Люди как люди

Jan 23, 2023 11:44





О фильме «Треугольник печали» (реж. Рубен Эстлунд, 2022)

С одной стороны, это очень едкая и беспощадная сатира на всё и вся: на богачей и на обслугу, на мужчин и женщин, на капиталистов и социалистов, на дорогие бренды, на дешёвые бренды, на любые идеи и слова, на всё, что мы делаем. Буквально всё, что попадает в кадр, подвергается насмешке. Нет как будто никого и ничего хорошего. Многие поэтому спешат обвинить фильм в цинизме, но...

Всё-таки в финале мы видим это хорошее, которое пробудилось у главной героини вопреки всем обстоятельствам, вопреки, казалось бы, самой логике фильма. И это оставляет надежду на человечество. Маленькую, но всё же. А после этого можно увидеть, что и совсем плохих персонажей нет, каждый чем-то симпатичен и каждого можно понять.

То есть дело вовсе не в том, чтобы показать, какие дрянные люди обитают на всех уровнях социальной пирамиды и как они одинаково готовы использовать более слабого и заискивать перед сильным. Это не приговор, и режиссёр отнюдь не выступает в роли судьи. Но это полезно увидеть и посмеяться над героями и самими собой, и в мелочах (как с фото для инсты), и в чём-то более серьёзном.



И юмор в фильме, если присмотреться, вовсе не грубый. Даже физиологически отталкивающие сцены сделаны со вкусом, если такое можно вообразить. Конечно, всё показано предельно контрастно, преувеличенно и заострённо. Ведь сам жанр сатиры, фарса предполагает определённые правила, и требовать от такого кино психологической достоверности неуместно.



Просьба расслабить пресловутый "треугольник печали" между бровями, она ведь иронически обращена в первую очередь к зрителю. Как раз к тому зрителю, который недовольно хмурится, когда ему показывают что-то "омерзительное", что-то "безыдейное" и "циничное", "неправдоподобное" и "оскорбительное". Есть здесь что-то от знаменитого: "Улыбайтесь, господа! Серьёзное лицо ещё не признак ума".

«Треугольник печали» в своём жанре далеко не одинок. Можно вспомнить недавний фильм «Не смотрите наверх», менее успешный в плане наград, зато со звёздным составом. А вот тут «Афиша» насчитала ещё 16 ярких сатирических картин, вышедших за последние 5 лет. Элементы сатиры есть, конечно, в знаковом сериале «Чёрное зеркало». Сам Эстлунд, режиссёр «Треугольника», предыдущую золотую ветвь в Каннах получил тоже за сатиру, «Квадрат», где объектом насмешки был мир современного искусства и арт-рынка.

В интервью вездесущему Долину (довольно интересном, кстати) Эстлунд сослался на слова Михаэля Ханеке о том, что "лучшим способом описать современный мир является фарс". Вот тут можно поразмыслить, насколько это точно сказано. Фарсом мы называем что-то ненастоящее (выражение "превратить в фарс") или абсурдное. Действительно ли осталось так мало подлинного: чувств, мыслей, дел, - и современным миром правит сплошная бессмыслица, безвкусица и симулякры? Или же подлинность осталась всё та же, а это мы в эпоху пост-всего, оглушённые и перекормленные, уже не можем говорить впрямую и искренне о чём-либо и не чувствуем вкуса этой подлинности?

Телеграм-канал автора

дневник читателя и зрителя, общество, 2020-е, в строчку, кино

Previous post Next post
Up