Дом-музей Леонида Собинова в Ярославле

Jan 15, 2021 17:45

21.12.2019
Существует мнение, что первоклассные тенора не рождаются в России: климат здесь не тот - он более подходит для баритонов и басов. Но так уж случилось, что будущий выдающийся лирический тенор все-таки появился в России: он родился и первые 19 лет жил в этом ярославском доме.


Мы же войдем в дом Леонида Витальевича Собинова с довольно необычными для него, мебельными целями.

Зал 1
Единственный экспозиционный зал первого этажа посвящен отцу и деду Собинова. Оба были купцами, торговали мукой.
Настенная вешалка (конец XIX в.) мемориальная, происходит из этого дома.


Нарядный сундук сейчас стоит на деревянных брусках. Прежде, видимо, стоял прямо на полу, за что и поплатился: измазался коричневой краской.


Настенная прорезная полочка с живописными птицами.


На овальном столе старинный обитатель собиновского дома - мемориальный бронзовый подсвечник (конец XIX - начало XX вв.).


Еще две мемории - металлическая шкатулка (конец XIX в.) и счеты (конец XIX - начало XX вв.). По семейное легенде, счеты принадлежали отцу, Виталию Васильевичу Собинову.


Люстра для шестьдесят первой дюжины люстр и паникадил.


Поднимаемся на второй этаж.

Зал 2
Уголок гостиной или столовой.


В углу икона из родительского дома. Сопровождала Собинова всю его жизнь, находилась в московском доме Леонида Витальевича.


На столе походный самоварчик (вторая половина XIX в.), называемый еще «эгоистом». Происходит из дома Ивакинских, гимназических друзей Собинова.


Дубовый полубуфет (вторая половина XIX в.) мемориальный: куплен Василием Григорьевичем Собиновым - дедом Леонида Витальевича. Открытая трехэтажная надстройка увенчана кокошником.


Замшевая шкатулка для рукоделия с инструментами (конец XIX в.) принадлежала Екатерине Федоровне Собиновой - матери Леонида Витальевича.


Двухчастное зеркало (конец XIX в.) мемориальное, дедовское.


Рядом с полубуфетом - парочка модерновых стульев. Форма спинок великолепна.


Сиденья и спинки обиты кожей. Обратим внимание на то, как красивы шляпки мебельных гвоздей. На спинке - тисненая монограмма.


Цитирую милейший аудиогид, составленный и записанный детьми:

Первым музыкальным инструментом в семье Собиновых была гитара. Леонид Собинов и его старший брат купили гитару на собственные деньги, которые заработали репетиторством в годы учебы. Они были очень удивлены, что их отец умеет играть на гитаре. Обычаи в доме царили весьма патриархальные, в дни поста отец запирал гитару на ключ.
Источник: www.izi.travel
Тему развлечений поддерживает шляпка-канотье (начало XX в.), происходящая из семьи Собиновых.


Французские настенные часы (вторая половина XIX в.) находились в этом доме и принадлежали сестре Леонида Витальевича Анне Витальевне. Барометр, висящий под часами, был приобретен дедом.


Люстра.


Зал 3
Экспозиция рассказывает о начале творческой деятельности Собинова. Дебютировал он в возрасте 25 лет и сразу был приглашен в труппу Большого театра.


Из многочисленных экспонатов выберу лишь три: пару собиновских портретов (1901 и 1903 гг.) в изумительных по красоте деревянных рамках


и визитную скатерть с автографами Станиславского, Книппер-Чеховой, Качалова, Собинова и других. Скатерть происходит из дома Иды Ка́линой, державшей в Москве литературно-музыкальный салон.


Собинов был знаком с Идой Григорьевной через ее супруга - Самуила Ка́лина, учившегося в Московском филармоническом училище, в котором занимался и сам Леонид Витальевич.


Люстра.


Зал 4
Собинов был первым русским оперным певцом, давшим согласие на запись граммофонных пластинок. Английская фирма «Граммофон» была настолько этому рада, что специально прислала в Петербург своего главного эксперта Фреда Гайзберга. Сеанс звукозаписи состоялся в 1901 году. Кстати, голос Шаляпина был записан годом позже.
Вообще же, у «Граммофона» существовала особая категория для знаковых певцов - «экстра». Такие певцы пользовались привилегией: их писали на одной стороне диска, вследствие чего стоимость пластинок получалась очень высокой. В России было всего 4 певца категории «экстра» согласно классификации «Граммофона» - Собинов, Шаляпин, Нежданова и Смирнов.

Сами звуковоспроизводящие аппараты - граммофоны - стоили тоже очень дорого, и средств на их оформление на жалели. Перед нами граммофон конца XIX - начала XX вв., интегрированный в тумбу из красного дерева.


Предмет не собиновский, но со своей потрясающей историей, к сожалению выходящей за рамки нашей мебельной экскурсии.


Показываю внутреннее устройство граммофонной тумбы, предназначенной для хранения пластинок.


Еще одна тумба для хранения граммофонных пластинок. Дух времени - начало XX века - чувствуется в модерновых линиях ножек.


