30.01.2019
Экскурсия по Большому залу филармонии проводится раз в месяц - в день, когда в афише нет вечернего концерта. Мероприятие бесплатное и очень интересное. Главное - успеть быстро записаться.
В отличие от музыковедческой, мебельная экскурсия по Большому залу и его закулисью не проводилась никогда. Мириться с этим нельзя.
Парадная лестница
Вход № 6, служебный. Им пользуются все музыканты: артисты оркестра, солисты, дирижеры. Все они стройными рядами поднимаются по парадной лестнице. Дальше их дорожки расходятся - мы это увидим.
Трюмо и консоль золоченые. Консоль с мраморной столешницей. Диван, кресла,
стулья классицистические, крашеные. Венок, факел, перекрещенные копья и другие детали выделены золотом.
Люстра уходит в
пятьдесят третью дюжины люстр и паникадил.
Поднимаемся по лестнице.
Люстра. Справа виден край чугунного ограждения лестниной площадки.
Лестничная площадка. Кресла и столик - достойные наследники античной Греции, младшие братья роскошных
эрмитажных образцов.
Голубая гостиная
Артисты оркестра остаются в Голубой гостиной. Гостиная голубая, только вся отделка зеленая. Классицистические консоли окрашены в цвет слоновой кости.
Барочные диван, кресла - золоченые. Посадочных мест явно не хватает для всего оркестра. Наверно, поэтому музыканты часто ожидают начала концерта в зале, на диванах слева и справа от сцены.
Люстра.
Красная гостиная
Предназначена для солистов. Сколько бы их ни было задействовано в программе концерта, все они будут находиться здесь. Мест предостаточно - стулья, несколько диванов разных стилей.
В интерьере гостиной доминирует зеркало, обрамленное в массивную резную раму.
Бородатые маскароны - черта стиля ренессанс (сравните с маскаронами, украшающими каминный экран в
Эрмитаже). Высунутые языки - милая шутка резчика. Шнур в бархатном чехле - великолепная деталь.
И все-таки, сколько бы ни было солистов, туалетный столик всего один. Ампирный, с ампирным вращающимся зеркалом. Кресло тоже ампирное.
Историческая вешалка с ограждением для тростей.
Судя по номерам, перекочевала из гардероба. Большая удача, что сохранилась. Украшена современными плечиками ассорти (от франц. assorti - хорошо подобранный; специально составленный набор, смесь чего-л. однородного, схожего).
Дирижерская
Особая комната у дирижера. Заглядывая, но не входя в нее, видим барочный диван, кресла, консоль.
Сцена
По традиции дирижеры выходят на сцену через дирижерскую кулису (слева, если смотреть из зала, что более привычно для зрителя).
Люстра над дирижерской кулисой.
Люстра над сценой.
Люстра в одной из артистических лож сбоку от сцены.
Бессменный спутник концертного рояля - концертная банкетка. Регулируемое по высоте сиденье оформлено каретной стяжкой.
Вдаль уходят ряды зрительских кресел. Крашеные кресла идеальны для формирования у потенциальных покупателей крашеной мебели адекватных ожиданий, но это уже другая история.
Еще о Филармонии: