в музее, стол письменный, клисмос, вешалка, этажерка, столик, Ахматова, мебель мемориальная, столик самоварный, печь кухонная, столик ломберный, буфет, зеркало, мебель, табурет, мебель Тонета, консоль, люстра, тахта, кровать, Санкт-Петербург, мебель бамбуковая, тумба, стул, мебель Италии

Previous post Next post
Up