Выставка «Клюква. Миф». Избранное

Dec 06, 2021 17:46

12.09.2021
Продолжаю следить за творчеством нашей сестры Нюси (Анна Сажина) и ее, как она сама о себе говорит, «подруги не в себе» Брюсовны (Татьяна Земцова).


Анна Сажина (слева) и Татьяна Земцова (справа)
Выставка «Клюква. Миф» в Центре культурных инициатив «Югор» (Сыктывкар). Фрагмент экспозиции

На этот раз поймал барышень на выставке «Клюква. Миф», а затем раскрутил на полуторачасовое интервью при свечах. Так что сегодня в рассказе о выставке будет много цитат и совсем небольшое количество связующего текста.

По официальной версии, выставка представляет результаты Десятого пленэра визуальных искусств «Клюква» (28 июля - 6 августа 2021 года). При этом «Клюква» была реализована как спецпроект I Коми биеннале «Новое открытие Севера».


Маршруты «Клюквы» за 10 лет

Географическая цель десятого маршрута «Клюквы» - Полярный Урал. Конечная точка - поселок Красный Камень (на карте это верхнее ответвление направо). Но художественная цель маршрута иная. Анна Сажина поясняет, что «“Клюква” - это не классический пленэр, участники которого должны нарисовать место. Их задача другая: необходимо передать образ места».

О том, как добирались до места, рассказывает Татьяна Земцова:

Мы ехали до станции Сейда на «газпромовском» суперпоезде - с душем в вагоне, с сейфами в купе. Дальше пересели в обычный поезд из четырех вагонов в сторону Лабытнанги. Местные говорят, что его можно в Книгу рекордов Гиннесса внести как самый медленный. На каждой станции стоянка по 1-2 минуты. Нас много, и у нас полно рюкзаков и всяких этюдников, и проводники держат красные флажки и ждут, пока все не выгрузятся. Платформы нет…
Действительно, из расписания на сайте РЖД следует, что расстояние в 154 км от пересадочной станции Сейда до полустанка Красный Камень поезд преодолевает чуть менее чем за 5 часов.


Юрий Лисовский: «Железная дорога, как молния-застежка на поверхности земли, открывает нам новые миры…»
Цифровая печать

Эржэдэшная табличка на само́м полустанке сообщает, что он был основан в мае 1947 года, когда неподалеку разместили мужскую лагерную зону «Красный камень». После подавления организованного побега заключенных - фронтовиков Великой Отечественной войны на месте зоны находилась, до перевода на другую станцию, женская колония ДМР (Дом матери и ребенка - родильное отделение).

Слово Анне:

Красный Камень еще называют Рай-Из. С двух сторон от него две огромные горы. В 200 метрах два домика - бывшие административные корпуса лагерей. В одном домике живет сам хозяин Александр Филиппович. Второй - для туристов. И больше в округе нет ничего жилого.
Домик Александра Филипповича.


Надежда Кожевникова. Там, где живут сказки
Цифровая печать

Хребты
Татьяна:

Мы спросили Александра Филипповича, где брали щебень для железнодорожной насыпи. И он нам показывает: далеко-далеко вершина горы и видна белая полосочка. Гулаговские ребята вручную дробили крупные камни и на тачках везли вниз.


Павел Зарослов. Наверху: «Меня здесь нет». Внизу: «Истории от Филиппыча»
Бумага, гуашь, маркер

Татьяна:

Там горы не скальные, а осыпающиеся. Вся порода движущаяся. Мы дважды поднимались в горы, и каждый раз наступаешь и трогаешь, потому что под ногами сыпучая порода. «Живой камень» называется.
Так у Татьяны возник замысел «Хребтов».

Из авторской аннотации к работе:

В движении жизнь, но в насильном движении - смерть. Вершина горы больше 1000 м над уровнем моря. Истощенные тела каторжных душ огромным долотом долбят скальную породу, и не так страшна груженная камнями тачка, которую надо тащить вверх, как груженная камнями тачка, которую надо тащить (?), толкать (?), держать и двигать вниз… Если вырвалась из ослабевших рук, успеть крикнуть вниз: берегись… Гибли, созидая, творя дорогу, по которой мы потом ехали в поезде с душем и едой в коробочках и еще смели ворчать. Фоном служит спина. Зажратая и с глупой татушкой. Я говорю: «Сфоткай так, чтобы ребра было видно». - «Какие ребра?))» Горы - это кость земли, лес - шерсть.


