О «выстроившем себя» тверском скульпторе

Feb 27, 2013 11:26



Уже давно мое внимание привлекают те скульпторы ,  благодаря произведениям которых, Тверь и Тверская область очень сильно изменилась  за последние пару десятилетий.
Если судить по информации об этих людях на официальных сайтах, в газетных статьях, видеть  их на различных торжественных мероприятиях по ТВ, то впечатление они производят на неискушенного слушателя и зрителя  такое,  как будто являются персонажами из фильмов советских времен о хрестоматийных деятелях - столпах общества, обладающих только достоинствами и талантами, которые невозможно не признать.
О монументальных заслугах председателя Союза художников России, скульптора Ковальчука , известного в Твери более всего памятником Михаилу Тверскому, я дал материал вот тут http://zvetofor.livejournal.com/16112.html

А теперь я предлагаю Вам более детально познакомиться с творчеством скульптора,  произведения которого знают наверняка все жители  Твери, но  при этом вероятно  ничего не слышали о том, кто их сделал.  Я имею  ввиду автора таких известных тверских памятников, как «Ликвидаторам Чернобыльской катастрофы»,  «Подводникам» , «Экипажу Горобца» и многих других. Это скульптор Антонов Евгений Андреевич.

По количеству памятников  изготовленных и установленных им на российских просторах (в основном на тверской земле), господину Антонову могли-бы  позавидовать классики - Антакольский, Клодт и Мухина. Если судить по такому успеху с заказами, то можно предположить, что их автор достиг больших высот  не только по художественным достоинствам  своих произведений, но  так же по  уровню  ремесленных навыков, необходимых при изготовлении и установке скульптур.  Ну…. Может быть!?
Итак!
Что же можно узнать об этом человеке, заглянув в официальные данные о нем?

Заслуженный художник РФ, Народный художник РФ, член Союза художников России, председатель тверского отделения Союза художников России, участник многочисленных выставок. Автор монументальных памятников, установленных в городах: Смоленске, Твери, Ржеве, Старице и других городах, и селах. Кроме всего прочего нужно упомянуть еще и то, что этот скульптор еще и СВЯЩЕННИК !


Если судить  по этим данным, то его можно записывать в один ряд не только к великим скульпторам прошлого, которых я упомянул чуть выше, но и объявлять почетным гражданином Тверской области. Однако,  что-то мешало мне причислить Евгения Андреевича к компании великих, когда я видел его памятники на тверских улицах.  Далее я выскажу вам свое личное  мнение о памятниках и об их авторе, с которым Вы можете не соглашаться. Как сейчас принято говорить в таких случаях, - Это всего лишь мое «оценочное суждение».

Сомнения   в  величии скульптора Антонова, побудили меня прибегнуть к помощи современного поставщика информации - интернету. Если сделать запрос в поисковике используя разные сочетания слов вроде - «скульптор Евгений Антонов», «памятник ликвидаторам» т .д и т.п.,  то  вы сможете увидеть  массу фотографий и статей о предмете вашего интереса, сравнить произведения одного автора, посвященной данной теме, с произведениями его коллег .  Прежде всего, при взгляде на скульптуры  г. Антонова, я  невольно вспоминаю  открытки к советским патриотическим праздникам времен СССР, и  пропагандистские  плакаты того же периода.



Согласитесь, такое впечатление, что всю эту графическую продукцию сотворил тоже г. Антонов, настолько это похоже на все то, что он делает как скульптор.
Большинство подобных открыток и плакатов можно сейчас рассматривать в основном как объекты прошлого, имеющие лишь историческую ценность. Как произведения искусства они чаще всего из себя мало что  представляют, так же  как  и  размноженные по всей стране в те годы плакаты, предупреждающие ожидающих поезда пассажиров, об опасности нахождения  близко к краю железнодорожной платформы . Но одно дело пропагандистский плакат или открытка, и совсем другое тот же плакат или открытка с тем же уровнем художественных достоинств, созданная в бронзе и граните! Вызывает вопрос, - А зачем нужно делать в стиле пропагандистских плакатов объемную дорогую открытку таких вот размеров? Может быть стоит привлечь к реализации скульптурных проектов тех, художников, которые способны создавать не объемные плакаты в духе «Берегись поезда!» или «Встретим трудовыми подвигами 25 съезд КПСС!», а то, что способно стать такими-же брендами Твери, как памятник Афанасию Никитину или Пушкину? Ну а уж если никто из скульпторов не может предложить ничего такого-же уровня искусства, как упомянутые мною замечательные тверские памятники, то наверное стоит подождать до того момента, когда появится предложение достойного варианта памятника. Ведь не рекламный-же баннер сооружаем, который через полгода можно заменить другим! Хотя у чиновников своя известная всем логика.

При всей схожести с открытками, как раньше так и сейчас,  произведения г. Антонова  все-же довольно  существенно отличаются друг от друга, как будто над ними трудились разные художники, при всем том, что почти все им сделанное и можно отнести к «суровому  стилю» характерному для упоминаемых выше плакатов и открыток.
Взять хотя-бы два его памятника начала творческой деятельности в  первой половине 80-х, а именно -  «Договор тысяч», установленный в Твери, и мемориальный комплекс в Ржевском районе у деревни Звягино, или памятники последних лет - «Экипажу Горбца» и мемориал посвященный присвоению Твери звания «Город воинской славы».



«Договор тысяч» (1982 г.)



Мемориальный комплекс во  Ржевском районе у деревни Звягино (1986г.)

Согласитесь, что если не знать, что у этих скульптур один автор, то можно решить, что это работы совершенно разных художников. Рядом с профессионально  выполненным , пусть и плакатным «Договором тысяч»,   фигура женщины с девочкой из мемориального комплекса в Звягино, кажется слепленной студентом скульптурного отделения - кандидатом на отчисление по причине отсутствия способностей у него к изобразительному искусству. Ужасно вылепленные с точки зрения пластики и пропорций фигуры. Совершенно не понятно, почему тело девочки висит в воздухе , если ни одна из рук охваченной горем матери, не держит  ее. Девочка как будто присела на какой-то невидимый стул. Возможно  конечно, что  Антонов пытался создать иллюзию невесомости, чтобы передать глубину горя матери? Если даже и так, то выглядит это неубедительно.
Очень сильно отличаются друг от друга лица героев-танкистов  экипажа Горобца, и лица героев комплекса посвященного присвоению Твери звания «Город воинской славы». Если лица танкистов как будто срисованы (хотя может и не как будто… ) с советских открыток и не имеют никаких индивидуальных черт, присущих разным людям, то у персонажей комплекса «Городу воинской славы» лица, уже не столь шаблонно-плакатны.





На фото памятник легендарному экипажу и фото сержанта Горобца.
Интересно, кто из четырех танкистов сержант Степан Горобец?
Господин Антонов утверждал в интервью, что танкисты на памятнике
имеют портретное сходство со своими прототипами. А у меня склады-
вается такое впечатление, что все танкисты братья-близнецы, которые
позировали во времена СССР авторам большинства пропагандистских
плакатов и открыток.

Вопросов и  поводов для недоумения по этому поводу у меня было много, пока я вдруг не стал натыкаться в подборке тем и фотографий, найденных через поисковик во всемирной сети, на те, которые наводят на определенные мысли . А выяснил я то, что оказывается г. Антонов работает не один, а со своим незаметным помощником -  скромным скульптором А.Комлевым. И этот помощник не просто  месит глину , а является фактически соавтором памятников  Антонова. По крайней мере одного из них. Сам Евгений Андреевич об этом  предпочитает  публично не распространяться.



А вот и сам Комлев, который отчего-то отказался фотографироваться, и журналист снял его со спины во время
работы того над одним из барельефов  комплекса «Город воинской славы».

Журналист в статье о посещении мастерской г. Антонова , видимо не дал проверить свой труд нашему великому скульптору, а потому упоминание того  что Комлев является соавтором данного памятника, а так-же его скромный «спинной портрет»  остались в тексте.  Имя Комлева значилось в качестве одного из двух соавторов еще до открытия мемориального комплекса,  на сайте ВООПИК   http://voopik-tver.ru/index.php/dopphoto/31-kkphoto/29   Однако в последствии оно уже не появлялось в последующих  материалах о данном памятнике. Во всяком случае, нигде кроме сайта ВООПИК и статьи журналиста,  информацию о Комлеве, как о соавторе данного комплекса , мне найти не удалось. Остался единственный автор барельефов  -  г. Антонов! Возможно в этом совсем нет вины Евгения Андреевича, который как священник просто не может по своей инициативе замалчивать заслуги своего товарища. Скорее всего тут все дело в очень большой скромности А. Комлева, которого тяготит известность.

Не стану давать оценку следующей подборке фотографий. Пусть каждый посмотрит на них и сделает выводы сам. Мне кажется, что они достаточно красноречивы.



Слева памятник г. Антонова, а справа памятник танкисту-герою войны в Испании  - Новикову ( г.Арзамас)



Слева тверской памятник «Подводникам», а справа памятник подводникам находящийся в Севастополе.