Пианино американской фирмы M. Erikson. За ним Собинов разучивал оперные партии, когда поступил на службу в Императорский Большой театр. Затем Леонид Витальевич подарил инструмент сестре Анне, самой младшей в семье, любимице всех Собиновых.


Модерновые подсвечники очаровательны, но, похоже, совершенно непрактичны.


Люстра.


Зал 5
Этот зал называют личной комнатой Леонида Витальевича. Почему «личная»? Видимо, потому, что условный интерьер объединяет в себе спальню и столовую. И еще потому, что здесь много очень личных вещей.

Гарнитур красного дерева работы русских мастеров 1880-1890-х годов Собинов приобрел для своей первой московской квартиры. Осмотр начнем с кровати и процитируем музейную этикетку:

На кровати можно видеть большую подушку, которую Леонид Витальевич называл «главной семейной реликвией». Друзьям и домочадцам он рассказывал семейную легенду, согласно которой все дети собиновской семьи, в том числе и он сам, родившиеся в Ярославле «на большой отцовской кровати», начинали свою жизнь на этой подушке. Это была первая постелька для новорожденного.


В другом углу комнаты - шкаф, точнее шифоньер.


Рядом кресло (конец XIX в.), тоже из московской квартиры. И вновь цитирую этикетку:

В кожаном кресле лежит шерстяной плед, принадлежавший Леониду Витальевичу. Плед сопровождал его в последней поездке 1934 года, связанной с лечением за границей. После лечения Леонид Витальевич с женой Ниной Ивановной и дочерью Светланой по пути в Москву остановились на несколько дней в Риге в гостинице «Санкт-Петербург». Этим пледом Собинов укрывался в гостиничном номере в свою последнюю ночь земной жизни. Под утро 14 октября 1934 года артист скончался от «разрыва сердца». Ему было 62 года.
На туалетном столике с зеркалом-псише - флаконы с заграничной парфюмерией, коробочки с гримом и пудрой. Не забываем: Собинов служил в театре и был звездой мировой величины.

Если в оформлении верхних частей зеркала, шифоньера, кроватных спинок общим элементом служит дуга с навершием и фиалами,


то дверцы гарнитура украшены бронзовыми головками путти. Некоторые из них имеют сходство с хрестоматийным образом Володи Ульянова - просто вспомним октябрятский значок.


Заглянем в личную комнату Собинова через другую дверь. Рядом с изразцовой печью стоит буфет, который в семье Леонида Витальевича называли «аптечным». Без цитаты не обойтись:

...достаточно лишь открыть створки шкафа, чтобы почувствовать запах лекарств. Собинов, как и многие другие певцы, обожал лечиться, постоянной его заботой был главный инструмент певца - голос. В шкафу хранится ларингологический инструментарий, который мог понадобиться в любую минуту, тем более что среди гостей дома всегда были врачи, в том числе и близкий друг Собинова врач-ларинголог Ф. Ф. Заседателев, с которым Леонида Витальевича связывала дружба со студенческих времен.
В дальнем углу - двустворчатый прилавок.


С буфетом соседствует прикроватная тумбочка с каменной столешницей.


Поднимемся в мезонин.

Зал 6
Экспозиция посвящена последнему, послереволюционному периоду в жизни Собинова, где было и руководство Большим театром (правда, непродолжительное), и обширная гастрольная деятельность.


Мемориальный дорожный сундук фирмы Luis Vuitton (Париж, начало XX в.), сопровождавший Собинова в его многочисленных поездках. Был приобретен в Лондоне.
Узнаваемый рисунок на кожезаменителе кое-где сильно потерся,


но вся фурнитура цела.


Защелка.


Замок.


Кожаный шильдик. Название фирмы выдавлено на каждой заклепке.


В 1933 году на сцене Большого театра пышно отмечалось 35-летие творческой деятельности Собинова. Среди подарков - звезда, преподнесенная коллективом рабочих Московского тормозного завода. Умиляют и помещенный в центр звезды портрет, и выгравированный ниже текст: «Собинову Л. В. В день тридцатипятилетия. От шефа Тормазного завода. 24/V 33 г.» (подчеркнуто мной. - А. М.).


В тот вечер Леонид Витальевич фактически попрощался с преданной ему публикой.

Внезапно
Если бы мы только что не побывали в Никульском и не посетили Музей «Космос» имени В. В. Терешковой, то, наверно, удивились бы, увидев в музее Собинова кресло-шар. Но теперь можно просто повторить историческую справку.

Модель: Шар (Ball или Globe)
Дизайнер: Ээро Аарнио (Eero Aarnio)
Время создания: 1963-1965 гг.
Оригинальный производитель: фабрика Asko (Лахти, Финляндия), с 1966 г.


И еще один экземпляр.


О другом певце категории «экстра» по классификации фирмы «Граммофон»:

скатерть визитная, полочка, стол, рамка, сундук дорожный, сундук, мебель России, свет, столик туалетный, кресло, мебель в музее, Аарнио, кресло-шар, в Сыктывкар, вешалка, граммофон, полубуфет, шифоньер, мебель мемориальная, Собинов, буфет, Ярославль, зеркало, прилавок, мебель, пианино, люстра, тумбочка прикроватная, кровать, шкаф, тумба, псише, стул

Previous post Next post
Up