«Живи с людьми так, будто на тебя смотрит бог, говори с богом так, будто тебя слушают люди» (Сенека, письмо X). Это пишет римский философ I в. н. э., и «бог» у него с маленькой буквы, но разве эти слова не мог бы повторить христианский автор в любую из последующих эпох? Подобные максимы, включая и библейские заповеди и наставления, кажутся, без сомнения, мудрыми, но слишком уж «идеалистическими». Мы не живём так. Я не живу так. Может быть, человек и вовсе не способен так жить. Но, вероятно, только имея такой ориентир и можно рассчитывать прожить хоть сколько-нибудь достойно.
Эта мысль применительно к психотерапии (возможно, и к педагогике), к тому, как мы оцениваем другого человека, звучит в
знаменитой речи Виктора Франкла. В ней он предлагает такую метафору:
«…Недавно я начал ходить на уроки пилотирования самолета. Знаете, что мне сказал мой инструктор? Если вы вылетаете из точки А и хотите добраться в точку В, на восток, но дует боковой северный ветер, то в итоге вас снесет, и вы приземлитесь в точке С. Поэтому приходится, как это называется у пилотов, «лететь со сносом». Нужно целиться на точку, расположенную севернее этого аэродрома и лететь таким образом, как будто бы вам нужно в том направлении. Если вы целитесь сюда, севернее этого аэродрома, то на самом деле к нему и прилетите. Но если будете целиться сюда, то прилетите южнее. Это справедливо и для человека, я бы сказал.
“Если мы рассматриваем человека таким, как он есть, мы делаем его хуже, чем он есть. Но если мы рассматриваем его таким, каким он должен быть, мы даём ему стать таким, каким он мог бы стать” (кстати, в видеозаписи этого фрагмента на YouTube опечатка в субтитрах: «не даём ему стать…»; конечно, даём!). Это не мой инструктор по пилотированию, это не я, это Гёте. Поэтому в каком-то смысле нам приходится быть идеалистами, поскольку так в итоге мы оказываемся настоящими реалистами».
Мне не очень нравятся здесь слова «идеалисты» и «реалисты», они слишком расхожие и тянут за собой шлейф ассоциаций, которые тут вовсе не нужны, но если заключить их мысленно в кавычки, то смысл понятен.
Если же обратиться от психотерапии назад к философии, вернуться от другого к самому себе, то ту же мысль можно найти в идее Ницше о сверхчеловеке, по крайней мере в том, как трактует Ницше Мамардашвили:
«Человек есть, существует лишь в той мере, в какой он в себе преодолевает человека, то есть, как сказал бы Ницше, для того, чтобы быть человеком, нужно стремиться к сверхчеловеческому. И тогда последствием стремления к сверхчеловеческому, преодоления в себе человеческого будет человеческое».
Мы здесь видим тот же «полёт со сносом», и сверхчеловек - это предельное представление, это не Супермен или Иисус Христос как личности, которые имели или могут иметь в будущем воплощение в
эмпирической реальности. Это представление, необходимое только для того, чтобы нас «снесло» к пункту назначения - к человеческому, но к особому человеческому, сознательному и достойному. И в качестве такого представления это может быть и Христос, и Супермен, и Джон Сноу.
Телеграм-канал автора Канал в Дзене