Сенека против соцсетей #2

May 29, 2021 18:00





Каспар Давид Фридрих. «Странник над морем тумана» (1818)

Вообще, в наставлениях Сенеки, думается, не так важно слово «множество», как слова «второпях и наспех». По сути, ведь речь идёт о пресловутом «медленном чтении». На противоположном полюсе - умение работать в режиме многозадачности, с большими объёмами информации, в ограниченных временных рамках, вот это всё, что из рабочего арсенала примерно любого офисного труженика переходит в его досуг.

«Множество» прочитанного неизбежно влечёт за собой фрагментарность, это, видимо, так. Но фрагментарность сама по себе ведь ещё не принуждает непременно к спешке и поверхностности. Проблема соцсетей и вообще информации в интернете не в том, что она разбита на маленькие кусочки, а в том, что эти кусочки от разных целых, это детали из разных конструкторов, сваленные в одну коробку (и часто в черепную).

Интересно, что фрагментарность свойственна не только читательской практике, но и писательской. «Опыты» Монтеня, «Мысли» Паскаля, «Опавшие листья» Розанова - в некотором смысле, это предшественники нынешних блогов и телеграм-каналов. Скрепляющим элементом такой мозаики является сам автор, его мысль, которая просвечивает в каждом из фрагментов.



Логично будет предположить, что скрепляющим элементом в практике чтения разрозненных постов, твитов, книг, отрывков и пересказов должен стать сам читатель, что делает из него фигуру, соразмерную автору. Чтение здесь можно понимать, пожалуй, в широком смысле, включая в него и восприятие аудиовизуального контента. Не хочется называть такого читателя-смотрителя-слушателя «потребителем информации», а «реципиент» - слишком наукообразно (как и «фрагментарность», которая очень раздражает в этом посте).

Можно взять тот же сенековский образ странника. И турист-обыватель, перефотографировавшийся со всеми шедеврами в Лувре и Уффици, и путешественник, запечатлевший эти шедевры в своём сердце, - оба бродяги, хотя пути их различны. Противопоставить им можно двух смотрителей музея, вся жизнь которых связана только с ним: один из смотрителей знает все картины по инвентарным номерам, а второй - каждый день встречается с ними, как со старыми друзьями, и им всегда есть, о чём поговорить.

Подписаться на мой канал в Телеграме

общество, философия, литература, выписки и записки

Previous post Next post
Up