Введение
Выяснение происхождения древних символов и персонажей - отнюдь непростая задача, т.к. обычно об их зарождении нигде и никем не написано, а если и было, то - либо затерялось в глубинах ушедших веков, либо исходная семантика искажена до неузнаваемости. Что ещё хуже, иногда следы прошлого уничтожались в угоду религиозным, политическим, морально-этическим и другим доктринальным соображениям, из-за чего оказались утраченными не только эволюционные корни, но и целые пласты истории. Однако кое-что удаётся отследить и восстановить, используя семантические, этимологические, изобразительные и иные аспекты. Несколько примеров проделанной ранее работы.
Это может показаться странным, но
происхождение Распятия оказалось не таким уж сложным:
1.
Неординарный генезис жезла кадуцей (
ссылка 1,
ссылка 2):
2.
Происхождение следующего персонажа - бога ИАО - также не известно историкам, ошибочно называющим его
абрасаксом:
3.
Зачастую происхождение сакральной символики отдано на откуп церкви, которая исходит из своих корыстных целей - ей не выгодно вскрывать собственное языческое прошлое и ставить таким образом под сомнение катехизис, как в случае с
треугольником Саваофа и печатью Соломона:
4.
Как видно из этих примеров, эволюция шла в разных направлениях, нередко в противоположных: в одних случаях происходила антропоморфизация символов, но чаще всего - символизация персонажей, как правило богов. В качестве примера последнего - любопытная
метаморфоза Хора Бехдетского в букву греческого алфавита:
5.
Немного забегая вперёд, можно заметить, что символизация персонажа послужила причиной возникновения также Меноры, однако сначала выясним, что нам о ней известно.
I. Основные сведения о Меноре
1. Менора (ивр. מְנוֹרָה - менора́) в переводе с иврита означает "светильник".
2. К особенностям Меноры относится тот факт, что единственный письменный источник информации о светильнике - это Библия. Его устройство раскрывается следующим образом:
"И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе.” (Исх. 25:9).
Светильник, согласно Библии, должен гореть всю ночь:
"И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых." (Исх. 27:20-21).
Больше о Меноре никаких палеографических данных нет.
3. Менора никогда не встречалась археологам в виде артефактов.
4. Наиболее древние изображения Меноры присутствуют на монетах Антигона II, которые, однако, очень низкого качества, из-за чего есть сомнения в их верной атрибуции:
6.
Монеты царя Маттатии Антигоноса II. Бронза. 37-40 гг. до н.э. Музей Израиля, Иерусалим. 5. Самое известное изображение Меноры находится на
Арке Тита.
7.
Считается, что на ней отражён эпизод разграбления римлянами Второго Храма в 70 г.
II. Что не так с Менорой?
Сомнения обусловлены следующими обстоятельствами.
1. Менора возникает из ниоткуда - у неё нет предыстории. Чтобы верить в представленный выше библейский рассказ о её появлении, надо верить тексту Библии и, соответственно, в Господа Бога (ГБ), указавшего, как сотворить светильник, т.е. Менору. Такой подход, безусловно, неприемлем для объективного научного исследования.
2. На протяжении сотен и даже тысяч лет конструкция светильников не менялась и напоминала современный заварочный чайник. Это была ёмкость с растительным маслом, в горлышко которой вставлялся фитиль:
8.
Терракотовые лампы III-IV вв. н.э. Тенденция к появлению канделябра, которым в сущности служит Менора, в те времена не просматривалась - очевидно, функционал применявшихся терракотовых светильников всех устраивал и не было нужды создавать что-то новое. В противном случае стали бы появляться масляные канделябры с двумя, тремя, пятью и т.д. рожками, хотя античные изображения Менор с числом рожков меньше 7 редко, но встречаются (в постантичную эпоху
"встречаются и изображения Меноры с четырьмя, пятью, шестью или девятью ветвями"). Но что любопытно, канделябры стали не делать, а изображать, причём зачастую на обычных терракотовых лампах:
9.
