Солнечная империя скифо-славян. Глава 8. Великая Сарматия (начало)

Jul 23, 2024 13:22

Глава 7. Вторжение и предательство - https://a-eliseev.livejournal.com/2256139.html

Разгром Великой Скифии, раскинувшейся на огромных просторах Восточной Европы, привёл к резкому сокращению её территории. Скифы оставили за собой район бассейна Нижнего Днепра и Буга, а также степи Крыма. (Эти земли были «Малой Скифией».) Именно в Крыму, по данным Страбона, находилась резиденция скифского царя Скилура и его сына Палака, чьи имена, опять-таки, схожи с именами славянских образований - сколотов и палов (будущих полян). Это говорит о том, что в Малой Скифии сохранилось доминирование славян. Ещё во 2 в. до н. э. Малая Скифия была весьма сильна, контролировала Ольвию, воевала с эллинским Херсонесом, представлявшим собой мощное государство полисного типа. Исследователь Евгений Молев пишет о скифах, вторгшихся в Крым: «По наиболее характерным формам лепной посуды, а также типичному для них обряду захоронения… это были скифы. Населявшие ранее земли в Приднепровье. Под их натиском гибнут одна за другой херсонесские усадьбы и неукреплённые поселения… К рубежу III-II веков до н. э. скифы покоряют почти всю сельскохозяйственную территорию Северо-Западного Крыма… Скифские правители… начинают строить укреплённые города на своей территории и превращают в маленькие крепости захваченные херсонесские поселения. Основным занятием жителей этих укреплений, как показывают материалы исследований археологов, является земледелие. На рубеже III-II веков до н. э. скифы полностью захватывают земли в Северо-Западном Крыму… В устье Альмы они строят мощную крепость, названную по имени царя Палака - Палакием… Крымская Скифия, возглавляемая царем Скилуром, усиливается… Скилур укрепляет свою столицу - Неаполь Скифский (в черте современного Симферополя), улучшает вооружение армии и даже создает военно-морской флот…». («Эллины и варвары. На северной окраине античного мира». - М., Центрполиграф, 2003) Показательно, что Херсонес выступал в союзе с сарматами - якобы с целью предотвращения скифской экспансии. Однако, не исключено, что с сарматами он взаимодействовал ещё и раньше. В дальнейшем Крымская Скифия превратила в своего данника Боспор. Позже крымские скифы, вместе с сарматами и теми же самыми боспорцами, противостояли Риму, причём, довольно успешно.
Часть, и, судя по всему, немалая, сколотов устремилась на запад, в земли фракийцев. Страбон сообщает: «Множество людей из Малой Скифии переправлялось через Тирас и Истр и поселялось в той стране (Фракии). Значительная часть Фракии была также названа Малой Скифией, тем более что фракийцы уступили пришельцам отчасти подчиняясь силе, отчасти из-за плохой земли, так как большая часть земли болотиста».
Фракия вовсе не была чужда скифо-славянам, с нею у них были тесные связи, уходящие корнями еще в Среднестоговскую и Ямную эпохи. Кстати, по «Иоакимовской летописи», Славен, брат Скифа, также первоначально двинулся во Фракию и Иллирию. Понятно, что там осталось много славян, перемешавшихся с местным населением, которое, в свою очередь, возникло в результате смешения среднестоговцев-завоевателей и местного балканского (кентумного) населения. При этом, основной поток славян позже двинулся на север, прокладывая маршруты будущих миграций, ведущих через Подунавье к Балтийскому морю, а там и на земли будущих великороссов - новгородцев, владимирцев, ярославцев - туда, где возникла Фатьяновская культура. (Глава 3. «Начало древнейшей Великороссии» - https://a-eliseev.livejournal.com/2247743.html)
«Сказание о Славене и Русе» не случайно ведь отмечает сложный, извилистый путь миграций. Хотя, само собой, были и другие маршруты, более прямые. Между тем, русские летописи рисуют именно такую последовательность - сначала древнейшие славяне начала 2 тыс. до н. э. переселились во Фракию, а потом уже оказались на землях, где через три тысячи лет воцарятся Рюриковичи. Сначала Славен и Скиф «имея многие войны на востоце, идоша к западу, многи земли о черном море и Дунае покориша…» Потом «Славен князь, оставя во Фракии и Иллирии на вскрай моря и по Дунаеви сына Бастарна, иде к полуносчи и град великий созда, во имя свое Славенск нарече».
