06.11.2021
Делюсь мебельным наблюдением. Если живописные полотна, графика, скульптура в больших художественных музеях сопровождаются подробными этикетками, то мебель обычно стоит безымянная. Третьяковка не исключение. А жаль, потому что авторы и исполнители мебели музейного уровня достойны того, чтобы их имена были упомянуты.
Взглянем, к примеру, на мебель из зала № 36 Третьяковской галереи, в котором выставлены живописные полотна братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых.
Этикетка отсутствует, но перед нами ларь,
брат которого был замечен в экспозиции московского
Дома-музея В. М. Васнецова. Не брат-близнец, но очень похожий, в более светлой отделке. Доподлинно известно, что ларь из гостиной васнецовского дома изготовлен по эскизам Елены Дмитриевны Поленовой, сестры художника Василия Дмитриевича Поленова, в
абрамцевской столярной мастерской. Но о ларе из зала № 36 не сказано ни слова.
Дом-музей В. М. Васнецова. Москва, 04.11.2021
Или взять кресло с великолепной резной спинкой
и локотниками в виде склоненных конских голов. Этикетки нет, но я вспомнил,
что двойника этого кресла видел в
Теремке в Талашкине - Флёнове.
Теремок. Талашкино - Флёново, 05.11.2016
Автор талашкинского кресла - Сергей Васильевич Малютин, художник, прикладник, изобретатель матрешки (!), архитектор.
Теремок. Талашкино - Флёново, 05.11.2016
По рекомендации Михаила Врубеля Малютин был приглашен княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой в Талашкино, где с 1900 по 1903 год руководил мастерскими. Но в Третьяковке о кресле опять не сказано ни слова.
Теремок. Талашкино - Флёново, 05.11.2016
Третий экспонат зала № 36 - кресло, пока обреченное на безвестность.
Четвертый экспонат - ларь с такой же печальной судьбой.
Обидно, однако.
О братьях Васнецовых и Е. Д. Поленовой:
Еще о Е. Д. Поленовой:
О С. В. Малютине и других мастерах мебельного дела: