Чайковский был писаный красавец, большой эстет и известный модник

Jan 04, 2016 23:18

07.11.2015.
Как мебельщик, заявляю, что Чайковский был писаный красавец, большой эстет и известный модник.
Чтобы доказать это, помещаю в начало поста одну из самых ярких фотографий композитора и применительно к ней смело перефразирую и вольно дополняю слова его друга, музыкального критика Г. А. Лароша: белый как лунь, пусть и с поредевшими волосами, с красиво остриженными бородой и усами, элегантно одетый, Петр Ильич свободно расположился на дорогой изящной мебели для парадного фотографирования.


Известно, что Чайковский интересовался модой, носил дорогую стильную одежду, пользовался парфюмерией. Всевозможные музыкальные общества и частные лица из числа почитателей его таланта преподносили ему изысканные подарки по случаю успешных премьер, долгожданных гастролей и на круглые даты.

А что же мебель? Читатель видит на фото красивый S-образный изгиб спинки кресла, мягкую (возможно шерстянистую) обивку с узором из растительных мотивов и турецких огурцов, каретную стяжку с глубоко утопленными пуговицами, толстый крученый декоративный шнур, богатую разноцветную кисть - и в голове его складывается представление о том, что вся мебель Петра Ильича в его доме в Клину такая же роскошная. Но это не так.

Давайте разберемся со всем по порядку: одежда Петра Ильича, принадлежащие ему вещицы, безделицы, прочие аксессуары, подарки, мебель и текстиль.


Часть 1. Одежда и аксессуары глазами мебельщика

В молодые годы Петр Ильич был слегка экстравагантен.


На фото: П. И. Чайковский в первый год преподавательской деятельности в Московской консерватории. Зима 1866-67 годов. Москва

[Лирическое отступление]Справедливости ради надо отметить, что в молодые годы слегка экстравагантен был не он один. Так, в бутике Emporio Armani, что в Неаполе, я однажды чуть не купил такого же фасона шубу: длиной до пола, из стриженого мутона, темно-синего фирменного цвета Армани. Но родственники втроем встали стеной и преградили мне путь к кассе.

В зрелые годы на смену экстравагантности пришла элегантность.
Чайковский полюбил мягкие брюки без стрелок из тканей в мелкую клетку или средней ширины полоску.


На фото: П. И. Чайковский во время пребывания в Париже. 9 июня 1886 года. Фотоателье Ш. Ройтлингера

В его гардеробе преобладали пиджаки с высокой застежкой, с краем и деталями, обтачанными шелковистой лентой.


На фото: П. И. Чайковский во время гастролей в Гамбурге. 9 (21) января 1888 года. Фотоателье Э. Бибера

Петру Ильичу невероятно шли шляпы.


На фото: П. И. Чайковский во время пребывания в Женеве. 23 февраля (6 марта) 1889 г. Фотограф неизвестен, моментальная фотография

Конечно, композитор уделял внимание мужским аксессуарам: галстукам, булавкам для них


На фото: П. И. Чайковский во время пребывания в Петербурге. Конец 1889 - начало 1890 года. Фотоателье А. Н. Пазетти

и цепочкам для пенсне.


На фото: П. И. Чайковский во время гастролей в США. 16 (28) апреля 1891 года. Нью-Йорк. Фотоателье Н. Сарони

С одеждой все просто: почти не осталось возможности судить о ней иначе как по фотографиям.

Чтобы разобраться со всем остальным, можно совершить поездку в Клин в дом-музей композитора. Так что впереди результаты исследований - и даже с некоторыми открытиями.


Часть 2. Вещицы, безделицы, аксессуары прочие, подарки, мебель, текстиль - все глазами мебельщика

Подходим к заветному крыльцу.


Видим табличку. Сверяем часы: сейчас суббота, половина четвертого.


Мы прибыли не вовремя. Петра Ильича «дома нетъ, просятъ не звонить».
Час действительно неурочный: и экскурсии уже не проводят. Но мы зайдем к Петру Ильичу в гости и осмотрим музей самостоятельно.

Поднимаемся на второй этаж. В прихожей вешалка для пальто. Конструкция типичная: полочка для головных уборов, крючки для одежды, барьер для тростей.


Кстати, вешалка аналогичной конструкции была обнаружена мной в санкт-петербургской квартире Н. А. Римского-Корсакова.
[Желающие могут взглянуть на фото вешалки]
Вешалка Николая Андреевича поосновательнее будет.



