Екатерининский дворец

Dec 12, 2023 19:54

28.01.2023
Сайт музея предупреждает: «Маршрут включает осмотр церкви и хоров, а также апартаментов великого князя Павла Петровича». Мы согласились и пошли (кое-кто, как обычно, в поисках мебели).


Церковь Воскресения Христова, вид с хоров. Заложена 8 августа 1745 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Освящена 30 июля 1756 года - эта дата считается днем рождения Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца.

К церкви Воскресения Христова ведут комнаты, завершающие Парадную анфиладу дворца. В некоторых из них разговор о мебели невозможен без рассказа об оформлении стен.

Предхорная
Вот что пишет сайт музея о шелке на стенах:

В 1894  году в Предхорной появился золотистый шелк с тканым рисунком, изображающим фазанов и лебедей. Эта ткань, утраченная в годы Великой Отечественной войны, была выткана на фабрике братьев Сапожниковых по образцу уникального французского шелка ручной работы, изготовленного на лионской мануфактуре Ф. де Ласаля (1720-1808) в последней трети XVIII  века.
После войны убранство Предхорной было воссоздано по чертежам XIX века. ...Стены вновь затянули золотистым шелком с тканым рисунком из фондов музея-заповедника «Царское Село». На каждом куске этой ткани, вытканной в XVIII веке по французским рисункам крепостными мастерами фабрики статского советника И. Лазарева в подмосковном селе Фряново, ставилась фамилия мастера. До нас дошли имена С. и Н. Стрельниковых, Н. Дьячкова, И. Белого, а также Василия Паука. Возможно, подобное прозвище было высшей похвалой искусству ткача.
Источник: www.tzar.ru


О шелке на мебели:

Шелк братьев Сапожниковых, сохранившийся в фондах музея, был использован для обивки золоченого канапе (сегодня неверно именуемого диваном) и кресел, созданных в 1750-х годах по рисунку Ф. Растрелли. Эти уникальные образцы русского мебельного искусства, спроектированные обер-архитектором специально для залов Большого Царскосельского дворца, были вывезены в первые дни войны и сохранены в эвакуации.
Источник: www.tzar.ru
Блистательное рококо.


Канапе, кресла. 1790-е гг.
По рисунку Ф. Растрелли

Китайская голубая гостиная
Сайт музея о шелке на стенах:

В настоящее время стены зала затянуты вновь изготовленным шелком, расписанным художником-реставратором Р. Слепушкиной. Основой для его воссоздания послужил фрагмент подлинного шелка, найденный за рамой каминного зеркала, а также довоенные фотографии, сохранившиеся в музейном архиве.
Источник: www.tzar.ru


Канапе и кресла в современной однотонной обивке.


Парадная голубая гостиная
Сайт музея о шелке на стенах:

Шелк с набивным рисунком изготовлен по старому образцу на московском комбинате «Красная роза».
Источник: www.tzar.ru


Сайт о креслах - больших (справа) и малых (слева):

В настоящее время зал, как и прежде, украшают кресла, выполненные в 1783 году по рисункам Ч. Камерона в мастерских Ж.-Б. Шарлеманя-Боде. Одни из них удалось сберечь в эвакуации, другие были возвращены в 1947 году из Кенигсберга.
Источник: www.tzar.ru


Кресла. 1783 г.
По рисункам Ч. Камерона.
Мастерские Ж.-Б. Шарлеманя-Боде

Коридор
Люстра для восемьдесят седьмой дюжины люстр и паникадил.


Следующие помещения образуют другую анфиладу - параллельную Парадной, но уже непарадную. Переходим в личные покои.

Скульптурный кабинет
В этом кабинете великая княгиня Мария Федоровна, супруга Павла Петровича, будущего императора Павла I, занималась лепкой и резьбой по кости.

Кресла работы А. И. Тура, ампир начала XIX века. На фабрике, основанной Андреем Туром, была изготовлена мебель для Михайловского, Екатерининского, Зимнего дворцов, Старого и Нового Эрмитажа. В 1840-х годах предприятие находилось на Невском проспекте «против Императорской библиотеки в доме Рихтера под № 7» и называлось «Фабрика и Мебельный магазин А. Тура и сына». В 1851-м сменило название на «Придворный мебельный фабрикант Карл Тур».


Увлечение делами скульптурными поддержано ампирным бюро, которое выглядит как настоящее архитектурное сооружение.


Люстра золоченой бронзы с граненым хрусталем (начало XIX века).


Живописный кабинет
Арфа Себастьяна Эрара, французского мастера арф и клавишных инструментов. В 1786 году, осуществив коренную реконструкцию арфовой механики, Эрар уехал в Лондон, где открыл отделение своей фабрики. Царскосельский экземпляр изготовлен уже в Великобритании в начале XIX века.
Однако кабинет был предназначен для занятий Марии Федоровны живописью, так что мебель здесь подобрана живописная.


Шкафчик с цветочными гирляндами на дверцах.


Стул и кресло из волнистого клена исполнены в 1820-х годах в мастерской А. И. Тура по рисунку В. П. Стасова. Расписаны художником И. Бернаскони.


Романтический ампир.


Люстра на фоне крестового свода, оформленного по эскизам В. П. Стасова художником Д. И. Антонелли (1791-1842) в ходе восстановления интерьера после пожара 1820 года.


Опочивальня Марии Федоровны
Кресла с полукруглыми спинками и локотниками-завитками, диван, стол продолжают тему мебельного ампира.


Камер-юнгферская
Дамское бюро, выполненное в стиле жакоб.


Обратим внимание на механизмы: в открытом положении крышку поддерживают циркульные направляющие, в закрытом - расположенные выше защелки.


Люстра с рубиновым стеклом (Россия, вторая половина XVIII века).


Туалетная
Слева - ампирный туалетный столик с зеркалом-псише (Россия, начало XIX века).


Малая проходная комната
Книжный шкаф был исполнен в начале XIX века французским мастером А. Кригером.


Великолепный ампир.


Люстра.


В отличие от центральной части Екатерининского дворца помещения в апартаментах Павла Петровича небольшие, в некотором смысле камерные, ведь их владелец пока еще только великий князь.
Об императоре Павле I и не только о нем:

Шарлемань-Боде, стиль ампир, мебель мемориальная, Мария Федоровна, Тур, бюро дамское, Царское Село, мебель, мебель России, мебель Франции, Камерон, Стасов, свет, бюро, столик туалетный, кресло, шкафчик, Павел I, мебель в музее, люстра, стиль рококо, диван, Растрелли, шкаф, стиль жакоб, стул, канапе

Previous post Next post
Up