А теперь еще более красноречивые  фото!



Слева знакомый нам памятник скульптора Антонова (2006 г.), а справа памятник- героям-чернобыльцам,
находящийся в Москве (скульптор А. Ковальчук 1993г.)

Но это еще не весь памятник! За фигурой ликвидатора ведь стоит очень оригинальная стела.



Слева творение нашего тверского скульптора, а справа стела находящаяся в Милане(Италия), которая посвящена
погибшим итальянским солдатам, сражавшихся на стороне Гитлера в России! Правда прорыв плитах у итальян-
ского памятника сделан художественно, а у г. Антонова привычно-плакатно-открыточно.

Но ведь  композицию памятника входит еще и очень красивый золотой шарик, олицетворяющий видимо атомное ядро! Как здорово придумал внутреннее устройство этого ядра г. Антонов!



Слева ядро атома от скульптора Антонова(2006 г.), а справа шар-памятник, что находится на территории Ватикана:
«Золотой шар («земной шар») был приобретен Ватиканом в 1990 году.

За все время поисков информации о том, что сотворил г. Антонов, я не смог увидеть ничего такого, что делают художники не на заказ, а для души. Есть это свойство у настоящих художников, ну не могут они не  рисовать,  не лепить,  не писать даже тогда, когда им за это не платят.
Вот герой данного материала рассказывает о 90-х:»… Тусклое было десятилетие, - вспоминает Евгений Андреевич. - Одни старались как бы не умереть, другие выживали, третьи набивали карманы. Я практически ничего не делал - это десять потерянных лет жизни.» http://www.eshelon.su/index.php/o-fonde/78-antonov-e-a
Ну как ничего не делал? Наверняка творил у себя в мастерской, не способный к набиванию карманов мастер, создавая скульптурные шедевры для выставок.  Портреты знакомых и близких, скульптуры посвященные любви, просто некие интересные пластические объекты!? Однако мои знакомые художники, давно знающие Евгения Андреевича много лет,  смогли вспомнить только одно произведение своего коллеги, которое он вроде как сделал бескорыстно и по велению трепетной души художника. Именно его он много раз показывает на различных выставках - это  скульптура посвящена памяти нашего земляка, крепостного художника Сороки.
Однако, судя по материалу статьи которую я обнаружил в сети «…Антонов возил в Липецк две скульптуры, в том числе и ту, которая будет установлена в Удомле в память о замечательном русском художнике…. Григории Сороке», и это его произведение навряд-ли можно назвать бескорыстным творческим порывом большого художника.
Нашел я фото этой скульптуры. Хорошее, выразительное  произведение - ничего не скажешь. Отмечено, как говорится в таких случаях, великим талантом большого художника. И кто этот поистине большой художник?

Взгляните на «Посвящение Сороке»


Скульптура естественно вверху, а внизу известная картина
А.Г. Венецианова, написанная немного раньше, чем тверской
скульптор создал свой шедевр.

Правда похоже? Но это наверное нельзя назвать плагиатом, так как г. Антонов творчески переосмыслил образ пастушка, положив ему на колени палитру и кисти, превратив того  таким образом из спящего труженика полей в представителя творческой интеллигенции.

Ну так чем-же занимался все эти десять лет скульптор, у которого  «тусклое десятилетие» отняло возможность творить, отобрав у него до кучи  видимо глину, карандаши и бумагу?
А вот чем: «…Зато они стали годами духовного обретения. Я выстраивал себя как личность, чтобы уже остаток жизни ни вправо, ни влево не свернуть.»
Если перевести сказанное художником на более понятный читателю язык, то это значит, что Евгений Андреевич стал священником, чтобы «выстроить себя». Видимо так совпало, что время  «выстраивания себя «закончилось аккурат к тому моменту, когда в стране появились большие деньги,  и наши чиновники активно стали поддерживать строительство огромных спортивных комплексов, торговых и офисных центров на месте снесенных памятников архитектуры, и… увековечивание памяти, известных граждан, героев всевозможных войн, конфликтов, трагедий, памятников Жучкам, лошадям, влюбленным и т. д. и т.п., путем возведения памятников, монументов и  мемориальных комплексов. Вот как оценивает этот счастливый момент сам Антонов: «…Возрождение почувствовалось только в начале 2000-х годов - вспомнили о художниках. Появились деньги на архитектуру и скульптуру - ведь это имперский вид искусства, удел самодостаточного государства, состоятельных людей.»     Именно тогда видимо Евгений Андреевич осознал, что пора ему «выстроившему себя», выстраивать и подзабывших о вечных ценностях сограждан. Выстраивать через свое искусство.

