1. Мебель Эрмитажа. Романтизм и новое прочтение античности

May 21, 2020 20:20

04.10.2018
Это первый пост по следам выставки в Эрмитаже «“Мебель для всех причуд тела“. Эпоха историзма в России». При его подготовке были использованы материалы каталога выставки. По нему же с указанием страниц источника приводятся все цитаты.

В 1830 году для отделки Яшмовой гостиной Зимнего дворца Огюст Монферран спроектировал мебельный гарнитур, в который входили кресла, кушетки, ширмы.


К. А. Ухтомский. Малахитовая гостиная в Зимнем дворце. 1865 г. Фрагмент

Гарнитур был исполнен в мастерской братьев Гамбс: Монферран высоко ценил качество изделий, которые в ней изготавливались. Так, он «не раз обращался в канцелярию: “…особенно рекомендую для производства фабриканта Гамбса как лучшего мебельного мастера”» (с. 30).

Кушетки из Яшмовой комнаты имеют традиционные для новогреческого стиля ладьевидные формы


Кушетка. Санкт-Петербург, 1830 г. По проекту О. Монферрана. Мастерская братьев Гамбс

и украшены «в греческом вкусе» кариатидами.


Пышный резной декор кресла «носит эклектический характер, в котором сочетаются черты наследия античной Греции и итальянского Ренессанса» (с. 62). Обратите внимание на локотники, которые являются продолжениями передних устоев кресла, выполненных в виде мужских фигур. Возможно, Монферрану чуть-чуть не хватило смелости, чтобы заменить мужские фигуры на женские, а «канеллированные подлокотники» сделать частью фантастических женских причесок. Впрочем, тогда бы он мог слишком далеко отойти от выбранного стиля. Зато архитектор преуспел в другом. Так, в ножках кресел, «как и у всех предметов гарнитура, вмонтированы колесики специальной системы, изобретенной О. Монферраном» (с. 62).


Кресло. Санкт-Петербург, 1830 г. По проекту О. Монферрана. Мастерская братьев Гамбс

Следующее кресло напоминает «римские мраморные сиденья»: массивные боковины, арочный передний проем.


Кресло. Санкт-Петербург, 1830 г. По проекту О. Монферрана. Мастерская братьев Гамбс

Локотники по-прежнему каннелированные, но уже глухие, а в высоко поднятых руках юноши держат чаши.
Непременным атрибутом жилых интерьеров были подставки для ног, или подножные скамеечки. Как отмечено в каталоге, «во французской терминологии подножные скамеечки называли “табуретами”» (с. 73).


Подставка для ног. Санкт-Петербург, 1830-1840-е гг. По проекту А. И. Штакеншнейдера (?)

В 1832 году фирма братьев Гамбс получила новый заказ. По рисункам Монферрана были изготовлены четыре дополнительные кушетки, на этот раз асимметричные. При сохранении ладьевидной формы основы одна боковина была уменьшена по высоте, на противоположной боковине был сделан валик и завиток развернулся внутрь, появилась наклонная спинка. По конструкции кушетка приблизилась к дормезу.


Кушетка. Санкт-Петербург, 1832 г. По проекту О. Монферрана. Мастерская братьев Гамбс

Поделюсь историей из каталога (с. 47): «Мебельный гарнитур из Яшмовой гостиной очень нравился императрице [супруге Николая I Александре Федоровне]; не случайно во время пожара 1837 года все предметы обстановки, весьма тяжелые, были благополучно вынесены наружу. После восстановления Зимнего дворца, тщательно отреставрировав, их вернули в прежнее интерьерное пространство. Однако оформлено оно уже было в духе новой моды А. П. Брюлловым, который ввел в отделку зала… малахит. Гостиная, получившая название “Малахитовая”, стала одним из самых нарядных помещений дворца…»


К. А. Ухтомский. Малахитовая гостиная в Зимнем дворце. 1865 г. Фрагмент

Чуть ранее (с. 46): «…современники воспринимали отделку Яшмовой (затем Малахитовой) гостиной как “новогреческого характера”, или в стиле неогрек».

В мастерской братьев Гамбс изготавливали мебель в неогреческом стиле и по проекту А. П. Брюллова.


Брюллов использовал мотив гиппокампа, «но не с головой лошади, а с головой льва, переходящей в пышный завиток вместо хвоста» (с. 50). Взгляните, как живописная боковина кресла перекликается с резной опорой стола, находившегося в Угловом кабинете императрицы Александры Федоровны.


Кресло. Санкт-Петербург, около 1839 г. По проекту А. П. Брюллова (?). Мастерская братьев Гамбс

Интересно, что «качество изготовления кресла безупречно, оно [кресло] прекрасно сохранилось и по сей день, ни разу не подвергаясь реставрации» (с. 69).


Схожее декоративное решение использовано и в этажерке, выполненной из амаранта.


Этажерка. Санкт-Петербург, около 1840 г. По проекту А. П. Брюллова (?). Мастерская братьев Гамбс

На этот раз у гиппокампа с головой льва одинаково роскошны и хвост, и грива.


Неогреческий стиль нашел свое воплощение и в работах других, к сожалению неизвестных авторов.


Кресло малое, диван, кресло большое. Санкт-Петербург, 1830-1840-е гг. Придворные мастерские.
Стол. Санкт-Петербург, конец 1820-х - 1840-е гг.

Комплект мебели для сидения происходит из петербургской квартиры графа Трубецкого. Оригинальны передние устои дивана: каталог сообщает, что они украшены «резными львиными головами с подвижными высунутыми языками» (с. 74).


Стол с замечательными сфинксами не является частью гарнитура. Интересно, что в львиных лапах, на которые опирается треугольное основание, использовано то же монферрановское техническое решение, что и в ножках мебели из Яшмовой (впоследствии Малахитовой) гостиной, - колесики особой конструкции.


Стол. Санкт-Петербург, конец 1820-х - 1840-е гг.

Ширму относят к стилю неогрек благодаря декоративному обрамлению живописных сюжетов, которыми украшены ее створки. С лицевой стороны холщовые полотнища ширмы расписаны масляными красками.


Ширма. Россия, 1840-1860-е гг.

С оборотной стороны можно обнаружить вырезки из иллюстрированных изданий - своеобразный декупаж XIX века.


Античная тематика нашла свое развитие в убранстве Этрусской гостиной Фонтанного дома. Отделка гостиной (проект архитектора И. Д. Корсини) была завершена в 1838 году.


Этрусская гостиная в Фонтанном доме. Фотография 2018 года

Каталог сообщает, что «в оформлении геридонов… он [Корсини] ориентировался на знаменитый бронзовый стол-треножник, найденный в Помпеях» (с. 68). Следует отметить, что все золоченые части геридона вырезаны из дерева, а не отлиты из металла, как можно было бы подумать.


Геридон. Санкт-Петербург, 1839-1840 гг. По проекту И. Д. Корсини (?). Происходит из дворца Шереметевых (Фонтанный дом)

Орнамент, нанесенный черной краской на терракотового цвета столешницу и треугольное основание, перекликается с рисунком обоев, которыми были оклеены стены Этрусской гостиной.

Табурет с саблевидными ножками «входил в обстановку залов Нового Эрмитажа, оформленных в неогреческом стиле» (с. 73).


Табурет. Санкт-Петербург, 1840-е гг. По проекту Л. Кленце. Мастер В. Д. Штром

Фоном для демонстрации следующего экспоната в стиле неогрек - кресла - служит репродукция фрагмента акварели Э. П. Гау «Пятый зал военных картин в Зимнем дворце» (1862 г.). Художником изображены 5 таких кресел, стоящие вдоль стен в углу. Первоначально они являлись частью гарнитура, которым была меблирована Желтая гостиная вдовствующей императрицы Марии Федоровны.


Кресло. Россия, Санкт-Петербург, 1828 г. По проекту О. Монферрана. Мастерская братьев Гамбс

Специально подошел к креслу сзади, чтобы лучше были видны запрокинутые назад золоченые лебединые головы, которыми увенчаны боковые устои кресла. Также обратите внимание на шары, посредством которых локотники соединены с передними устоями. Оба решения по-настоящему оригинальны.


Для Помпейской столовой императрицы Александры Федоровны архитектор А. П. Брюллов спроектировал в помпейском же стиле и мебельный гарнитур. Он состоял из «стола, консоли, дивана, шестнадцати стульев, шести табуретов, тумбы для дров, [каминного] экрана и плевательницы» (с. 49). Мебель была изготовлена в мастерской братьев Гамбс.


К. А. Ухтомский. Столовая императрицы Александры Федоровны. 1874 г. Фрагмент

Табурет и ящик (тумба) для дров ранее экспонировались в Выборге на выставке «От Николая I до Николая II. Эпоха историзма в России». Тогда мне пришлось словами пояснять, как открывается крышка ящика и как ящик наполняется дровами. Сейчас это продемонстрировано.

Стул представлен впервые. Его полукруглые ножки спроектированы с аллюзией на курульное кресло. И стул, и ящик «украшены краснофигурной росписью по светлому фону в подражание античным вазам» (с. 49).


Табурет, стул, ящик для дров. Санкт-Петербург, 1836-1839 гг. По проекту А. П. Брюллова. Мастерская братьев Гамбс

Сюжетами для росписи «послужили древняя мифология и “Одиссея” Гомера» (с. 49).


Вместо заключения стоит еще раз процитировать каталог выставки: «Если ранее, при Екатерине II и Александре I, наследие классики было единственным всеобъемлющим источником вдохновения, затрагивая все стороны жизни… то в николаевское время греческий или помпеянский стили становились своего рода особой затеей, игрой - одним из ярких впечатлений из целой вереницы интерьеров в других стилях».
Источник: «Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Н. Ю. Гусева. - СПб, 2018.

ширма, стиль помпейский, кушетка, стол, мебель мемориальная, Николай I, Гамбс, мебель, табурет, мебель России, скамеечка подножная, кресло, Эрмитаж, Монферран, дормез, ящик, геридон, мебель в музее, мебель на выставке, диван, Брюллов, Санкт-Петербург, стул, этажерка, стиль неогрек

Previous post Next post
Up