21.10.2018 Нам повезло. Дом, в котором родился Александр Островский и где прошли первые три года его жизни, сохранился. Деревянный, построенный в начале 1820-х годов, фактически оказавшийся в нынешнем центре Москвы. Пустовавший на протяжении 70 лет, а затем надолго вместивший в себя коммунальные квартиры. И все равно сохранился. Похоже, теперь уже его не убьет даже современная кричащая уличная табличка.
Домом на Малой Ордынке владел дьякон Никифор Максимов. Он жил на втором этаже, а три небольшие комнатки первого этажа сдал внаем семье Островских. С первого этажа мы и начнем нашу мебельную экскурсию. Прихожая Зеркало, как почему-то говорят в музее, «из коллекции» Николая Федоровича Островского, главы семейства. Как будто он мебелью не пользовался, а лишь коллекционировал ее. Деревянная рама с основательным навершием. В углах и посередине длинных сторон мелкий резной декор.
Кабинет Н. Ф. Островского Николай Федорович занимался адвокатской деятельностью.
Посетителей часто принимал в своем кабинете (на раскрытой крышке секретера лежат папки с документами и своего рода справочник - «Указатель законов Российской империи для купечества»). Здесь же на диване с деревянной спинкой Николай Федорович мог отдохнуть.
Обратим внимание на кресла с витыми ножками, локотниками и навершием спинки.
Как так получилось, что точно такие же кресла были ранее замечены в Северной гостиной дома Островского в Щелыкове? Отличия только в цвете отделки.
В книжном шкафу собраны те же книги, что входили в библиотеку Николая Федоровича: классика, журнальная периодика, тома «Русского Феатра» (это не опечатка) с лучшими пьесами XVIII века. Вот что Александр Николаевич написал о себе для книги «Портретная галерея русских писателей, ученых, артистов»:
Благодаря большой библиотеке своего отца, который с самого начала журналистики в России выписывал все сколько-нибудь выходящие из ряду книги, Островский весьма рано ознакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к авторству.
Столовая «Пейзаж в Замоскворечье» работы С. Виноградова рассказывает о том, как когда-то выглядели и сам дом, и стоявшая рядом церковь, в которой крестили Александра Островского. В отличие от дома, церкви совсем не повезло: она давно уничтожена.
В обстановке гостиной есть мемориальные предметы. Это глухой трехдверный буфет «из коллекции» отца и
хрустальный графин. Остальное - типология.
Спальня Кровать и большая ампирная ширма отцовские.
Как рассказывают музейщики, им пришлось разделить ширму на две части, чтобы она смогла уместиться в крохотной спаленке. Киот типологический.
На ломберном столике расписная шкатулка.
Шкатулка принадлежала Александру Николаевичу.
На этом мемориальное пространство закончилось. В следующих комнатах размещена литературная экспозиция.
Красная гостиная В 1847 году мало кому известный литератор Островский прочел в подобной гостиной свою первую пьесу «Семейная картина». Пьеса была встречена благожелательно. Вспоминая об этом событии, незадолго до смерти Островский писал: «С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание».
Типологический интерьер воссоздан на середину XIX века. Помимо дивана, кресел и стульев, банкеток и геридонов, столов простых и ломберных, здесь есть музыкальные инструменты, даже два.
Литературная экспозиция продолжается на втором этаже.
Комната замоскворецкого жителя Кто в школе учился, тот помнит: Островского называли Колумбом Замоскворечья. Двадцать лет связывают драматурга с Замоскворечьем, целый цикл пьес посвящен его жителям. Всё в типичном замоскворецком жилище - иконы в углах, цветочные горшки на подоконниках, ходики,
самовар на овальном столе, крытом ковровой скатертью, кресла николаевского ампира
и даже жардиньерки - всё дышит купеческой патриархальностью и основательностью.
Уголок дворянского клуба Нашлось в пьесах Островского место и чиновному люду, и дворянам. Ломберный столик, настольный сейф с двойным дном, бронзовые, с позолотой, шандалы (так в музее называют подсвечники) воссоздают особую атмосферу дворянского клуба и связанных с ним интересов.
Кто был в Щелыкове, помнит висящую там над письменным столом прорезную полочку, сделанную Островским. Александр Николаевич был мастером на все руки: мог лобзиком и полочку вырезать, и рамку для фотографии, и ручку деревянного ножа для бумаги резьбой украсить.
Подлинный столярный верстак, стоявший в кабинете Островского в Щелыкове.
Нож для бумаги, собственноручно изготовленный Островским в 1873 году, - подарок писателю Николаю Чаеву.
Комната Ларисы Огудаловой Диванчик и висящая над ним на стене гитара остались за кадром. В кадре стул, кресло и столик - все в стиле орехового рококо.
Форма столешницы затейлива, подстолье и изогнутые ножки щедро украшены резными деталями. Немного неаккуратно вырезана на подстолье трельяжная сетка.
Трехчастное зеркало в красивой резной раме - еще одна «перекличка» с Щелыковом.
Там в спальне Марии Васильевны, супруги Островского, было очень похожее.
Актерская комната В актерской комнате представлены предметы, имеющие отношение к театру: бинокли, веера, гримировальные наборы и многое, многое другое. К интересующей нас мебельной теме можно отнести гримировальное зеркало Г. Н. Федотовой. В пьесах Островского Гликерия Николаевна сыграла 29 ролей.
«А напоследок я скажу» о личных вещах Островского. Перед нами его домашняя бархатная шапочка, печатка с автографом (Александр Николаевич заведовал репертуарной частью московских театров) и жестяная табачница с монограммой владельца. Красота старинных вещей - в деталях.
Красота дома тоже в деталях.
Без кричащей уличной таблички точно будет лучше. Еще об Островском: