Часть 2 galkovsky
Экий вы комсомолец! :-)
Изменить язык очень сложно, он эволюционирует сам, поверх государственных директив и ведомственных инструкций.
Классификация психических болезней сама по себе есть некоторое логическое противоречие. Например, психопатия перестает быть патологией, но при этом патология дополняется неким расширительным термином, под который подпадает гораздо больший круг людей. Получается, что эмансипация от психиатрического насилия и власти психиатрических служб дополняется вовлеченностью в круг их контроля гораздо большего числа людей. Если
раньше у человека стоял диагноз "психопатия", то теперь ему говорят, что вы, батенька, не больны, просто у вас, эта, "расстройство личности". И под эту гребенку окормляют в 20 раз больше людей, чем раньше. А как же отличать психопатию от акцентуации? А никак. Говорится, что это сложный вопрос и решать его следует психиатру.
Т.е. если раньше "акцентуат" был защищён законом от вторжения в свою личную жизнь и считался ПОЛНОСТЬЮ психически здоровым, то теперь перед ним сидит существо в белом халате, крутит карандашик и говорит:
- Поймите меня правильно. Вы совершенно здоровый человек. Но кроме здоровья и патологии есть множество переходных состояний. К счастью они теперь зафиксированы в специальном международном реестре. Называются не болезнями, а расстройствами. Вашим типом расстройства страдает 11% населения. Я вот тут вам подобрал 20 лекарств за 8 000 долларов, будете пить под моим наблюдением.
А ещё есть не "расстройства" , а "уязвимости". Ими, как вы понимаете, страдает уже 50% населения.
Врач конечно защищён от исков, ведь он не лечил болезнь, а купировал уязвимость. А это другая мера ответственности. Расстройства и уязвимости можно трогать только с согласия и по желанию пациента. То есть истероидный психопат висит на подоконнике 12 этажа и орёт что он гениальный актёр и его запомнят надолго, а психиатр в соседнем доме попивает чаёк, любуясь в окно на "расстроенного" человека. Ведь это не больной, и оказывать ему экстренную помощь он не обязан.
Может быть новая классификация сильно изменила способ лечения психопатий? Да нет, он остался точно таким же. И раньше врачи понимали что это штука неизлечимая и надо терпеть (окружающим). Если сил нет (у окружающих), можно на некоторое время изолировать и частично купировать. То же самое происходит и сейчас, только теперь гораздо большему числу полу и четвертьпсихопатов морочат голову нейролептиками.
Или может быть ВОЗ родил какую-то гениальную классификацию психопатий? Да нет.
Вот структура МКБ-10:
• Параноидное расстройство личности (F60.060.0)
• Шизоидное расстройство личности (F60.160.1)
• Диссоциальное расстройство личности (F60.260.2)
• Эмоционально неустойчивое расстройство личности (F60.360.3)
o Эмоционально неустойчивое расстройство личности, импульсивный тип (F60.3060.30)
o Эмоционально неустойчивое расстройство личности, пограничный тип (F60.3160.31)
• Истерическое расстройство личности (F60.460.4)
• Ананкастное расстройство личности (F60.560.5)
• Тревожное расстройство личности (F60.660.6)
• Зависимое расстройство личности (F60.760.7)
• Другие специфические расстройства личности (F60.860.8).
o Эксцентричное расстройство личности -
o Расторможенное расстройство
o Инфантильное расстройство личности
o Нарциссическое расстройство личности
o Пассивно-агрессивное расстройство личности
o Психоневротическое расстройство
o Расстройство личности неуточнённое (F60.960.9)
• Смешанные и другие расстройства личности (F6161.).
А вот «стрелецко-раскольничье» американское членение психопатий:
• Кластер A (необычные, или эксцентричные расстройства)
o Параноидное 301.0
o Шизоидное 301.20
o Шизотипическое 301.22
• Кластер B (театральные, эмоциональные, или колеблющиеся расстройства)
o Антисоциальное 301.7
o Пограничное 301.83
o Истерическое 301.50
o Нарциссическое 301.6
• Кластер C (тревожные и панические расстройства)
o Избегающее 301.82
o Зависимое 301.6
o Обсессивно-компульсивное 301.4
А вот российская классификация психопатий:
• Астенический тип
• Психастенический тип
• Шизоидный тип
• Параноидный тип
• Возбудимый тип
• Истерический тип
• Аффективный тип
• Неустойчивый (безвольный) тип
Ну и в чём разница? В том, что у нас писали «педерастия», а надо было «нетрадиционная ориентация»?
