Музей-квартира Вс. Э. Мейерхольда в Москве

Jun 15, 2020 21:10

21.10.2018
В 1928 году в «Дом артистов» в Брюсовом переулке въехала семья Мейерхольда: сам Всеволод Эмильевич, его жена Зинаида Райх и двое ее детей от первого брака с Сергеем Есениным - Костя и Татьяна.


Семья поселилась в кооперативной квартире № 11, расположенной на втором этаже, где сейчас открыт музей Мейерхольда. Основное богатство музея - фонды, сохранившиеся несмотря на репрессии, то есть чудом. Тем не менее даже для мебельной экскурсии здесь найдутся экспонаты с историей.

Комната Кости
Костя - младший сын Зинаиды Райх и Есенина. В Костиной комнате разместилась экспозиция, посвященная раннему Мейерхольду - от МХТ, в который он поступил в 1898 году, до театра В. Ф. Комиссаржевской, откуда был «изгнан» в 1907-м. Оскорбленный Мейерхольд, несогласный с увольнением, даже дважды судился с Комиссаржевской, но безуспешно.
По иронии судьбы в музее приютился письменный стол Веры Федоровны.


Двухтумбовый, с дверцами, украшенными плоскими резными колонками и коваными накладками. Резьба - модерн. Накладки универсальны: они подошли бы и к готике, и к ренессансу, но модерн всё победил.


Заданную столом стилистику дополняют настольная лампа в форме поганки и ажурная рамка для фотографии.


Люстра уходит в пятьдесят вторую дюжину люстр и паникадил.


Комната Татьяны
В комнате Татьяны, старшей дочери Райх и Есенина, воссоздана атмосфера лермонтовского «Маскарада». Знаковую постановку Мейерхольд осуществил совместно с главным художником Александринского и Мариинского театров А. Я. Головиным. Премьера «последнего спектакля Российской империи» состоялась в дни Февральской революции 1917 года и стала реквиемом по уходящей эпохе.


Роскошью ушедшего времени дышит типологическая ампирная меблировка комнаты.


Шкафчик из карельской березы.


Детские кресло и стул из березы волнистой. Одно из самых красивых явлений в русской мебели, «березовый» ампир тоже можно считать своеобразным реквиемом по ушедшей мебельной эпохе.


Люстра.


Гостиная
Экспозиция гостиной посвящена работам Мейерхольда 1920-х годов.
В углу - рояль C. Bechstein. Он отличается от подлинного мейерхольдовского всего на три номера. Рядом размещен макет к спектаклю «Ревизор». Постановку «Ревизора» Мейерхольд осуществил в 1926 году. Знаменитую немую сцену «исполняли» неподвижно «застывшие» настоящие манекены, и это производило ошеломляющее воздействие на публику, которая не могла разобрать, кто на сцене - живые артисты или их двойники-манекены.


Ранее, в 1922 году, Мейерхольд поставил «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка. Всю сцену занимала авангардная механистическая конструкция (макет слева на столике), которая оживала во взаимодействии с актерами (фото справа на стене). В 1921 году Евгений Вахтангов сделал такую запись в своем дневнике: «Какой гениальный режиссер, самый большой из доселе бывших и существующих. Каждая его постановка - это новый театр. Каждая его постановка могла бы дать целое направление».

Хозяйкой гостиной была красавица Зинаида Райх. Ее уголок перед нами. Ампирные стулья сочетаются со столиком в стиле рококо.


Рококо узнаётся даже без латунных накладок - по формам ножек-кабриолей и по фигурным срезам выдвижных ящиков. Особое украшение стола - широкая фаска на столешнице.


Люстрой из гостиной начинается новая, пятьдесят третья дюжина люстр и паникадил.


Кабинет
Обстановка кабинета воссоздана на 1934 год - год постановки «Дамы с камелиями». По задумке Мейерхольда, в спектакле не использовалась бутафория. Весь реквизит был подлинным, французским, второй половины XIX века. В углу - одна из двух одинаковых ваз, купленных для спектакля в антикварном магазине.

Роль Маргерит Готье исполняла Зинаида Райх, и это была ее лучшая работа. Однако Сталину спектакль не понравился. Началась травля Мейерхольда. Неосторожная Райх написала Сталину письмо, обвинив вождя в том, что тот не разбирается в искусстве. Спусковой механизм был взведен, и для Мейерхольда и Райх начался обратный отсчет.

В январе 1938 года «Даму с камелиями» показали в последний раз. ГосТИМ - Театр имени Мейерхольда - закрыли. В июне 1939 года Мейерхольда арестовали. Менее чем через месяц прямо в этой квартире была зверски убита Зинаида Николаевна. Ее похоронили в сценическом костюме Маргерит. На манекене - реконструкция того костюма. Жилплощадь быстро освободили от детей и разделили на две квартиры, в которые тут же вселились работники НКВД.


Сохранился мемориальный книжный шкаф (справа). В музей его передала правнучка Мейерхольда. Остальная обстановка типологическая.


Перед нами чертежный стол. Подобный предмет появился у Мейерхольда во время работы над чертежами его будущего театра (ныне, в существенно измененном виде, это Концертный зал имени Чайковского).

Первоначально в кабинете находился дубовый письменный стол, но чертить на нем было неудобно. И вот как-то раз Мейерхольд зашел в соседний подъезд, где жила вдова Ивана Ивановича Рерберга - инженера и архитектора, автора таких московских построек, как Киевский вокзал и Центральный телеграф. К слову сказать, проект «Дома артистов», в котором наряду с Мейерхольдом жил и сам Рерберг, тоже принадлежит Ивану Ивановичу. Увидев в квартире Рерберга чертежный стол, Мейерхольд выкупил его у вдовы архитектора, а свой письменный стол отправил на дачу.


Чертежный стол был замечен и на мейерхольдовских репетициях.


Репетиция спектакля «Баня» в ГосТИМе. Рядом с Мейерхольдом Маяковский

В ампирном кресле с истертым кожаным сиденьем - мейерхольдовский портфель. С ним ходил в школу Костя Есенин. Портфель нередко участвовал в школьных драках, в одной из которых была оторвана ручка.


В противоположном конце кабинета, в углу за шкафом, висит репродукция портрета Мейерхольда работы Петра Кончаловского (1938 г.).


У портрета интересная история. Во-первых, он был написан за полтора года до смерти режиссера. Во-вторых, холст для портрета был сшит. На обороте холста, на месте сшивки, Кончаловский оставил надпись: «Пошел за деньгами. Скоро приду и сам дошью». В-третьих, портрет впервые экспонировался в 1962-63 гг. на выставке, посвященной 30-летию Московского союза художников. Выставка проходила в Манеже, и ее посетил Хрущев. Третьяковская галерея долго вела переговоры с семьей художника и смогла выкупить портрет только в 1970 году.

Мейерхольд изображен в своей квартире лежащим на тахте прямо в костюме и обуви. Тахту и всю стену за ней закрывает огромный ковер, вышитый вручную, - сюзане.


Подлинное сюзане не сохранилось, но внучка режиссера Мария Валентей-Мейерхольд, занимавшаяся организацией музея, заказала «новый ковер», очень похожий на утраченный. Сейчас на стене висит сюзане начала XX века, изготовленное в Бухаре.
Как на картине, рядом с тахтой стоит столик, на нем коробка табака. Сюда же положили и трубку.


Говорят, люстра собрана из различных деталей XIX века.


Мейерхольда расстреляли 2 февраля 1940 года. Долгое время место его захоронения оставалось неизвестным. В 1974 году по случаю 100-летия со дня рождения Мейерхольда Андрей Вознесенский написал такие слова:

Где Ваша могила - хотя бы холм, -
Всеволод Эмильевич Мейерхольд?
Стараниями Марии Валентей в 1955 году Мейерхольда реабилитировали. Однако точную дату его гибели и место расположения общей могилы, в которую после кремации был ссыпан его прах, Мария Алексеевна смогла узнать лишь в 1987 году.
Еще о Мейерхольде:

Комиссаржевская, столик, мебель мемориальная, Мейерхольд, стол чертежный, сюзане, Москва, мебель, свет, кресло, шкафчик, мебель в музее, люстра, стол письменный, в Москву, мебель детская, тахта, шкаф, рояль, стул, Рерберг

Previous post Next post
Up