Страбон упоминает про силу, которой подчинились фракийцы. Однако, он же признает, что не все сводилось к насилию. Наверное, часть фракийцев была против приёма беженцев, но другая часть могла быть обрадована тем, что отдельные их территории осваиваются союзниками-сколотами. А в том, что «беженцами» были именно сколоты, сомневаться не приходится. Это следует из описания задунайских земель, которое сделал Плиний Старший (1 в. н.): «Фракия с одной стороны начинается от берега Понта, где впадает в него Истр (Дунай). В этой части прекраснейшие города: основанный милетянами Истрополь, Томы, Каллатия (прежде называвшаяся Кербатирой). Здесь же лежали Гераклея и Бизона, поглощённая разверзшейся землёй. Теперь остаётся Дионисополь, прежде называвшийся Круном. Здесь течёт река Зира. Всю эту область занимали скифы, называемые пахарями. У них были города: Афродисиада, Либист, Зигера, Рокобы, Эвмения, Парфонополь и Герания».
После жуткого разгрома скифы, которые «прежде питались хлебом и занимались земледелием, жили в домах и имели города», начали усиленно заниматься скотоводством. По объяснению Арриана (1-2 вв.), делали они это для того, чтобы стать более подвижными. Конечно, у многих переселенцев жила мечта вернуться обратно. Следует предположить, что среди переселенцев были сколоты, жившие в Приднепровье. Античный же автор, конечно, сделал упор именно на Малую Скифию, куда тоже должны были накатывать переселенческие волны «борисфенитов». С течением времени, возвращение стало реальностью. В начале нашей эры из Фракии накатывается волна реэмиграции, которая захватила и многих «автахтонов». «Фракийцы» заселят земли бывшей Сколотии, возрождая её земледелие и городское хозяйство. Так, Птолемей помещает на Днепре сразу шесть городов: Азагарий, Амадока, Сар, Серим, Метрополь и Ольвию (Борисфен).
Но это будет позже, а после сарматского нашествия «Геродотова Скифия» потеряла своё величие, сохраняя его «осколочно». В некогда цветущем Среднем Приднепровье воцарился упадок.
Возрождение здесь наступит через сотню-другую лет, причём будет сопровождаться стремительной интеграцией сарматов в славянский этнический массив. Уже в 1 в. н. э. Тацит затруднялся найти серьёзные отличия между сарматами и венедами, а Птолемей (2 в.) именовал Сарматией довольно обширную область, включавшую, в том числе, и все Приднепровье. А уж в восточноевропейской средневековой традиции отождествление славян и сарматов станет нормой. Впервые об этом было заявлено в «Баварской хронике» (13 в.), где сарматы выступают предками славян. К слову, в качестве них же выступают и скифы, что показательно.
Следует уточнить, что Птолемей описывает две Сарматии - Азиатскую и Европейскую. О первой он сообщает немного, утверждая, что она «граничит с севера с неизвестной землёй;
с запада - европейской Сарматией до истоков реки Танаиса и самой рекой Танаисом до впадения его в Меотийское озеро, а также восточной частью Меотийского озера, от Танаиса до Киммерийского Боспора».
В данном случае для нас более важна Сарматия Европейская. О ней сообщается следующее: «Европейская Сарматия ограничивается на севере Сарматским океаном по Венедскому заливу (Балтийское море - А. Е.) и частью неизвестной земли».
«С запада Сарматия ограничивается рекой Вистулой, частью Германии, лежащей между её истоками и Сарматскими горами...
Южную границу составляют: язиги метанасты (переселенцы) от южного предела Сарматских гор до начала горы Карпата, которая находится под 46° - 48° 30′, и соседняя Дакия около той же параллели до устья реки Борисфена, и далее береговая линия Понта...
Восточную границу Сарматии составляют: перешеек от реки Керкинита, озеро Вика, береговая линия Меотийского озера (Азовское море - А. Е.) до реки Танаиса (дон - А. Е.), самая река Танаис, наконец меридиан, идущий от истоков Танаиса к неизвестной земле».
Безусловно, Птолемей имел в виду не какую-то там «географическую общность», как это может показаться славяно-скептикам. Ему эта «общность» (а на таком пространстве - всё разное) была бы совершенно неинтересна. Помимо сарматов и венедов в Сарматию входили ещё языги, роксоланы, аланы, аорсы, галинды, бастарны, карпы, тирагеты, судины, финны, тавроскифы, савары и боруски. Безусловно, что-то очень и очень весомое должно было объединять все эти очень разные народы. «География» явно на роль этого самого весомого не подходит. Нет, Птолемей имел в виду именно государственно-политическое образование, которое возникло в результате экспансии славяно-иранского народа сарматов. (Точно также Геродот писал не о территории, населяемой скифами, но о скифском государстве.)
Тем временем, славянский этногенез шёл своим чередом, на этнической карте Евразии появляется имя «славяне».
Есть мнение, что «ставаны» (Σταυανοί), о которых писал Птолемей в своём «Руководстве» - именно славяне. Олег Трубачёв предполагал, что этноним «ставаны» есть некая калька с самоназвания славян, указывая на индоиранское *stavana, означающее «хвалимые», т. е. «славимые», «славные». Выше мы предполагали, что и многие скифскославянские были пропущены через «иранское» сито.
Не отрицая указанную версию, отметим, что распространение имя «славяне» (в форме «склавины») получает в 6 в., когда о них пишут такие разные авторы, как гот Иордан и византиец Прокопий Кесарийский.
Распространение этнонима «с(к)лавя(и)не» связано с Подунавьем (в частности - с той же самой Фракией). В этом плане особенно ценную информацию сообщает нам «Повесть временных лет»: «По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошёл и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели». Многие историки (О. Н. Трубачев и др.) видят в этом указание на прародину славян, утверждая, что она находилась в Подунавье. Между тем, из текста этого вовсе не следует. Летописец сообщает о том, что славяне спустя «много лет сели по Дунаю», то есть, они уже существовали задолго до появления в землях Подунавья. ПВЛ отмечает факт расселения славян в Подунавье, не указывая на то, где они, собственно, возникли. При этом «Иоакимовская летопись» как раз обращает внимание на более ранние времена. В ней утверждается, что «Славен с братом Скифом, ведя многие войны на востоке, идя к западу, многие земли у Чёрного моря и Дуная себе покорили». Здесь чётко указывается на то, что братья шли к Дунаю с востока. Таким образом, этногенез славян связан с древнейшими днепровско-донецкими культурами - Среднестоговской и Ямной, с Великой Скифией.
Вообще было бы совершенно неверным «отделять» этногенез славян от этногенеза индоиранцев, ведь все эти три этноса принадлежат к одной «зоне» - Сатем. Направление древнейших миграций шло в основном с востока на запад. Среднестоговцы, люди князя Славена, киммерийцы (тирасы-фракийцы) и славяне-сколоты - все они двигались с земель Великой Скифии - во Фракию. А вот мощная миграция в обратном направлении произошла уже в 1-2 в. н. э., когда выходцы из Фракии образовали высокоразвитую Черняховскую культуру. Именно эту, «обратную», волну и зафиксировала «Повесть временных лет». Очевидно, что для автора этногенетического рассказа она играла важнейшую роль в истории Руси и других родственных ей славянских стран. Их общность, по его мнению, окончательно сформировалась именно в Подунавье (Иллирии, Фракии, Паннонии), поэтому славяне и отождествлялись с «нориками». В этом автор-«славянофил» следовал за мощной дунайской, южнославянской традицией, которую ещё можно назвать «кирилло-мефодиевской». Известно, что сам этноним «славяне» происходит от старославянского «словѣнє». А литературный «старославянский» язык был создан просветителями Свв. Кириллом и Мефодием на базе корсунского наречия. Он-то и стал общим для всех наших предков. И вместе с ним общим стал и этноним - «славяне».
Мы гордимся этим великим именем, которое созвучно «славе» и «слову». Тем не менее, надо иметь в виду, что наши предки использовали в качестве общего этнонима и слово «венеды» («венеты»). На это прямо указывает историк Иордан (6 в.) в своей «Истории гетов»: «Начиная от места рождения реки Вистулы [Висла], на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна [в Словении] и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра и на север до Висклы [то же, что Вистула]; вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшее из обоих [племен] - распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения - именно при перечислении племён, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов».
Казалось бы, указание довольно-таки чёткое и не вызывающее сомнений. Между тем, славяно-скептики интерпретировали его в своей обычной уничижающей манере, отняв у нас древнее, славное имя. Дескать, венеды изначально никакими славянами не были, представляя собой кельтов, иллирийцев или какой-то особый, «вымерший» народ (придуман даже какой-то невнятный этнос «северных иллирийцев»). Этот народ и был, в конечном итоге, поглощён славянами, в результате чего славян стали называть его именем. Допустим, что это было так, история знает подобные примеры. Так, перуанцы и мексиканцы называются именно индейскими именами, хотя эти этносы возникли в результате экспансии испанцев. Но ведь самих испанцев никто не называет мексиканцами, перуанцами и даже индейцами. Спрашивается, зачем же было называть именем поглощённых венедов всех славян? Ещё какая-то логика была бы в том, если бы так называли только западную ветвь, которая якобы «поглотила» венедов. Но ведь Иордан называет ими всех славян - даже и тех, кто жил на Днепре («Данапре»). И по сию пору эстонцы именуют русских - «vene» («вене»), а финны - «venaja» («венайя»). Это что же - все в память о тех самых «неславянских» венедах, которых поглотили славяне? Вот же супернарод - непонятно только, как они поддались славянам! Почему славяне растворили их в себе, а не они славян? Безусловно, все это попахивает абсурдом, однако чётко вписывается в старую схему, по которой славяне должны заимствовать всё - даже свои имена.
Не может быть никакой речи о «славянизации», такие процессы весьма сложны и занимают очень долгое время, которого у гипотетических «неславянских» венедов просто не было. «Относительно эпохи «Великого переселения народов» у нас имеются точные свидетельства, что народы Центральной Европы в это время были уже славянскими, - отмечают Н. Васильева и Ю. Петухов. - Так, один из наиболее авторитетных историков западных славян, Гельмольд (XII в.), прямо утверждал, что известные из источников IV-VI вв. «вандалы», «герулы» и другие есть просто древние названия западных славян-винулов-венетов, гаволян и т. д. В раннем Средневековье, по крайней мере к VII-VIII вв. н. э., вся Центральная Европа (бассейн Дуная, Вислы, Одера, Эльбы) была полностью славяноязычной. Невозможно предположить, чтобы языковое замещение совершилось сравнительно «недавно», в эпоху Великого переселения народов. Реально такого рода процессы растягиваются на тысячи лет. В самом деле, когда славянские языки Германии стали замещаться собственно «германскими», то этот процесс, начавшийся в VII-VIII вв., полностью завершился только в XVII столетии (а вытеснение английским языком кельтских на Британских островах продолжалось с V в. н. э. по XIX в.)» («Евразийская империя скифов»).
Это логика, а можно ещё и обратиться к фактам, которые содержатся в письменных источниках. А согласно им, венеды обитали не только к западу, но и к востоку от Вислы. Так, Птолемей отмечал, что «многочисленные» венеды «заселяют Сарматию». Это совершенно расходится с утверждением, согласно которому балтийские венеды изначально селились между Вислой и Одером. Нет, они там обитали, но всё-таки находились и намного восточнее, причём, входили в состав Сарматии. Иначе говоря, их этнический массив охватывал и Подонье, и Приазовье.
Показательно, что германцы ориентировались на сарматов, признавая их политическое могущество. Кстати, в этом сарматы наследовали скифо-славянам: «Из сообщений античных источников можно понять, что во времена могущества скифов их политическое влияние распространялось на Германию. Само понятие «Германии» как самостоятельной этнокультурной области стало использоваться в античной литературе только в римские времена, а в середине I тыс. до н. э. считалось, что Скифия простирается «от Ирана до Кельтики», причём граница проходит где-то в Южной Прибалтике (по Гекатею Милетскому). Если учесть, что античная «Кельтика» начиналась в бассейне Рейна и простиралась до побережья Атлантики, очевидно, что западные границы скифского влияния проходили примерно по Эльбе и включали территорию современной Восточной Германии (клады скифских вещей обнаружены именно здесь). Для поздней античности имеются источники, говорящие о тесной политической связи Великой Скифии и Германии и о прямом вмешательстве скифов-сарматов в дела Центральной Европы. Тацит утверждает, что некий Ванний, правитель свебов (середина I в. н. э.), изгнанный из своей земли (между Одером и Эльбой), пытался вернуть власть, опираясь на «свою» пехоту и сарматскую конницу. Сарматы поддерживали Ванния как правителя Свебии, он их вполне устраивал. С другой стороны, во время гражданской войны в Риме 69 г. н. э. народы севера - сарматы и восточные германцы - объединили свои усилия против ослабевшего врага. Как сообщает тот же Тацит: «Племена сарматов и свебов объединяются против нас, растет слава даков, ударом отвечающих Риму на каждый удар…» (Ук. соч.).
Сарматы сокрушили великое Сколотское царство, но образовали на его руинах некое мощное государственно-политическое образование. И славяне-сколоты вошли в его состав. В 1 тыс. н. э. славяне возродят прежнее величие, создав Древнюю (Киевскую) Русь, которая включит в себя и сарматский (шире - иранский) элемент. Но это будет позже, а в рассматриваемый период они входили в состав Великой Сарматии. И в этот период преобладает этноним «венеды», что не удивительно. Сарматское нашествие сокрушило Сколотию, и славянские образования «схватились» за это имя, которым обозначили, в определённое время всех всех славян. Почему же было взято это имя?
Можно предположить, что в предшествующий период венедами (венетами) именовались те славяне, которые были весьма и весьма склонны к переселению в отдалённые земли.
Страбон сообщает о том, что венеты переселяются или вместе с фракийцами, или вместе с киммерийцами. Очевидно, это указание на мощнейшие миграционные потоки древности, радикально изменившие всю этническую картину Европы. Они породили две мощнейшие культуры - Курганных захоронений (ККЗ) и Полей погребальных урн (КППУ). Первая занимала в 15-13 вв. до н. э. огромные земли от Альпийских гор до Балтийского моря и от Германии до Чехословакии. Археологи считают, что неким её вариантом была Тшинецкая культура, которую, связывают с древнейшими славянами. Однако с Тшинецкой культурой связывают и Комаровскую - в некоторых районах они просто сливаются друг с другом. Поэтому можно говорить о единой Тщинецко-Комаровской культуре, на которую указывалось выше и которая занимала земли от Одера до Днепра. Однако было бы неверным утверждать, что эта обширная культура произошла от ККЗ - тем более, что обе они возникли в одно и то же время - приблизительно в 1500 г. до н. э. Скорее, имеет смысл признать наличие единой праславянской общности, занимавшей территории двух (или, если всё-таки разделять ТКК, трёх) культур. Само такое разделения стало возможным благодаря наличию некое «внешнего» сегмента славян, которые в отличие от своих более оседлых сородичей, проявляли наибольшую волю к экспансии. Потрясающие масштабы последней стали возможны благодаря победе фракийцев (культура Валиковой керамики), сокрушивших «ранних» скифов - носителей Катакомбной культуры. («Великороссия до великороссов» - Глава 5. «Утверждение Славии» - https://a-eliseev.livejournal.com/2248239.html)
Очевидно, что фракийцы приняли участие в марше ККЗ - как союзники славян. Не подлежит сомнению и смешение первых со вторыми, поэтому ККЗ и ТКК являются не только славянскими, но и многоэтническими (как, впрочем, и другие культуры). Конечно, не остались в стороне от этого процесса и некоторые «ранние» скифы - киммерийцы, вспомним о сообщении Страбона, согласно которому венеты переселяются вместе и с фракийцами, и с киммерийцами.
Однако славянам, и их союзникам, вскоре пришлось столкнуться с нашествием носителей Срубной культуры, которые в 14 в. до н. э. нанесли им сокрушительное поражение, восстановив «ямно-катакомбную», «иранскую» гегемонию. Понятно, что это не могло не вызвать мощной волны миграций на Запад. Выше отмечалось, что в Срубный период, в могилах Левобережного Приднепровья (предположительно славянских) находят лишь захоронения мирных людей. Получается, что воинский, кшатрийский элемент был отчасти уничтожен, а отчасти мигрировал на запад, вместе с частью местного населения (славянами, фракийцами и т. д.). Именно эта миграция и стала толчком образования Культуры полей погребальных урн (КППУ, 13-7 вв. до н. э), которая была продолжением Культуры курганных захоронений. Новая культура вообще распространилась на всю Европу - от Дуная до Пиренеев и Северного моря. Носители КППУ достигли даже Британии. Причём, «это было не простое расселение; «расселяться» на своей территории никто никогда не позволял. Неудивительно, что среди археологических находок новой культуры «в этот период бросается в глаза количество оружия и особенно мечей»! Носители культурной общности «полей погребальных урн» и были венеты, которых несколько веков позднее античные источники застают на тех местах, где их продвижение обнаруживает археология». (Ук. соч.)