Вы скажете, что если нет разницы, так и следует перейти на международную систему (а лучше так уж прямо на американскую). Может быть, если бы речь не касалось 10% населения огромной страны. Ведь классификация Ганнушкина (и её дальнейшая рецепция) была заточена именно на наши условия, наш тип психопатий расстройств личности, описывалась они блестящим русским языком, с многочисленными примерами взятыми из национальной жизни, и по ним была многодесятилетняя клиническая практика. По ней же людей лечат в РФ сейчас, и будут лечить дальше.
Потому что жизнь не обманешь. Тут затронуты интересы миллионов людей.
Приведу вам для наглядности пример из смежной области. Есть такое соматическое заболевание - «вегето-сосудистая дистония». Это очень неприятная и крайне массовая женская болезнь, вызываемая женскими причинами. В основном тем, что бабе приспичило рожать и её колбасит. Как только забеременеет и родит, вся эта «дистония» уходит как страшный сон. Ещё часто бывает после того, как молодые дуры начинают принимать лёгкие наркотики. Через год все они сидят с диагнозом ВСД и названивают друг другу по телефону: «Какой ужас, у тебя тоже?»
С точки зрения мужчин, женщина с ВСД это стерва. Врачи ВСД очень не любят, тем более, что большей частью пациенток окормляет какая-нибудь замужняя 35-летняя женщина-невропатолог с двумя детьми. Больные очень капризны, симптомы мерцающие, лечение малопродуктивно. А В ГЛАЗА НИЧЕГО СКАЗАТЬ НЕЛЬЗЯ.
К тому же реально под ВСД объединяется очень много болезней, иногда весьма экзотических. У них просто одинаковые симптомы и основная причина - «бабе приспичило».
Так вот из международной классификации по понятным причинам ВСД исключили, размазав на двадцать параграфов. Но это не означает, что в РФ ВСД теперь не диагностируют и не лечат. Потому что размазали в ВОЗе ВСД по той же причине - не хотят связываться со стервами и хотят обезопасить врачей от исков, теперь уже и от имени многочисленных феминистских организаций.
Ну а бабы борются по всему миру со своими «дистониями», врачи им помогают, играются свадьбы и рожаются дети. «А жизнь продолжается». Поверх дурацких бумаг.
То же и с психопатиями. И не будет никто в России психопатов именовать «лицами с расстройством личности». Смешно это по-русски.
bohemicus
Так я же Вам пятый день подряд говорю, что теперь это называется не психопатией, а расстройством личности.
То есть Вы целую рабочую неделю спорили со мной, чтобы в итоге прийти к тому же, что я утверждаю с самого начала.
Наверное, Вам было очень, очень скучно, раз Вы решили развлечься подобным образом.
Надеюсь, мне не придётся потратить ещё неделю на объяснение второго очевидного факта, заключающегося в том, что к психиатрии как таковой мои посты вообще не имеют отношения. Меня не интересует психиатрия, меня интересует обслуживающая интересы власти пропаганда.
>не будет никто в России психопатов именовать «лицами с расстройством личности». Смешно это по-русски.
Не только будут, а уже именуют. Смешно это отрицать.
P.S. Сейчас я подумал: а зачем вести этот бесконечно идущий по кругу диалог, если можно поставить опыт? Дописав эту серию постов, я могу провести опрос читателей: кого они считают психопатами?
Пусть люди сами скажут, какую терминологию они предпочитают - Ганнушкина и Галковского или Даттона и Богемика.
Аудитория у меня достаточно большая и отзывчивая. Вопрос можно сформулировать корректно и нейтрально. Думаю, будет интересно.
galkovsky
Вот, это уже речь не мальчика, но мужа. Переформулирую вопрос. Кто вы с точки зрения международной классификации?