Татьяна Земцова. Хребты
Смешанная техника



Татьяна Земцова. Хребты

«Сфоткай так, чтобы ребра было видно». - «Какие ребра?))»


Татьяна Земцова. Хребты



Татьяна Земцова. Хребты

«Горы - это кость земли…»


Татьяна Земцова. Хребты

Что искать?
Сюжет с Татьяниной безреберной спиной снят невдалеке от реки. По свидетельству очевидцев, вода в ней холодная, чистая, с бирюзовым оттенком. Широкий берег устлан мелкими плоскими камешками.
В этом месте силы каждый находил что-то свое.


Сергей Разманов. Что искать?
Латунь, литье

Тот камешек, что справа, с буквой Н, вырезанной на нем природой (или не природой?), нашла Татьяна. И тут понеслось.


Сергей Разманов. Что искать?
Латунь, литье

Алфавит нененецкого языка
Анна:

Вдруг я обнаруживаю, что Таня ходит по пляжу с камнями вот так (наклоняется и изображает Татьяну. - А. М.). Выяснилось, что она нашла в камнях цифры и буквы.


Татьяна Земцова. Алфавит нененецкого языка
Фотография, графика

Цифры от 0 до 9.


Из букв от А до Я сложился алфавит. Ищите в нем уже знакомую нам букву Н.


Самое время напомнить читателю художественное кредо Татьяны, которое она ранее заявила на выставке «Земнисаж. Земцова. Сажина»:

Я работаю в направлении «сторимаджинизм» (от англ. story - 'история', imagine - 'представлять'), которое зародилось через неделю после появления искусства, когда первый художник попытался изобразить первое предметное узнаваемое животное. Направление полностью сформировалось к XXI веку. Сторимаджинизм - это иллюстрация придуманной истории, констатация несуществующего факта или запись псевдоисторического события, будь то черный квадрат или переезд на другую планету первых нас (русских).
Освежив в памяти кредо, прочитаем авторскую аннотацию к «Алфавиту нененецкого языка»:

Алфавит. Нененецкий каменный язык. Появился в стародавние времена. Когда первому эльфу захотелось описать прелесть полярного утра.
На каменной плите растительными и животными пигментами, пережженными в ядре планеты и замешанными на воде, витающей в воздухе, наносились татуировки на каменные плиты. После кометы, когда континенты распались, образовались моря, леса, горы и болота, произошел раскол существовавших на эльфов, гномов, троллей и человеков. Древнеэльфийский язык распался на лесной, каменный и прочие. Например, язык лесных ненцев. А древние тексты рассыпались на буквы.
Основан на кириллице, мефодице, пиктографии и корявом почерке младенца. Околосовременными исследованиями древних эльфийских языков занимались Дж. Р. Р. Толкин, Жан-Франсуа Шампольон и др.
О том, как выглядел «первый эльф», мы теперь можем судить по работе другой участницы пленэра. В скобках замечу, что в образе эльфа выступила наш лингвист-сторимаджинист.


Кристина Овсянкина. Эльф
Цифровая печать

Татьяна:

Всю дорогу на пляже встречалось множество букв Х и букв О, посему материал должен был называться Халфавит и Олфовит), а теперь о серьезном. Во времена до сотворения мира существовало знание. Первым в его содержании было не слово, а буква. Послания собраны по буквам, а язык утрачен. Древний лингвист ушел в горы.
Буквы нененецкого каменного языка делятся на гласные, согласные, несогласные, громогласные и шипящие.
К сожалению, ограниченный объем поста позволяет в качестве примера процитировать описание только одной буквы:

Буква Нене. Громогласная образующая. От NENE происходит название ветви эльфийского горного языка, алфавит которого представлен здесь. Нененецкий горный язык получил свое особое распространение в области, именуемой Рай-Изский Красный, как закат, камень.


Татьяна Земцова. Алфавит нененецкого языка
Фотография, графика

Допотопные купидоны
Анна:

Я ходила по пляжу и помогала Тане искать буквы. Но мне попадались небуквы - всем таким камням я дала названия. Первый слева - Афанасий, второй - Нефритовый, четвертый - Пера (богатырь Пера - герой коми-пермяцкого эпоса. - А. М.).


Соло-турист. Допотопные купидоны

Анна:

Пятый справа - Вождь, четвертый - Сайгак, первый - Эльфийский.


Соло-турист. Допотопные купидоны

Анна:

Свою коллекцию я назвала «Допотопные купидоны» и выставила под псевдонимом Соло-турист, но все почему-то быстро догадались, кто автор.


Соло-турист Анна Сажина

Убежден, внезапному и обескураживающему раскрытию инкогнито поспособствовало то обстоятельство, что выше «Допотопных купидонов» была смонтирована подписанная именем Анны коллекция с говорящим названием «Биполярный Урал».
Убежден. Хотя это не точно.

Биполярный Урал
Анна:

«Биполярный Урал» - коллекция, созданная после поездки. С одной стороны, это каламбур, с другой - вспышка бессознательного. Трудно объяснить словами ощущения от этого места, которое знакомо по контурным картам 8-го класса, по фотографиям туристов в камуфляже. И казалось бы, что там такого по сравнению с экзотической Африкой, например? Но не так уж просто это переваривать. Это место - совершенно другой продукт, даже не с чем сравнить.
И только дома пришло осознание, что Урал как будто другая планета. Я сравню это с «Шоу Трумана»: за водой к реке ты ходишь с мобилкой, ведь далеко идти опасно - зверь, связи нет и т. д. Как зацикленная короткометражка. Причем с полным ощущением, что реку, горы и лес поставили аккурат перед нашим приездом. Выбрали и разложили красивые камни, наклеили мхи и инкрустировали ягодами, привезли чистейшую ледяную воду, сделали подсветку «день/ночь».


Верхний ряд. Анна Сажина. Коллекция «Биполярный Урал». Печать на холсте, акрил, стразы, поталь
Нижний ряд. Соло-турист. Допотопные купидоны

Анна:

На Урале сильно глючит. Визуально всё близко. Ты выходишь и видишь горы, и они кажутся очень досягаемыми. А потом, когда начинаешь к ним приближаться, сходишь с ума оттого, что силы потеряны. Думаешь: «Зачем я так далеко ушел?» - ведь в реальности ты никогда не дойдешь своими ножками. Ну нереальная подстава, говоря современным языком.
От этого - биполярка, биполярочка. Снова про число два: реальное и нереальное, обратная сторона медали, образ на тонкой грани художественной метафоры.
Почему «снова про число два»? Здесь уместно напомнить, что Анна в полной мере ощутила себя художником числа два, когда исследовала «симметричность, парность, удвоенность, даже некую двоичность» окружающего мира, создавая работы, которые были представлены на выставке «Земнисаж. Земцова. Сажина».

Анна:

Парабола - это символ силуэтов гор, если мысленно вселиться в математика и стать тригонометрическим пейзажистом. А почему нет?


Анна Сажина. Парабола. Коллекция «Биполярный Урал»
Печать на холсте, акрил, стразы, поталь

Анна:

Коктейль. Мы ели ягоды прямо в горах! Представьте себе роскошную сервировку на гористой поверхности, устланной невероятными переливающимися мхами! Лично я боялась лишний раз наступать на эту сказочную красоту. Все равно что ходить по еде: морально неприятно. Но этого бескрайне много, и вкусно глазам в первую очередь. Невероятно!
Здесь я вынужден попросить прощения за нечеткую фотографию. Будем считать, фокус съехал из-за коктейля, выпитого мной из поднесенного Нюсей-Анной бокала. Смотрите: золотая дуга в верхней трети композиции - контур чаши, ниже фигурная ножка-балясина и трехпалое основание.


Анна Сажина. Коктейль. Коллекция «Биполярный Урал»
Печать на холсте, акрил, стразы, поталь

Анна:

Наречие - это звук в горах. Там как будто нет глаголов и действия, человек очень мал для существительного, а прилагательные слишком неконкретные, колеблющиеся. Зато наречие может без звука висеть в голове как гиря, раствориться и потом снова возникнуть - наречием. Оно как бы имеет массу и в то же время невесомо. Мистика!