Действительно, в 1 тыс. до н. э. энеты-венеты-венеды населяют всю Европу (на востоке их фиксируют и в Малой Азии). Венеты «объявляются» в Италии, Галлии и даже в Британии, где на севере Валлийского полуострова находилось поселение Венедот (Venedot). Римляне знали в Британии «землю венетов» - Виндоланд (Vindolanda, ныне Честерхолм). Географические названия на севере Европы, содержащие корни «вен», «венд», сохранились до наших дней. Таковы, например, нидерландский город Венло (Venlo) и скандинавский Вендсиссель (Vendsyssel). Геродот повествует о венетах, живущих в Иллирике по нижнему течению Дуная. А в верховьях этой великой руки обитали винделики. На территории современных Австрии и Словении существовала страна Норик (иначе - Винделика; о нориках-словенах пишет ПВЛ), в которой жили венеты. Нужно также вспомнить и название столицы Австрии - Вены, которое также произошло от венетов. В древности этот город именовался Виндебоной. А Помпоний Мела (1 в. н. э.) именовал нынешнее Боденское озеро (на границе Германии, Швейцарии и Австрии) Venetus lacus, то есть «Озером венетов». В какой-то период времени Европа была, по преимуществу, венетской, ибо венеты жили практически повсеместно. Исландский сказитель Снорри Стурулсон (12-13 вв.) в «Круге земном» утверждает, что Танаксвиль (Дон) разделяет части света. К востоку от него находится Азия, а к западу - земля, которую «некоторые называют Европой, а некоторые Энеей». Любопытно сопоставить всё это с данными Прокопия Кесарийского (6 в.), утверждавшего, что славян зовут «спорами», то есть «рассеянными». В самом деле, наши далёкие предки - венеты - были «рассеяны» на огромных пространствах от Дона до Атлантики. Сам Прокопий (6 в.) застал времена, когда венеды были разделены на собственно венедов, склавинов и антов. Но если Иордан (тоже 6 в.) пишет о трёх вышеуказанных образованиях, то Прокопий - только об антах и склавинах. Но он сообщает о рассеянных спорах, причём - как о некогда общем имени всех славян: «Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали «спорами».
Напомним, что Иордан сообщал о том, что некогда все славяне именовались венедами. Поэтому можно, со всем основанием, сделать вывод о том, что споры - это и есть венеды. Сам же этноним венеды связан именно с земледельческой («посевной», «рассеяной», «спорадической» тематикой). Слово «венить» связывают с жатвой. «Венец» - заявлять «вено», т. е. предлагать выкуп за невесту, «венчать» - увенчивать венками брачующихся, «венить» - жать, «вено» - жатва, - отмечает Елена Денисенко. - Брачующийся получал помощницу на «вено», а родители теряли работницу «по вену». Венок как кольцеобразный предмет символизирует нечто бесконечное, постоянное». («Символическая семантика наименований предметов одёжного комплекса в русском обрядовом контексте» - «Русский язык и литература в пространстве мировой культуры». - Материалы
XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015
года). В 15 т. - т. 6. - СПб., МАПРЯЛ, 2015)
Венок - круглый, круглой является и корона (от лат. соrōnа - «венок»). Высшая, метасоциальная форма брака - Венчание на Царство, во время которого Правитель вступает в брак с родной Землёй. (В языческих традициях существовало представление о браке Неба и Земли). Перед нами опять - Круговое, Солнечное и Полярное Движение, символизирующее обретение и воспроизведение Полноты.
Венеды - это и есть «споры», «рассеянные» - расселившиеся по всей Европе. Гибель Великой Скифии привела к тому, что их имя перешло ко всем славянам. Тем более, что сами славяне попадают в орбиту к сарматам - кочевникам, склонным к экспансии.
Окончание - https://a-eliseev.livejournal.com/2258410.html
Previous post Next post
Up