Продолжаем осмотр прихожей.
Двустворчатый платяной шкаф. Двери рамочно-филенчатой конструкции. Внизу два выдвижных ящика. Наверху карниз с мягким скругленным профилем.


Шкаф отражается в расположенном на противоположной стене зеркале. Рама с двойным профилем, со сругленными наверху и прямыми внизу углами.
Конструкцию овального стола изучить не представляется возможным. Из-под покрывала торчат только ножки. Видно, что они декорированы резьбой и каннелюрами. Проножка украшена шишкой.


В углу кресло-бержер с расширяющейся вверху спинкой (с ушами). Деревянные детали причудливо изогнуты в рококошной стилистике. Но если посмотреть на внутреннюю поверхность того подлокотника, что справа от нас, то его декоративная линия предвосхищает растительные мотивы модерна.
Передние ножки оснащены не маленькими - малюсенькими - колесиками. Забегая вперед, замечу, что в доме Чайковского удивительно много мебели имеет подобные малюсенькие колесики.


Из прихожей пройдем в кабинет-гостиную.

Справа от входа «моцартовский шкаф» с полным собранием сочинений В. А. Моцарта в издании Брейткопфа и Гертеля и партитурами опер М. И. Глинки. Содержимое шкафа бесценно, но дизайн шкафа я бы не назвал выдающимся.
Две застекленные дверки. В нижней трети деревянные филенки с дополнительными декоративными накладками. Углы накладок срезаны в виде четвертинок круга. Вершины срезанных углов заполнены выпуклыми круглыми кнопками. Пилястры же украшены треугольными в профиле накладками, разорванными посередине выпуклыми квадратми. В верхней части шкаф оснащен двумя выдвижными ящиками, пользоваться которыми, на мой взгляд, неудобно: чтобы увидеть, что в них лежит, ящики надо полностью вынуть из шкафа либо встать на цыпочки.


Слева у окна стулья виндзорского типа, из гарнитура. Спинка выполнена в виде балюстрады. В отличие от виндзорской классики, вместо того чтобы начинаться в основании сиденья и заканчиваться в верхней перекладине спинки, балясины закреплены на двух дополнительных горизонтальных рейках. Передние ножки на колесиках.
В просвете окна круглый столик с тремя ножками на центральной опоре из трех точеных стоек.


На столе - подарок № 1. Бронзовая статуэтка «Поющий петух» скульптора О. Кэна.
Одна из многочисленных изящных безделиц. Вручена Чайковскому французским актером Л. Гитри.


У противоположной стены стул, кресло и диванчик из гарнитура. Спинки всех предметов оформлены мягкой перекладиной и простеганы с пуговицами.
Стул с такого типа мягкой перекладиной (не обязательно с простежкой) получил название стул-voyeuse, или conversation-chair (уникальное знание почерпнул из умной книги, когда дочитал до страницы 107).

Читатель мог заметить, что в доме много текстиля, который сложно назвать роскошным: пестрые ковры геометрического рисунка, рукодельные вязаные или расшитые растительным орнаментом скатерти.


Есть, например, подушка, вышитая в народном стиле с надписью «Чем богата[,] тем и рада», подаренная композитору его двоюродной сестрой Анной Петровной Мерклинг.


Если вернуться к гарнитуру и посмотреть на нижнюю часть его предметов, от пола до сиденья, то перед нами предстанет вариант классицизма: прямые точеные суживающиеся книзу передние ножки с каннелюрами, кубы в углах рамы, оканчивающиеся завитками локотники.


Спинка же с балюстрадой путает все карты и делает гарнитур эклектичным.


К следующему окну приставлен стол для корректур. Прямоугольная столешница покрыта зеленым сукном. Каждая из ножек состоит из трех точеных стоек. Ножки соединены центральной проножкой.

В простенке между окнами расположилась витрина. В нижней части две узкие деревянные дверки. В верхней - широкая застекленная дверка. Навершие волнообразное, с карнизом.
В витрине хранятся, например, серебряная кружка-кубок, миниатюрная статуя Свободы и другие ценные подарки, преподнесенные композитору.


Подарок № 2. Серебряная кружка-кубок.
Преподнесена московскими друзьями-музыкантами 4 ноября 1891 года, в день премьеры в Большом театре «Пиковой дамы».



[Лирическое отступление]Мою самую любимую оперу Чайковского - «Пиковую даму» - мне посчастливилось 6 (шесть!) раз послушать в Михайловском театре. Все шесть раз партию Графини исполняла мой кумир Е. В. Образцова - специально на Образцову и ходил.

Подарок № 3. Серебряные солонки.
Одна декорирована орнаментальной насечкой, две другие украшены узорами в технике перегородчатой эмали.


Подарок № 4. Серебряные миниатюрные туфельки.
Отделаны выемчатой эмалью в виде незабудок, а по боками - нотными строчками - фрагментами из оперы «Черевички». Преподнесены в память о премьере оперы «Черевички» в Большом театре и первом выступлении Чайковского в качестве оперного дирижера, состоявшемся 19 января 1887 года.


Подарок № 5. Серебряный сундучок.
В нем Чайковскому после премьеры оперы «Опричник» в Мариинском театре в апреле 1874 года была вручена первая «Кондратьевская премия поощрения русских композиторов» в 300 рублей.


Возвращаемся к мебели. Читатель заметил, что стол для корректур находится рядом с роялем. Кабинетный рояль «Беккер» занимает середину гостиной, поэтому висящую над ним люстру фотографируем для пополнения десятой дюжины люстр и паникадил несколько сбоку.


Противоположный от входа в гостиную угол занят массивным диваном. Овальная спинка - из классицизма, силуэт ладьеобразного изгиба «локотники-ножки» - из ампира, но резной декор лицевой части дивана и особенно деревянные выдвижные ящики - оригинальное, не поддающееся классификации местное решение.
На переднем плане кресло с ренессансными замашками.
Перед диваном массивный дубовый письменный стол.

Стоящая на углу стола фаянсовая лампа подарена композитору пианистом Александром Ильичом Зилоти - подарок № 6.


Рядом с письменным столом простой двустворчатый книжный шкаф, единственными украшениями которого являются скромный карниз и не менее скромный подзор.

Каминный экран барочной формы с пасторальным рисунком вставки опирается на фантазийную конструкцию, напоминающую мебель из бамбука. Подарок № 7, от А. П. Мерклинг.


Перед тем как покинуть гостиную-кабинет и перейти в спальню, сделаем промежуточный вывод: вещицы, безделицы и подарки - либо хороши, либо очень хороши.

Спальня. Металлическая кровать с тонкими ножками, ажурными изголовьем и изножьем, с пружинным матрасом. Как и многие другие предметы мебели в доме Чайковского, кровать оснащена колесиками. Обращаем внимание на наличие в середине кровати поддерживающей ножки.

Вязаное крючком шерстяное покрывало выполнено племянницей Чайковского Анной Львовной Давыдовой-Мекк и подарено композитору.


На невероятной красоты домашних тапочках композитора вышиты птицы, сидящие на зеленых ветвях.
По поводу обуви удивляться не стоит: обувь, одежда, аксессуары у Петра Ильича были наиэлегантнейшими.


Двухдверный книжный шкаф с выдвижным ящиком внизу. По бокам пилястры с каннелюрами. Наверху массивный карниз оригинальной формы, напоминающей силуэт пагоды.


У окна простой письменный стол, выполненный местными мастерами из березы. Ножки прямые точеные. Проножки простейшие. Декор типично провинциальный в виде накладных ромбов. За этим столом написано немало произведений, в том числе последняя симфония  - Шестая («Патетическая»).


В простенке между окнами кресло-жаба очень большой глубины.


Прямо такое же глубокое, как кресло-жаба из тихвинского дома Римского-Корсакова (не путать с санкт-петербургской квартирой, вешалку из которой я показал ранее).
[Взглянуть на тихвинское кресло-жабу одним глазком]
Кресло-жаба Римского-Корсакова. Для сравнения обращаем внимание на шикарную шелковистую обивку в стильную полоску.



Кресло-бержер, что в углу спальни, мы уже видели в прихожей.
Туалетный стол с зеркалом в резной дубовой раме задрапирован, укутан так сильно, что все внимание отвлекает на себя драпировка, расшитая крестом и украшенная кружевом. Подарена Эммой Жентон, гувернанткой в доме друга Чайковского и поклонницей композитора.


Промежуточный вывод насчет текстиля: весь текстиль рукодельный, домашний, но душевный и с изюминкой.