Анна Сажина. Наречие. Коллекция «Биполярный Урал»
Печать на холсте, акрил, стразы, поталь

Анна:

Компромисс как развитие, путь, преодоление. Материализовался в образе двух северных оленей, зеркально идущих по вертикали. Вызов, затруднение, сопротивление, тяжесть всех этапов поиска компромисса. Все это освещено-освящено большим золотым солнцем.


Анна Сажина. Компромисс. Коллекция «Биполярный Урал»
Печать на холсте, акрил, стразы, поталь

Анна:

Каприз. Портрет ненецкой красавицы украшает игральную карту. На одной половинке воротник со сверкающим снегом. Зачем - непонятно, но зато эффектно. Снег посверкает, но может растаять или завять, как букет. Чем-то напоминает историю про черевички гоголевских персонажей. Это и есть каприз.


Анна Сажина. Каприз. Коллекция «Биполярный Урал»
Печать на холсте, акрил, стразы, поталь

Анна:

Биполярные звезды. Визуально чум - это пирамида. Я подумала, раз есть египетские пирамиды, значит чум - это их полярная сторона, некое отражение одного в другое. Так появились большие золотые звезды, напоминающие ночное южное небо. Урал и Египет - где-то между ними протянута бесконечная ниточка.


Анна Сажина. Биполярные звезды. Коллекция «Биполярный Урал»
Печать на холсте, акрил, стразы, поталь

Анна:

«Полярный день» и «Полярная ночь» - это своего рода челлендж по отношению к классическому пленэру. Но я ехала на Урал не пейзажи писать, а искать впечатления. Так вот, в коллекции моих впечатлений слипшийся день и слипшаяся ночь - слипшиеся по цвету и тону. Как два почти одинаковых серых пятна, в которых погода не очень, сыро и пусто. Их два, они похожи, но не совсем, и в них всего много. Если воспользоваться языком графических дизайнеров, то один такой серый кусочек - это масштабируемое векторное изображение: в любом масштабе не теряет смысла и качества. Абсурд и магия.


Анна Сажина. Наверху: «Полярный день». Внизу: «Полярная ночь»
Коллекция «Биполярный Урал»
Бумага, масло

Анна:

На самом деле, диптихом «Полярный день» и «Полярная ночь» я продолжила тему, которую Таня подняла в своей работе «Сумерек».
Сумерек
Татьяна:

В Красном Камне мы попали на начало сезона дождей. Первые два дня лил дождь и все было серовасто. День мало отличался от ночи. Было непонятно, полярный день это или полярная ночь.
Все помнят про полярный день и полярную ночь, но никто не говорит о пограничных состояниях, где ночь - это мистика, а сумерки - это таинство. И Сумерек - это такой собирательный образ. Я тут нарисовала хариуса, потому что наши мужики все дни пытались поймать рыбину, хоть одну. Но беззвучный хохот хариуса мы до сих пор слышим.
Рог этот мне подарил Александр Филиппович. Я просила череп, но он сказал: «У нас не принято женщинам черепа с рогами дарить». А еще этот рог очень острый: мы приехали все в маленьких фиолетовых синячочках.


Татьяна Земцова. Сумерек
Холст на картоне, смешанная техника

Кстати, так в Татьянином алфавите нененецкого языка появилась буква Ы. Из аннотации к алфавиту:

Ы. Колдунская громогласная. Звук древнее времен, образовался в момент, когда олений рог ткнул в человеческое существо. Неоспоримым доказательством служат 14 маленьких фиолетовых синяков по всему телу при доставке оленьего рога оттуда сюда.
И еще, кстати. Татьяна нашла образы не только для хозяина сумерок Сумерека, но и для хозяина леса.

Хозяин
Татьяна:

Тут сложно. Мне сказали об этом не говорить, но моя основная идея была в том, что эта деревяшка - она никакому нормальному ненцу не нужна была бы и он бы ни в жизнь не стал тратить свое время на ее украшение. Раньше орнамент наносили на что-то функциональное или обережное. Мы, баловни, можем позволить себе какую-то гнилую корягу разрезать. Но это подоплека, а так это хозяин леса.