Вероятно у вас "эксцентричное расстройство личности", то есть "сверхценное отношение к своим привычкам и мыслям, фанатичное упорство в отстаивании своей правоты".
Какая у вас могут быть защита от психиатрической агрессии государства? А НИКАКАЯ. Вы можете заявить, что являетесь здоровым человеком, никогда не лежали в психушке и не принимали психиатрических лекарств.
А вам ответ:
- Батенька, да вас никто и не считает больным. Вы здоровый. У вас просто "расстройство личности".
Ставят штамп, личное дело идёт в базу данных больницы. Параллельно - в полицию обычную и тайную. Всё норм.
Какая может быть защита от страшного, тоталитарного и устаревшего Ганнушкина? Очень простая.
Вам ставится диагноз "параноидная психопатия", то есть "сверхценное отношение к своим привычкам и мыслям, фанатичное упорство в отстаивании своей правоты".
Вы можете заявить, что являетесь здоровым человеком, никогда не лежали в психушке и не принимали психиатрических лекарств.
А вам ответ:
- Батенька, да вас никто и не считает больным. Вы здоровый. А обследоваться надо. На всякий случай. Полежите у нас недельку другую, пройдете обследование. Заодно отдохнёте.
У вас другой аргумент:
- Я доктор физико-математических наук, у меня прекрасная семья и масса знакомых. Никогда не судился и не привлекался.
И врач вам скажет (конечно, после проверки):
- Извините, товарищ. Ошиблись. Главный признак любой психической болезни какой? Неправильное поведение. Когда человек действует себе во вред. А вы действуете к своей явной пользе и действуете очень успешно. Отлично, вопросов нет.
А вот у международного Докопалыча вопросы есть:
- Социальная успешность вовсе не является критерием психического здоровья. При многих расстройствах личности люди удачно маскируют свою аномалию от окружающих, иногда она им даже помогает. Неправильное поведение это критерий очень грубых расстройств, а мы идём дальше и глубже. С помощью чего? С помощью волшебной инструкции, классифицирующей дисфункции, КОТОРЫЕ НЕВОЗМОЖНО ВЫЯВИТЬ КЛИНИЧЕСКИМИ АНАЛИЗАМИ. Как же они выявляются? А на это есть мистер Дзержински, который смотрит в глаза пациенту и читает в его душе.
- Чувак, ты чёрствый чо-то.
- Да не чёрствый я.
- Чёрствый.
- Не чёрствый. Чо докопался-то?
- Как же не чёрствый. А деньги откуда?
- Заработал. Менеджер компании. На хорошем счету.
- Маскировка. Вы, рептилии, хитрые. Если деньги есть, надо тратить на лекарства. У меня контракт с фармацевтической фирмой, могу дать скидку 15%.
Или ещё попроще:
- Говоришь нормальный менеджер, а градуса нет. Это как? Абстрагируетесь от коллектива, гражданин. Нехорошо. Вдовы и сироты ждут лепты.
bohemicus
Боже, какие страсти. Реальные-то проблемы в отечественной медицине попроще будут.
Несколько недель назад одна знакомая москвичка рассказывала: куда ни придёшь, кругом врачи из Средней Азии. Мало того, что рецепт выписать не в состоянии, так ещё и диагностируют... своеобразно.
Моей знакомой врач-узбек поставил диагноз ПРОСТАТИТ. И очень удивлялся, что ей что-то не нравится.
galkovsky
Расизмом, значит, балуетесь. Нехорошо.
bohemicus
Моё понимание термина "психопатия" не удивило ни комментаторов, живущих на Западе, ни читателей, всерьёз интересующихся психологией, ни людей, просто следящих за мировыми трендами. Но у многих других оно вызвало принципиальное несогласие. Особенно показателен в этом отношении растянувшийся на пять дней обмен мнениями с ув. galkovsky'м о нормах употребления слова психопатия в русской традиции, в современной отечественной психиатрии, в англосаксонских странах, в массовой культуре и т.д. galkovsky
Я не вижу особой разницы в терминологии Ганнушкина (кстати, с детства говорившего на трех языках) и современной терминологией МКБ-10. Не вижу я разницы и в классификации, она тоже "что в лоб, что по лбу". Ганнушкин говорил о психопатии скорее не как о болезни, а как о врождённой патологии, поддающейся лишь относительной коррекции, и не позволяющей считать психопата больным человеком. Безрукий не больной. Тогда его идеи были новацией. Сейчас стали международной банальностью.