На туалетном столе хранятся флаконы из-под одеколонов. Промежуточный вывод: аксессуары прочие - как у настоящего модника.


А вот стол для умывания - самой простой столярной конструкции.
Неприметный, но очень добротный шкаф-комод, украшенный оригинальным волнообразным навершием с аккуратной едва заметной резьбой.


Такая же скромная обстановка и в комнате для гостей.
Металлическая кровать с ажурным изголовьем и изножьем. Обратите внимание на наличие дополнительных ножек.
Письменный стол на точеных ножках, с центральной проножкой. Под столешницей с суконной вставкой два выдвижных ящика.
Гнутый стул Тонета.


У противоположной стены диван со спинкой и локотниками затейливой формы, украшенными деревянными вставками с резьбой. В основании дивана массивный выдвижной ящик.


Мы осмотрели все помещения, расположенные на втором этаже, которые занимал Петр Ильич. Осталась еще столовая на первом этаже, но уже напрашиваются два вывода.
  1. В отличие от роскошных одежды, обуви, аксессуаров, полученных подарков - мебель Чайковского простая. Никаких тебе ценных пород дерева, полировок, инкрустаций и бронзовых накладок.
  2. И текстиль простой, рукодельный, домашний, но зато очень уютный.
Часть 3. Пристройка, племянник и брат - глазами мебельщика

Пройдем в пристройку, возведенную после смерти Петра Ильича его младшим братом Модестом. Интерьеры пристройки разительно отличаются от всего, что мы увидели до настоящего момента.

Конец коридора в пристройке отдан под уголок для отдыха. Обращаем внимание на впервые появляющиеся в доме богатые стеновые панели с узорами в виде крестов.
По правую руку будет кабинет Модеста Ильича, слева - комната племянника композитора Владимира Львовича Давыдова, унаследовавшего после смерти Чайковского авторские права.


Осмотр начнем с комнаты Владимира Львовича и обратим внимание на отделку потолка.
Кессонный потолок имитирован потолочными панелями из сосновых реек, украшенных витиеватой накладной резьбой. Раскладка реек в центрах ромбов поочередно, в шахматном порядке, меняет направление.


Деревом зашиты и стены комнаты.
Диван полностью укутан холщовой тканью. Функцию локотников выполняют тюфяки.
За массивным письменным столом расположен стул оригинальной конструкции и формы: он на трех точеных ножках и, соответственно, треугольный в плане. Локотники в плане образуют трапецию за счет расширения спинки.


Шкаф платяной двустворчатый. Дверцы рамочно-филенчатые, нижняя четверть - с фигареями (утолщенной центральной частью).
Кресло обито кожей. Передние ножки точеные, с кубами в углах рамы - признак классицизма. Задние ножки и устои спинки сложной выгнутой формы, более характерной для ампира.
В углу рояль «Беккер», принадлежащий Модесту Ильичу.


Модест Ильич, по образованию юрист, был переводчиком, драматургом, либреттистом, музыкальным и театральным критиком, большим эстетом и ценителем прекрасного. В последнем легко убедиться.

Посетим и его кабинет.
Стены и потолок зашиты деревом.
У окна слева небольшой стол причудливой, но легкой конструкции, с выполненными по принципу этажерки полками.
Стулья обиты кожей и украшены крупными мебельными гво́здиками. Проножка у стульев крестообразная, выполненная по типу кресел «брустолоне», но, в отличие от оригинального прототипа, не отягощена резьбой. По лицевой стороне боковых устоев проложена резьба в виде ленты из наслаивающихся друг на друга листьев.
На всех горизонтальных поверхностях (столешницах, крышках шкафов) многочисленные изысканные аксессуары: лампы, вазочки, пепельницы, бюсты, письменные приборы.


Мифологические существа со львиной головой и закрученными в спираль бараньими рогами украшают верх боковых устоев стульев.
Вглубине у стены видны книжные шкафы с оригинальной вертикальной расстекловкой дверей.


У окна кресло схожей со стульями конструкции.
К камину приставлен столик-консоль на резных ножках с двумя боковыми и одной центральной проножкой.


В резные боковины столика вписаны львиные грифоны (львиные - то есть с головой льва, в отличие от орлиных грифонов с головой орла). Резьба по ножкам такого же рисунка, что и на стульях и полукресле.