Татьяна Земцова. Хозяин
Дерево, резьба, инкрустация

Тут Анна зачитывает манифест:

На Урале все превращаются в троглодитов. Время становится нелинейным.
В Вечности всегда горит пламя, сохраняются рукописи, язычество и структуры.
Горожанин слишком плоский для горного массива, слишком новый для эпохи динозавров.
В огромное пространство не вмещаются пустяки и лукавство.
Где бы ты ни находился, рядом та быстрая река, лес и гора Красный Камень (или «Рай Из»), единые, слепленные давно, отталкивающие связь с цифрами. Ты как бы извиняешься перед ними и просишь приютить себя.
Бархатный массив прикинулся плюшевым верблюжонком. Лягу в гнездо и растворюсь, как сахар. Рай. Из!
И ведь легла. В гнездо. Но предварительно его сплела.
Анну, облюбовавшую гнездо, запечатлел в своей работе другой участник пленэра.


Алекс Антипин. Последний камень
Цифровая печать

Колыбель
Анна:

До этого я была на «Клюкве» в Ыбе и плела там большую косу из иван-чая. И я поняла, что хочу «гнуть» эту линию из местных материалов.
Вообще же, есть фильм с Николасом Кейджем «Плетеный человек», упущенный критиками. Про гнездо давненько думала, но еще не понимала, как это все применить к Уралу. А на месте получилось. А потом еще и река принесла ветки, закрученные водоворотом в огромное гнездо птеродактиля, - ложись и живи.
На этот раз в гнезде Татьяна.


Юрий Лисовский, Анна Сажина. Видео-арт

Анна:

Большое гнездо, которое я плела на Урале, мы сожгли. Попросили у Филиппыча жидкость для розжига, и оно горело очень ажурно. Для выставки сплела маленькое, чтобы образ гнезда был.


Анна Сажина. Колыбель

«…И оно горело очень ажурно».


Фотография из каталога выставки «Клюква. Миф»
Обязательно укажу автора фотографии, как только узнаю его имя.

Здесь мне вспомнился Рихард Вагнер, который во время исполнения написанной им оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» замышлял сжечь не только прибежище богов Валгаллу, как того требовало созданное им же либретто, но и специально построенный для грандиозной постановки «Кольца» театр, и сами партитуры опер.

…Свечи догорали, вино было выпито, образ места нетривиально создан и ярко передан, и вдруг стало понятно, что прозвучала та нота, после которой должен опуститься занавес.

Вместо послесловия
Татьяна:

Этот пленэр разительно отличается от предыдущего. У нас в этом году впервые случилась командная работа - и проект с проектом переплелись.
Анна:

На самом деле никаких договоренностей не было, просто мы, участники пленэра, оказались на одной волне. И это было невероятно и круто. Мы как бы побывали в другом измерении и теперь, как Колумб, рассказываем через свои работы о том, что видели и чувствовали. И это было не так, будто лежишь овощем на шезлонге, - наоборот, мысленно форматируешься и приспосабливаешься к условиям. Поэтому пленэр «Клюква» - это аналог кнопочки Reset: ты должен отчиститься от всего виданного раньше и погрузиться в новое восприятие.


Анна Сажина (слева) и Татьяна Земцова (справа). Выставка «Клюква. Миф», фрагмент экспозиции

О героинях поста
  • Земцова Татьяна - художник-сторимаджинист. Участник региональных и международных пленэров, выставок, резиденций, стрит-арт-фестивалей (Норвегия, Польша, Москва, Котлас). Художник-реставратор в Национальном музее Республики Коми. Реставрационные работы Татьяны можно было увидеть на выставке «Хунды-мунды».
  • Сажина Анна - художник числа два, коллекционер. Участница всероссийских и международных художественных проектов. Была замешана в тайной театральной жизни Сыктывкара.
Также Татьяна и Анна - участницы выставки «Земнисаж. Земцова. Сажина».

Автор приносит искренние извинения другим участникам Десятого пленэра визуальных искусств «Клюква», чьи замечательные работы, достойно представленные на выставке «Клюква. Миф», либо только промелькнули в этом посте, либо вообще не были показаны, и надеется, что об этих работах еще напишут.

Коми, в Сыктывкар, Сыктывкар, Сажина, Земцова

Previous post Next post
Up