Проблема тут филологическая. В русском языке слово "психопат", не смотря на бранный оттенок, является также медицинским термином. Из МКБ слово убрали как неполиткорректное. Но что корректно на одном языке, некорректно на другом. Например, слово "негр" в русском языке корректно, а в англоамериканском - нет. Зато именовать малознакомого взрослого человека по имени и на "ты" в русском - оскорбление, а в той же Америке - проявление конструктивного дружелюбия. Что верно, а что нет, решает сам язык путём естественной эволюции. Как правило, директивные "улучшения" здесь действуют плохо и не прививаются.
Между "психопатией" Ганнушкина и "расстройством личности" современных (не Ганнушкину, а нам) англо-саксов существует различие количественное, в мере социального приговора индивидууму при таком диагнозе. Происходит это из-за резкого ослабления порога квалификации патологии за счёт юридической легализации пограничных состояний пациентов. Если раньше пациент юридически был либо здоров, либо болен, (а диагностика болезни иногда дает возможность даже заключения в тюрьму принудительной госпитализации), то сейчас введены понятия «расстройства» и «уязвимости», размывающие границу между болезнью и нормой.
В проекции на психиатрию это выводит большое число психических недугов в область более-менее нормального состояния, но одновременно обычные черты характера и акцентуации возводит в ранг состояния, требующего психиатрической коррекции. В результате социальный статус людей страдающих психопатией повышается почти до состояния обычного гражданина, но одновременно очень большое число обычных граждан в определённой степени начинают считаться не совсем адекватными. Условно говоря, к 40-летним людям начинают относиться как к 18-летним или даже 16-летним.
Происходит, так сказать, «демократизация» психиатрического диагноза, а это используется массовой культурой для её обычных целей (понятно каких).
Такое отношение со стороны массовой культуры вещь достаточно тривиальная, ибо востребована потребителями. С одной стороны, успешное выявление психиатрических аномалий у всех и вся приятно щекочет самолюбие обывателя, с другой стороны, мода на тот или иной порок даёт большие возможности для увеличения собственной интересности в глазах окружающих (как правило - противоположенного, - или, сейчас это будет точнее, - интересующего пола).
И то и другое, старо как мир.
Вы привели пример Печорина, но Лермонтов жил в мире, где этот образ был уже моден и востребован. Слова-маркёры 19 века: «сплин», «эгоист», «гений» (в смысле - безумный одиночка, наделённый сверхъестественными способностями). Именно в таком ключе воспринимались выдающиеся поэты эпохи романтизма, плавно перешедшие в «проклятых поэтов» Франции и далее со всеми остановками.
Типовое поведение половозрелого гимназиста начала 20 века - морщить лоб перед зеркалом а ля Ницше и устрашать одноклассников рассказами про то, что у него врождённый сифилис и цветовое восприятие звука.
А уж быть «бесчувственным» и «противным» это просто воспроизведение через охотничий рог любовного рёва марала.
То есть, в сущности, поведение вполне моральное :)
Что касается Ливингстона, то проблемой англичан была большая неотёсанность, они не знали как себя вести и куда деть руки, поэтому взяли за основу благопристойного бытового поведения поведение офицеров. Это как если бы не умеющий одеваться молодой человек явился на бал в мундире офицера. Собственно это и была одна из функций мундира - он автоматически поднимал любого парвеню до уровня члена приличного общества. Проблема в том, что корявые англичане со своими «думаю, да, сэр» так до сих пор и топочут по светским раутам в жестяных доспехах. Как говорится, перья на башке длинные, а ум - короткий.
Именно это обеспечило англоманию городских классов Европы 19 века, когда английский костюм стал общеевропейским стандартом. Это позволяло очень легко выглядеть культурным человеком и (таковы особенности разумной мартышки) быть им. Купил смокинг - и человек.
По-моему, всё очень просто и тривиально.
bohemicus
Никакой филологической проблемы нет. Переводчики видеофильмов с зажатыми прищепками носами - и те у нас на глазах заметно изменили русский язык, придали некоторым словам новый смысл и даже повлияли на строение фраз в разговорном русском. А уж два-три телесериала с качественным дубляжом способны не оставить от вековой традиции камня на камня.
Разумеется, можно сохранять верность традиции, но нужно ясно понимать, что традиции всегда сохраняются только на небольших островках в море перемен. Есть люди, пользующие дореволюционной орфографией. Ко многим из них я отношусь с симпатией и уважением и, возможно сам бы писал с ерами и ятями, если бы не опасался наделать ошибок. Но к общеупотребимым нормам это не имеет отношения.
Как термин психопат используют в российской психиатрии, мне не очень интересно. К вопросам психиатрии мой цикл не имеет ни малейшего отношения. Я говорю об определённых социокультурных тенденциях западного мира. Своё мнение о причинах и последствиях описанного явления выскажу в следующем посте.
Разумеется, всё это впрямую связано с романтизмом и много с чем ещё, но об этом тоже будет сказано позже.
galkovsky
Проблема в том, что в России, из-за особенностей её культуры, подобного рода размышления всегда идут под вывеской (невидимой рассуждающему иностранцу) "Вы и убили, Родион Романович". Вы просто даете на себя информацию, а скучающие русские на вас смотрят и едят поп-корн орешки. Таковы особенности культуры.
Почему Ганнушкин уделял довольно много внимания квалификации "так называемого нормального человека"? Это была естественная оборона в русских условиях. Вышел наружу, надел скафандр. Перед тем как надеть, проверил исправность клапанов и запас кислорода. Такая среда, иначе разорвёт вакуумом. Или растворит в кислоте.
Поэтому русская культура дала поразительные образцы психологической инстроспекции - от Достоевского и Толстого до Набокова.
Да и в космос вышли впереди планеты всей :)
bohemicus
Ваши размышления действительно идут под вывeской "Вы и убили, Родион Романович". Но это особенность Вашего мировоззрения, а не русской культуры.
Остальные 140 миллионов русских размышляют не совсем так, а скорее - совсем не так, как Вы. Включая тех из них, которые повторяют за Вами каждое слово. Они именно повторяют слова, а не размышляют.
Как русские скучают, я вижу. Половина ЖЖ уже выразила скуку по поводу моего серила вообще и нашего с Вами диалога в частности.
galkovsky
Было бы интересно послушать как русские (по вашему мнению) размышляют. Вы сказали, что на их мышление огромное влияние оказывают переводчики с прищепками на носах. А вот великие национальные писатели, вроде Достоевского, - влияют мало.
Но "психопат", как и "алкоголик" это элемент бытового пейзажа. В России есть определённое отношение к пьянству и к пьяным людям. Стереотипы такого поведения выработались веками и отнюдь не в результате просмотра сериалов или чтения книжек. Вот шедевры русской литературы такое отношение фиксируют и выражают. Например в русских романах нет ни одного главного героя-пьяницы, а поведение пьяного человека описывается мало и без особого удовольствия. Хотя тема литературно выигрышная. Да и среди первоклассных русских писателей сильно пьющих хемингуэев и джеков лондонов не наблюдается. Одни фадеевы и гаршины.
Уверяю вас, что отношение к психически неадекватным людям это такой же национальный быт. Подобных людей много, все с ними сталкиваются. И у каждого народа есть свои стереотипы отношения к психопатам.
Для того, чтобы изменить национальный стереотип, ведомственных инструкций и воления отдельных литераторов мало. И потом, чтобы его изменить, надо знать, что меняешь. А вы, кажется, этого не знаете и знать не хотите. Мол, неправильно и устарело. А что устарело? что неправильно?
Часть 4