История происхождения Меноры - 2

Dec 13, 2016 12:28

Кто такая Геката?

О Гекате существует обширная литература, но всякий исследователь сразу же "тонет" в ней, даже не успев задаться вопросом о происхождении триморфной богини, тем более этиологические мифы о Гекате имеют, как правило, разрозненный характер.

1. Прообраз Гекаты - древнеегипетская богиня Исида, жена бога возрождения Осириса. С древнейших времён её изображали вместе с богиней Нефтидой как двух неразлучных подруг, и египтологи считали их разными богинями, хотя Нефтида всегда присутствует как тень Исиды, являясь её точной копией. В действительности это одна богиня, представленная в двух разных ипостасях: Исида, обладательница царского трона, и домохозяйка Нефтида (дословно - "госпожа дома"). Ипостаси отличались коронами:


24.

Исида (справа) и Нефтида (слева) рядом с Осирисом-Ра.

Впоследствии Исида сливается с богиней Хатхор (дословно - "дом Хора"), что вполне логично, т.к. Хатхор - это та же Исида, но в материнской ипостаси. Также Исида предстаёт и в других образах, но в эпоху Нового царства складывается триада Исида-Хатхор-Мут:

25.

Рамзес III с богиней Исидой-Хатхор-Мут. 1160 г. до н.э.

Три ипостаси Исиды изображены следующим образом: сама Исида представлена своим именем (выделено), богиней Хатхор - короной с рогами, обхватывающими солнце, и богиней Мут - тотемом в виде стервятника на голове богини.

2. Один из важнейших аспектов Исиды заключается в том, что её небесным олицетворением была самая яркая звезда ночного неба - Сириус (древнеегип. Сопдет, Сотис). Любой, оказавшись в пустыне среди песков, мог ориентироваться по Сириусу, поэтому с древних времён последнего считали "Путеводной звездой". По этой же причине он назывался "Пёсьей звездой", т.к. ассоциировался с собакой, способной довести хозяина до нужного места. Характерно ещё и то, что Исида в облике Сопдет находилась на небе рядом со своим супругом Осирисом, которого олицетворяло созвездие Ориона (древнеегип. Сах), состоявшее, по мнению египтян, из 7 звёзд:

26.

Созвездия Ориона и Большого Пса.

На древнеегипетских гороскопах их также часто изображали вместе:

27.

Исида и Осирис в облике Сопдет и Сах. Прорисовка зодиака в Рамессеуме, XIII в. до н.э.
H.Brugsh, Thesaurus Inscriptonum Aegyptiacarum, p.80.

3. В греко-римскую эпоху величайшая богиня Исида продолжила эволюцию, и она её вновь была разделена, но уже на три отдельных персонажа - по аналогии с древнеегипетской Троицей. Так появились Мойры, Хариты, Горгоны и т.д., но нас более всего интересует триморфная Геката:

28.

Геката. Бронза. Рим, I-II в.

Впервые, примерно в VII в. до н.э., Гекату упоминает Гесиод в "Теогонии", а первое изображение датируется 480 г. до н.э. - т.н. "Бегущая Геката", которая идентифицирована по двум факелам:

29.

Бегущая Геката.

Примерно в то же время греческий скульптор Алкамен изваял статую Гекаты, но оригинал её не сохранился до нашего времени - считается, что дошла поздняя реплика.

Имя Геката, очевидно, этимологизируется от имени египетского бога магии и колдовства Хека, женская ипостась которого - Хекат (не путать с богиней Хекет в образе лягушки), т.к., согласно древнеегипетской мифологии, Исида обладала высшей магической силой, хитростью заполучив тайное имя бога Ра. Эта связь отразилась во втором по значению качестве Гекаты - она считалась воплощением магии. В ипостаси чародейки Геката дошла до Нового времени: она - действующее лицо пьесы Шекспира "Макбет". Но главное качество Гекаты досталось ей от небесной Исиды, звезды Сопдет: Геката вобрала в семантику своего образа "Путеводную" и "Пёсью" звезду, став "владычицей путей" (связанные эпитеты: Энодия, Пропола, Триодитис). В облике трёхголового существа она была известна также вплоть до эпохи Ренессанса:

30.

Гравюра с изображением Гекаты, фрагмент. "Images Depicting the Gods of the Ancients", 1556г.

Любопытно, что ещё в древности возникла путаница с именем трёхголовой собаки - её назвали Цербером, хотя совершенно очевидно, что Цербер, при переходе Ц<=>С и Б<=>П, произошло от имени Серапис (тождественен Осирису), т.е. имя было продублировано*. Но, как мы понимаем, это произошло неслучайно: Исиду и Осириса и раньше изображали вместе, что обусловлено их близостью на небе илл. 26,27). Ещё в "Илиаде" Гомер называл Сириус "Псом Ориона". Серапис - это персонификация созвездия Ориона (Сах), а собака с тремя головами - Сириуса (Сопдет) в созвездии Большого Пса:

31.

Статуя Сераписа-Осириса и пса Цербера. Мрамор, 180-190 гг. до н.э. Критский археологический музей (Ираклион).

Примерно также созвездие Большого Пса расположено по отношению к Ориону - как бы у него "в ногах".

В мифах, посвящённых Гекате, заметно выделяется одно кажущееся разночтение: Геката, с одной стороны, "враг дня и возлюбленная тьмы", а с другой - она Фосфора, т.е. "светоносная". Данное противоречие исчезает, если принять во внимание, что её астральное воплощение - звезда Сириус - видна только ночью и своим светом "прокладывает" путь странникам. По той же причине Геката считается хтонической богиней, т.к. каждый год Сириус примерно на 70 дней становится невидимым на ночном небе, из-за чего кажется, что он "уходит под землю" в аид.

4. Внешний облик Гекаты часто несёт следы древнеегипетских корней, в том числе характерную укладку волос в виде трёхчастного парика и головной убор (илл. 32,34,36-38,42,43,47,48), восходящий к короне пшент:

32.

Статуя Гекаты. Национальный музей древностей, Лейден.

Геката обладает несколькими атрибутами, но основными и неизменными служат факелы, благодаря чему получила эпитет Дадофора ("факелоносица"). Обычно она представлена с двумя факелами:

33.
34.
35.

Илл. 33: Геката. Копия с древнеримского барельефа.
Илл. 34: Древнеримский Гекатион, I в. до н.э. - I в.н.э.
Илл. 35: Древнеримский медальон, начало н.э.

Иногда факелов четыре или даже шесть:

36.
37.
38.

Илл. 36: Барельеф Гекаты. Древний Рим, II в.
Илл. 37: Статуя Гекаты. III в. Музей Антальи, Турция.
Илл. 38: Гекатион с 6 факелами. I-II в.

Как можно судить по илл. 37,38, остальные атрибуты играли значительно меньшую роль - их могли вообще не изображать. Для изображений Гекаты на амулетах характерен устойчивый набор атрибутов, к которым относятся факелы, плётки и кинжалы:

39.
40.

Илл. 39: Гемма с изображением Гекаты в сопровождении Афины и Немезиды. Вторая половина II в.
Илл. 40: Медальон с изображением Гекаты. IV в.

Попутно на илл. 40 можно отметить сопутствующую Гекате космологическую символику: звёзды и уреи, заимствованные у Хора Бехдетского. С этой точки зрения представляет интерес древнеримский барельеф, на котором Геката отождествляется со змееногой богиней:

41.

Гекату также сопровождает лев - символ силы и могущества - и собака, олицетворяющая "Пёсью звезду". Кроме факелов и кинжалов, Геката держит фиалу и кувшин - посуду для ритуальных возлияний (илл. 34,36). Триморфная богиня нередко держит в руках змей (илл. 33,35), в чём видится вполне объяснимая коннотация с богиней Кадеш и в конечном итоге с Исидой:

42.

Древнеримская вотивная стела. II-III в. Археологический музей Варны.

Однако на немногих сохранившихся статуях Гекаты (см. также илл. 28) вторичная атрибутика имеет признаки толкований:

43.

Римская статуя Гекаты. 150-200 г. н.э. Британский музей.

Так, плётка (илл. 39,40) стала верёвкой, змея превратилась в спиралевидный рог, и к ним добавился предмет, напоминающий грабли, но служащий, видимо, ключом от всех тайн и дверей, каким обладала Исида, заполучив тайное имя бога Ра:

44.

Необычные атрибуты Гекаты.

Очевидно, изогнутый рог возник в результате повреждения статуи и утраты фрагмента змеи.

IV. В чём сходство Меноры и Гекаты?

Ранее нами было установлено, что Менора обладает следующим набором атрибутов:

1) нераскрытая пальмовая ветвь (в том числе раскрытая) - илл. 11,16-18,20-23;
2) кривой рог - илл. 10,11,17,18,20-23;
3) цитрон - илл. 12,16,18,20,22,23;
4) совок - илл. 10,18,20,23;
5) кувшин - илл. 21,22.

Такими же атрибутами или похожими на них обладает Геката:

1) нераскрытые пальмовые ветви Меноры зачастую походят на кинжалы Гекаты - илл. 17,18,20;
2) кривой рог - илл. 28;
3) цитрон:

45.
46.

Илл. 45: Рукоятки отломанных атрибутов в руках статуи Гекаты напоминают плоды цитрона.
Илл. 46: Менора на бронзовом медальоне. IV-V в. Цитрон под Менорой (справа) походит на отломанную рукоятку кинжала.

4) совок - интерпретация ключа Гекаты на илл. 28,44;
5) кувшин в явном виде - илл. 34,36, 41.

Атрибуты Меноры и Гекаты относятся, безусловно, к косвенным признакам подобия. Основные, на первый взгляд, не совпадают: в то время, как у Меноры 7 светильников, у Гекаты их не более 6. Однако древние артефакты напоминают об очень тесной связи Гекаты и 7 звёзд созвездия Ориона (илл. 26,27):

47.

Магический амулет. III в.

На аверсе амулета выгравирована Геката в окружении Харпократа и Хноубиса, а на реверсе - 7 звёзд Ориона в обрамлении Уробороса.

Дальнейшим свидетельством развития идеи объединения символики Исиды (в образе Гекаты) и Осириса, олицетворяемого созвездием Ориона из 7 звёзд, служит амулет первых веков нашей эры:

48.

Гемма. Яшма. I-II в.
Имя солярного бога ИАО выгравировано для усиления апотропеической функции оберега

Традиционное для амулетов изображение Гекаты находится в окружении 7 звёзд - до полного объединения символики Исиды и Осириса осталась самая малость. Намётки этого процесса можно было заметить на илл. 39,47, где Геката представлена одним телом, но с тремя головами и шестью руками**. Очевидно, древние мастера бились над дилеммой, как максимально упростить триморфного персонажа, сделав из него изящный символ. Подсказкой, как шла эволюция в данном направлении, может служить ещё один амулет:

49.

Гемма. Яшма. III в.

Геката стоит на "подставе", образованной тремя богами: Хором, Анубисом и Тотом. Таким образом получилась тренога, аналогичная трёхпалой опоре Меноры. Несколько тенденций, собранных вместе, дали толчок к прорывному открытию, позволившему вместить в лаконичный образ Меноры сразу двух великих божеств Древности: Исиду в трёх ипостасях и её мужа Осириса. Трёхпалая опора Меноры стала символом триморфной богини, центральная стойка - её тела, шесть боковых ветвей - рук, семь свечей - семи звёзд Ориона. При этом Менора сохраняет преемственность с Гекатой в атрибутах, которых обычно либо 4, либо 2, либо ни одного, что эквивалентно образу Гекаты с 2 факелами, 4-я или 6-ю, соответственно. Сами атрибуты Меноры не несут сакрального смысла и появились в результате вольной интерпретации атрибутов Гекаты.

Доказательством того, что трёхпалая опора Меноры - это признак триморфного персонажа, служит иногда встречающийся поздний вариант Меноры с 5 светильниками и двупалой опорой, что подразумевает двух персонажей, объединённых в одно тело - по аналогии с обычной Менорой, имеющей 7 ветвей:

50.

Бронзовая монета исламского периода.

Также одним из признаков подобия Гекаты и Меноры является тот факт, что в древнегреческой мифологии Геката и Гермес часто оказываются вместе, на что обратил внимание ещё Гесиод в "Теогонии": "вместе с Гермесом на скотных дворах она [Геката] множит скотину". Геката рядом с Гермесом на древнегреческой вазе:

51.

Краснофигурная вазопись. 440 г. до н.э.

Слева направо изображены: Прозерпина (Персефона), Гермес, Геката и Деметра. Близость Гермеса и Гекаты обусловлена их функционалом: Гермес - бог торговли и покровитель путников, Геката - владычица путей и обладательница ключа от всех преград, т.е. они дополняют друг друга, имея в виду, что торговля в античную эпоху была сопряжена с дальними и опасными страствиями. Поэтому появление гравюры с Гермесом, использующим Менору, можно считать вполне закономерным:

52.

Гермес с Менорой. Гравюра. Болонья, 1574 г.
Греческая надпись на табличке - цитата из Плутарха: "Сказавши, часто в том раскаешься, а промолчавши - никогда"

Гермесу нужна Менора не как "исконный еврейский символ", а в том же качестве, в каком Геката оказывала ему услуги в античную эпоху.

В целом Менора полностью соответствует эпохе первых веков нашей эры с её повальным увлечением гностическими теориями и тайными смыслами, недоступными для непосвящённых. По этой причине у Меноры не было промежуточных вариантов, по которым посредством ретроспективного анализа можно было бы восстановить эволюцию её происхождения - этой эволюции не было. Менора появилась практически внезапно, что обусловлено необходимостью создания ребуса, не имеющего явных подсказок.

Продолжение следует...
Previous post Next post
Up