Учитывая то, что вал установки памятников нашими чиновниками очень озабоченными воспитанием патриотизма народа, кажется бесконечным, как бесконечными кажутся и залежи миллионов рублей выделяемым  на эти благородные цели - фронт работ для г. Антонова гарантирован на многие годы вперед.
Ну а как скульптор -  священник «выстраивает» нас с Вами  своим творчеством, каждый может судить сам.

Чуть не забыл! Я ведь хотел еще рассказать Вам о ремесленных навыках, необходимых при изготовлении и установке памятников, которые демонстрирует Евгений Андреевич. Ведь в памятнике важна не только его уникальность, пластическая красота, соразмерность окружающей среде и т.п., что видимо, с точки зрения  тверских архитекторов и чиновников у скульптора есть.  Важно и то, насколько качественны материалы, использованные скульптором  и его помощниками, качество работ при монтаже-сборке памятника.
Возьмем, к примеру, памятник «Экипажу Горобца», о получении заказа на который г. Антонов по его же словам, мечтал еще с конца 80-х: «Антонов прочитал повесть и загорелся. Сделал эскизы. Понес в Пролетарский райисполком. Показывал и рассказывал. Но в идею вникать не стали. Порыв автора знаменитого «Договора тысяч», ранее украсившего Пролетарский район областного центра, сдуло шальными ветрами перестройки.»

И вот когда мечта его жизни сбылась,  и памятник торжественно открыли…..- через пару месяцев с шедевра начали отваливаться плиты. И все-бы ничего, Евгений Андреевич потихоньку  вставлял-бы время от времени на место отваливавшиеся плиты, замазывая дыры и трещины герметиком. Но дело в том, что одна из плит упала на голову гулявшего рядом с памятником ребенку, которого пришлось везти после этого в больницу.  И разгорелся нешуточный скандал!

«Качество построенного памятника определяли профессионалы. Фирма  АНО «Тверьэкспертиза и сертификация» провела собственное «расследование». Найденные нарушения во время строительных работ они назвали грубыми. Михаил Соловьев, эксперт  АНО «Тверьэкспертиза и сертификация»:
- Первое основное нарушение, которое здесь было и повлекло разрушения, - это некачественная заделка, герметизация швов, второе - отсутствуют скрепления облицовочные. Гранитные или бетонные плиты размером более 400 сантиметров квадратных должны быть на скреплениях. Это общие правила, и от них никуда не уйти.» http://tvernews.ru/news/87633/

Ну да Бог им судья, эти экспертам! Очень может быть, что эти эксперты сами что-то не учли.

Кроме этого  у мастера были некоторые "проблемки"с надписями на памятниках, говорящих о его "внимательности" и "тщательности" подхода к увековечиванию памяти героев. Для того чтобы избежать тех ошибок, что  есть на фото ниже, нужно просто-напросто пригласить для проверки текста грамотного человека. Согласитесь, что одно дело, когда такая накладка происходит со статьей в газете или в интернет-издании, и совсем другое дело, когда такие ошибки остались высечены в граните или отлиты в бронзе. Но возможно, что г. Антонов каждый раз занят гораздо более важными мыслями, чем то на что ему указывают разные грамотеи.





Надо писать - «участвововали», без «В» после «А».
Эту плиту из комплекса «Город воинской славы» скульптору,  пришлось переделывать заново,  а во второй он просто высверлил дырку и вставил в нее  пропущенную ранее запятую. А и правда, чего заморачиваться да лишние деньги тратить из-за пустяков!



Ну теперь вроде-бы и все. Разве что еще немного  о перспективах дальнейшей монументализации Тверской области силами г. Антонова: «На Бологовском узле начался сбор пожертвований для изготовления и установки памятника местным железнодорожникам, героически трудившимся под бомбами и пулями врага.»   http://zdr.gudok.ru/pub/21/207919/
На тот случай если кто-то не представляет себе масштаб возведения различного рода памятников в нашей области, я могу вам сказать, что только памятников посвященных событиям в Чернобыле и их ликвидаторам, в Тверской области установлено  аж 7 штук, http://www.tverlib.ru/excib/chernobyl/memory.html Это не считая памятных знаков. ВОЗМОЖНО, ЧТО ЭТО ЕЩЕ НЕ ПРЕДЕЛ, так как еще не во всех городах и селах тверской области наши патриоты-чиновники и патриоты-скульпторы увековечили память  не только чернобыльцам, но и ВСЕМ героям, ВСЕМ событиям и ВСЕМ  знаменательным датам.

скульптура, Тверь, памятник

Previous post Next post
Up