Оба значения как нельзя лучше подходят в качестве названия для этого поста.
07.11.2015. Рассказ о посещении дома-музея П. И. Чайковского в Клину будет неполон, если не упомянуть об отдельно стоящем флигеле, который ранее использовался как гостевое помещение. Сейчас во флигеле размещена выставка, посвященная находящейся поблизости усадьбе Демьяново.
Усадьба принадлежала адвокату и философу Владимиру Ивановичу Танееву. Его брат - Сергей Иванович Танеев - был любимым учеником П. И. Чайковского, выдающимся музыкально-общественным деятелем, пианистом, педагогом, первым в России крупным ученым-музыковедом. Усадьбу посещали А. В. и В. А. Васнецовы, К. А. Тимирязев, А. Белый, сестры Гнесины, С. И. Танеев и сам П. И. Чайковский. Сейчас от Демьяново остались руины.
Ученую атмосферу усадьбы Демьяново передает воссозданный во флигеле фрагмент кабинета. Интерес для мебельщика представляет библиотечный стол, столешница которого покрыта дерматином.
[Почему стол называется библиотечным?]Стол называется библиотечным потому, что предназначен для письменных работ, но, в отличие от стола письменного, не имеет тумб с выдвижными ящиками.
За счет большой ширины столешницы и отсутствия массивных тумб конструкция кажется легкой. А прочность ей придают мощные ножки рояльного типа. Стул Тонета мы видели в доме П. И. Чайковского и уже знаем, что сиденье и центральная вставка в спинке несут на себе красивый тисненый рисунок. Пожалуй, впервые я вижу этажерку, которая смотрелась бы так органично. Не тощая и высокая, набитая разношерстной мелочью, как обычно, а коренастая, но элегантная, средней высоты, заполненная книгами одного формата. Хочу такую же, с такими же книгами.
В углу стоит конторка простой, если не сказать деревенской, конструкции.
Далее перед нами фрагмент экспозиции, посвященной С. И. Танееву.
Диван, два кресла и круглый столик, выполненные в стиле классицизм, представляют собой единый гарнитур. На единство предметов для сиденья указывает единообразное возвышение спинок в виде волны с плоским гребнем, а также декоративные кубы в вершинах боковых устоев. Такой же декор в виде куба есть и в подстолье столика. Кроме того, во всех предметах гарнитура повторяется единый мотив шишки (в локотниках кресел и дивана, ножках кресел и столика). Угол занимает этажерка как раз той бестолковой конструкции, из-за которой я этажеркам не симпатизирую.
У левой стены музыкальный инструмент (клавикорд?) в стиле ампир. Стул Тонета выглядит чужеродным в этом интерьере.
У противоположной стены мы видим комод с семью ящиками, называемый по-итальянски settimino, что не рекомендуется простодушно переводить на русский как «неделька». Неделька - это из другой оперы.
Этим дополнением (annex) завершаю рассказ о флигеле (тоже annex) и всем доме-музее П. И. Чайковского в Клину. Держу путь в Александровскую слободу.
Пост написан под симфонию № 4 c-moll и канцону для кларнета С. И. Танеева.