Лампа, IV в.
Традиционное объяснение (в Талмуде) сводится к тому, что существовал запрет на изготовление копий храмовой Меноры, поэтому иудеям дозволялось только изображать её, а не создавать. Но оно фактически служит лишь оправданием отсутствия таких изделий. При этом в самой Библии подобных запретов нет.
3. Характерная форма Меноры, которая обычно встречается, представляет довольно странную конструкцию:
10.
11.
Илл. 10: Менора. Сирия, базальт, I-IV в.
Илл. 11:
Мозаика. Иерихон, VI-VIII в. Во-первых, она не имеет ёмкости для масла, а ведь Менора, как известно из Библии, должна гореть минимум всю ночь. Даже если представить, что рожки были полыми и в них заливалось масло, то его явно недостаточно для длительного горения канделябра. При этом для дозаправки его надо тушить, что не сочетается с необходимостью длительного и непрерывного свечения Меноры. В этом отношении терракотовые лампы (илл. 8,9) были намного удобней и могли гореть сколь угодно долго (масло можно доливать, не гася светильник). Причём, на илл. 14 (см. ниже) представлен канделябр, на ветвях которого установлены масляные светильники, намекая таким образом на символизм Меноры, поскольку нет нужды в специальной подставке для обычных ламп - они могут светить и без неё.
Во-вторых, малая площадь опоры Меноры (илл. 9-11) и высокий центр тяжести делали бы её крайне неустойчивой - такой светильник будет падать не только от случайного касания, но и от дуновения ветра, что неминуемо приводило бы к пожарам. А Менору на илл. 11, очевидно, вообще невозможно поставить так, чтобы она не опрокидывалась. Хотя Менора на Арке Тита (Ил. 7) отвечала всем требованиям: могла вместить большой объём масла и обладала хорошей устойчивостью благодаря массивной и широкой опоре. Но она нигде более не встречается, поэтому не может служить примером для остальных.
4. Представляет также интерес типологическая особенность опоры - её трёхпалая конструкция в виде трезубца, направленного вниз (см. также илл. 9-11):
12.
13.
14.
Илл. 12:
Барельеф саркофага. Катакомбы Торлония. II-IV в. Илл. 13:
Роспись потолка погребальной камеры. Катакомбы Торлония. II-IV в. Илл. 14:
Барельеф саркофага. Катакомбы Ранданини. II-IV в. У изображений Менор встречаются и вполне обычные опоры, тем не менее популярность трёхпалых носила массовый и всеохватный характер:
15.
16.
17.
Илл. 15:
Мозаика. Тунис VI в.Илл. 16:
Амулет. Египет, стекло, VI в. Илл. 17: Погребальная стела. Пантикапей, начало н.э.
Создателей изображений Менор, безусловно, тоже интересовала необычная форма опор и они давали ей свои объяснения, предлагая аксонометрические проекции канделябра:
18. Мозаика на полу в храме. Тверия, Израиль, II-III в.
На первый взгляд, Менора здесь выглядит вполне правдоподобно - как настоящее изделие, все детали которого прорисованы, исключая таким образом вопросы об её устройстве. Мы уже знаем, что в археологической практике изделия в виде канделябра, применительно к Античности, не встречаются - Менора была исключительно объектом изобразительного творчества, однако чем объяснить появление иконографического канона с трёхпалой опорой? Ведь изображения Менор с простой опорой, лишённой избыточных сложностей, действительно находят:
19.
Менора. Некрополь Национального парка в Бейт Шеарим. Израиль, начало н.э. Зачем высекать, например, в базальте треногу (илл. 10), когда можно обойтись простой и понятной опорой, как на последней иллюстрации? На сегодняшний день ответа на этот вопрос нет, но его и не может быть в рамках расхожей парадигмы, основанной на библейском мифе, т.к. в нём ничего не сказано о трёхпалой опоре светильника.
5. Последнее замечание верно и для атрибутов Меноры, изображаемых рядом с ней:
20.
Византийская мозаика. Израиль, VI в.Греческая надпись: ευλογια τω λαω - "благословение всем людям".
В тексте Библии говорится, что к светильнику полагаются (см. выше) "и щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота", однако список атрибутов Меноры обычно иной: рог животного (шофар - крайний справа), нераскрывшаяся пальмовая ветвь (лулав - крайний слева), цитрон (этрог) и совок. Щипцы никогда не встречаются! Иногда к перечисленным атрибутам добавляется сосуд:
21.
22.
Илл. 21:
Менора. Римские катакомбы, II-IV в.Илл. 22:
Меноры. Римское двухслойное стекло, золотая фольга, гравировка. Римские катакомбы. IV в. Предполагается, что он предназначен для масла. Однако, если щипцы ещё можно объяснить необходимостью гасить фитили, то зачем светильнику совки(sic!), цитрон, пальмовая ветвь и рог животного? Бесполезно искать ответы в Библии - их там нет, хотя в талмудической традиции принято всему находить объяснения, носящие, как правило, баснословный характер. Эти толкования стали догматами и впоследствии - маркерами еврейской культуры. При этом тема "исконных еврейских символов" полностью узурпирована сионистской экзегетикой и безапелляционно преподносится в качестве абсолютной истины, что в полной мере относится и к Меноре, ставшей одним из важнейших еврейских символов. Среди историков и археологов таким образом сложилось стойкое убеждение, что любой артефакт с Менорой указывает на евреев, ибо сам ГБ заповедовал семисвечник богоизбранному народу. Факты, однако, противоречат утверждениям еврейских ортодоксов. Так, в Израиле обнаружено
несколько храмов, названных синагогами лишь на том основании, что в их мозаике присутствуют Меноры (слева):
23.
Мозаика храма в Бейт-Альфа. Израиль, VI в. (
увеличить)
Центральная композиция мозаики - это зодиакальный круг, опоясывающий бога Гелиоса на квадриге, что однозначно идентифицирует сооружение, невзирая на две Меноры, стоящие слева, как храм приверженцев солярного культа. Последние, очевидно, принадлежали к определённой секте или религиозному течению, которое условно можно назвать протоиудейским, но в подобных храмах поклонялись солнцу, именуемому в античную эпоху следующими теонимами:
Саваоф, Адонай, Элохим, Яхве или даже Эль (см. ниже). Как бы там ни было, а с точки зрения современной теологии эти "синагоги" в действительности служили языческими храмами, а не пристанищем для благочестивых евреев.
Итак, никаких объективных данных о появлении как самой Меноры, так и её атрибутики на сегодняшний день нет, поэтому мы имеем дело с ребусом, который предстоит разгадать. Вышеприведённые соображения отчётливо свидетельствуют, что Менора носит символический характер, а происхождение самого символа оказалось утраченным.
III. Прообраз Меноры
Поиски прообраза, как правило, сопряжены с большими сложностями, т.к. необходимо проанализировать огромный массив имеющихся данных о символе, а затем, образно выражаясь, собранный "фарш" провернуть назад, чтобы получить исходный объект. На практике это означает, что данные следует формализовать, написать программу их обработки по верифицированному алгоритму, а затем всё обсчитать на компьютере. Результат будет заведомо объективным и удовлетворяющим всем требованиям науки, однако такой объём работы под силу только крупным исследовательским организациям, имеющим достаточное финансирование. В настоящее время не известно, чтобы где-либо велась подобная работа, поэтому исследователям приходится полагаться на собственные силы, используя менее затратные методики, в частности - эвристические с применением структурно-семантических моделей. В нашем случае большое значение имеют также эмпирические сведения, полученный ранее (см. вначале). Из них следует, что, как правило, прототипами символов служили широко известные божества. На первый взгляд кажется, что применительно к Меноре их найти невозможно, но это не так.
Продолжение следует...