Слева и справа от камина расположились двудверные книжные шкафы простой формы, без декора. Вся ценность - в хранящихся в них книгах по всевозможным отраслям знаний, всего свыше двух тысяч томов.


Одна из комнат, бывшая при жизни Петра Ильича гостевой, после его смерти была переоборудована в спальню Модеста Ильича.
В ней металлическая кровать с самыми простыми изголовьем и изножьем.
Кресло в стиле классицизм с красивым резным каркасом оснащено непременными маленькими колесиками на передних ножках.


Письменный стол на точеных ножках с массивными балясинами.
Туалетный столик накрыт тканью и не поддается изучению.


Среди аксессуаров, расположенных на туалетном столике, ларчик из голубого стекла, декорированный цветочной росписью, эмалью и золотом. Корпус граненый с откидной крышкой, украшенной металлическим ободком.


Перед тем как спуститься на первый этаж, хочется сделать еще один вывод.
  1. Не могу точно сказать про племянника, но брат композитора был тот еще модник, скорее всего получивший меньшее количество ценных подарков, но не уступивший Чайковскому в уровне аксессуаров и однозначно перещеголявший его в том, что касается трат на интерьеры и мебель.
Часть 4. Первый этаж глазами мебельщика

На первом этаже расположены помещения, связанные с приготовлением и приемом пищи.

Кухня примечательна мебелью в псевдорусском стиле, прямо как в тереме.
Верхние дверцы буфета рамочно-филенчатые, гладкие. Между дверцами расположены витые колонны, поддерживающие массивный резной карниз. Мотив резьбы растительный, солнечный. Нижние дверцы покрыты резьбой частично, выдвижные ящики - полностью. Не буфет, а сказка.


Стол, как водится, рассмотреть проблематично. Видны точеные ножки, часть резного подстолья и оригинальная комбинированная проножка. Форма проножки билибинская (это не какой-нибудь общепринятый термин, а моя ассоциация).


Гнутый диванчик Тонета с интересными сиденьем и центральной вставкой в спинке. Плоские поверхности несут на себе тисненый рисунок.


Рисунок удобнее разглядывать на стульях из соседней комнаты, принадлежность которой без экскурсовода и при полном отсутствии информации на сайте музея и в путеводителях я не смог идентифицировать. Поэтому детальный разбор мебели из этой комнаты не провожу.


Столовая с выходом на террасу и в парк.
В центре прямоугольный раскладной стол с дополнительными ножками. Все ножки - правильно - с колесиками.
Стулья с сиденьем и спинкой из соломки.


Справа очень высокий двудверный буфет с пилястрами. Дверки рамочно-филенчатые, верхние украшены накладным декором. Затейливый барочный карниз охватывает собой резной картуш.
Ближе к окну стоит витрина, двух братьев которой (в смысле оригинальной вертикальной расстекловки) мы видели в кабинете Модеста Ильича.


По левой стене второй буфет с полупрозрачными стеклянными верхними дверцами и резным карнизом.
Левее буфета, в углу, находится дормез, обитый синей такнью, с оригинальной деревянной спинкой. Нормально сфотографировать дормез не удалось.


Пара слов в заключение

Писаный красавец, большой эстет и известный модник, П. И. Чайковский получал роскошные подарки


На фото: дубово-лавровый венок с надписью «От почитателей в воспоминание концерта» и далее «14 марта 1893 г. Харьков»

и дирижировал скромнейшей палочкой.


На фото: дирижерская палочка П. И. Чайковского. На коробочке тиснением нанесены инициалы «П. Ч.»

Шикарная одежда и великолепные подарки - это понятно. Но скромная мебель и скромная дирижерская палочка - это то, что я не ожидал увидеть.

У меня есть еще материал о флигеле Клинского дома, но о нем в следующий раз.
Пост создавался в течение нескольких дней во время моего пребывания у тещи на блинах и завершен в ночи. Завтра утром с чистой совестью выезжаю от тещи прямо в Воткинск, в музей-усадьбу П. И. Чайковского.

Клин, стол, текстиль, панель стеновая, витрина, мебель России, кресло-жаба, столик туалетный, свет, кресло, мебель в музее, стол письменный, вешалка, в Казань, бержер, voyeuse, мебель мемориальная, буфет, зеркало, экран каминный, Чайковский, мебель, Армани, мебель Тонета, консоль, люстра, декор, костюм, панель потолочная, диван, кровать, шкаф, рояль, стул

Previous post Next post
Up