Сенсационная теория обратного влияния

Oct 29, 2015 19:28

Читатель помнит, что после посещения тихвинского дома-музея Н. А. Римского-Корсакова я выдвинул сенсационную мебельно-музыкальную теорию.
Согласно теории, назовем ее теорией влияния, на формирование таланта будущего композитора повлияли два ключевых фактора:
  1. расположение тихвинского дома;
  2. красивая добротная мебель и оригинальные предметы интерьера, которыми был наполнен этот дом.
Читатель наверняка также помнит, что в конце научной статьи я пожелал проверить свою теорию на петербургской квартире композитора. 18.10.2015, спустя одну неделю, идея была реализована.

Кто бы мог подумать тогда, что попытка проверки теории приведет к ее дальнейшему развитию в совершенно неожиданном направлении, а новая работа получит название теории обратного влияния.

Суть еще более научной теории обратного влияния в двух пунктах:
  1. если в тихвинском доме на набережной с видом на монастырь юный Ника провел первые 18 лет своей жизни и месторасположение дома и его интерьеры повлияли на юношу, побудив его стать композитором,
  2. то в санкт-петербургской квартире великий композитор прожил последние 15 лет жизни и сам повлиял на мебель, как когда-то она повлияла на него.
В квартире все добротно и основательно, без излишеств. Все приспособлено для серьезной композиторской и педагогической работы, а также для проведения музыкальных вечеров, которые посещало много гостей.

Функция мебели утилитарна: мебель обслуживает композитора и подчинена главной задаче - написанию и слушанию музыки. Человек влияет на мебель. В этом и заключается теория обратного влияния, влияния композитора на мебель.

Вооружившись новой научной теорией, осмотрим музей-квартиру.

Петербургская квартира расположена на третьем этаже дворового флигеля дома на Загородном проспекте. На дверях аккуратная табличка.



Говорят, когда в квартире выступал Шаляпин, то собиралось до ста человек. Поэтому в прихожей нас встречает основательная настенная вешалка, рассчитанная минимум на двадцать пальто. Чтобы под весом одежды вешалка не опрокинулась, ее конструкция усилена ограждением из точеных перекладин. Одновременно ограждение служит опорой для многочисленных тростей, с которыми приходят гости.


Большие окна гостиной выходят в просторный зеленый двор. В простенках между окнами симметрично расположены два высоких зеркала-трюмо со столиками-консолями. Рамы зеркал, как и оконные карнизы, украшены резными венками и гирляндами. Консоли сочетаются с зеркалами только функционально, но не стилистически и даже не по тону дерева. Функция - главное.
На рояле «Беккер», помимо хозяина квартиры, игрывали Скрябин, Рахманинов, Стравинский и Глазунов.


Понятно, что в большой гостиной должно быть много мебели для сидения. Мебель приобреталась не сразу, поэтому и она, и интерьер в целом эклектичны. Ножки и причудливые спинки трехместного дивана в стиле неорококо сочетаются с резьбой из цветочных гирлянд и лент в стиле классицизм. Рисунок обоев тяготеет к модерну. А покрывало, которым накрыт столик справа, - модерн в чистом виде.


В стиле модерн выполнена и ткань для штор. Дизайн полукресла повторяет все особенности дивана. Столик очень замысловат.


Причудливые столики, эклектичные полукресла и стулья стоят вперемежку со стульями из гнутого дерева. Эклектика во всем. Но имеет ли это значение для хозяина и многочисленных гостей, которые пришли слушать музыку?


В столовой нас встречает не менее эклектичный диван: деревянные формы от стиля неорококо, ткань от стиля ампир. В диване главное - функция и добротность. Не утверждаю, но похоже, что вытертая на углах подлокотников обивка сохранилась со времен хозяина (это в подтверждение добротности).


Буфет, как и в Тихвине, с закрытым верхом. Но в отличие от тихвинского варианта материал буфета и его линии просты, а лакировка приглушенная, матовая.


Единственное украшение - тонкая резьба в виде лент и гирлянд из фруктов и листьев. К сожаленю, лента слева утрачена. Если допустить, что утрата произошла еще при жизни композитора, то ситуация вполне вписывается в теорию обратного влияния, согласно которой, великому композитору в мебели главнее функция.


Фрагмент интерьера на следующей фотографии снова эклектичен: шкаф простой формы в стиле бидермейер, стул с венской соломкой, скатерть в стиле модерн.


Пожалуй, самый интересный предмет - это сервировочный столик на крестообразных точеных ножках-козлах с опускающимися боковыми частями столешницы. Но здесь оригинальность столика оправдывается его функциональностью. Ножки-козлы, соединенные тремя проножками, придают столику устойчивость, которая особенно необходима, когда боковые части подняты.


Святая святых - кабинет композитора. Интерьер кабинета тяготеет к стилю модерн: в меньшей степени - рисунком обоев, в большей степени - растительной (с изображением цветов ириса) обивкой дивана, венком с характерно уложенными лентами, оформленным Врубелем адресом, отчасти люстрой.
Заметьте, в кабинете нет рояля.


Композитор сочинял сидя за основательным добротным письменным столом, лишь изредка выходя в гостиную, чтобы проиграть созданную в мыслях и записанную на бумаге музыку.


Простое по форме, но богатое по красоте шпона бюро было выполнено в стиле бидермейер тихвинскими мастерами. Совпадение или случайность, но как только речь заходит о Тихвине, сразу появляются причудливый рисунок шпона и более декоративный глянцевый лак.


Диван неопределенного стиля с обивкой из ткани в стиле модерн. Говорят, композитор отдыхал на нем днем, в перерыве между утренней работой дома и дневными поездками в консерваторию. Нужен ли был композитору для этих целей более стильный диван взамен простого, но удобного?


Пара экспонатов для моей коллекции люстр и паникадил. Люстра из столовой.


Люстра из выставочного зала музея - сестра люстры из гостиной тихвинского дома. Отличия лишь в цвете стеклянного плафона (тот был красный) и рисунке насечек на нем.
Вот, не начал бы кропотливо собирать экспонаты в свою коллекцию, никогда бы этого родства не заметил.


В заключение хочется показать, какие шикарные подарки было принято преподносить по особым случаям.
Исключительной красоты лавровый венок был подарен композитору в день премьеры «Снегурочки» в Мариинском театре.
Стоит подчеркнуть, что столь роскошный предмет был привнесен в жизнь (и дом) композитора извне, со стороны, что никак не противоречит нашей теории обратного влияния, а напротив - блестяще с ней согласуется.


Так как я невольно попал в кадр, то и замечу на полях, что из «Снегурочки» мне довелось исполнять так называемую «сцену таяния» - красивую кларнетовую классику.

Уже по традиции изложение научных теорий завершаем формулировкой выводов и подведением итогов.

Вывод один.
  1. Не место красит человека, а человек место.
Итогов два.
  1. Все усадьбы, дома и квартиры великого композитора посещены.
  2. Раз так пошло, думаю, не замахнуться ли на музей-заповедник П. И. Чайковского, что в Клину.
Кто скажет мне, что не вся мебель в музее мемориальная, пусть сначала найдет мемориальную, а потом напишет свой высоконаучный трактат.

Следите за дальнейшими публикациями.

стол, мебель мемориальная, теория, Римский-Корсаков, буфет, зеркало, сенсация, мебель России, мебель, свет, трюмо, бюро, кресло, мебель в музее, консоль, люстра, диван, вешалка, Санкт-Петербург, шкаф, рояль, стул

Previous post Next post
Up