Клоунада как прикрытие: из ведомства Нургалиева создают аппарат политических репрессий?

Aug 27, 2011 14:34

Министр внутренних дел Рашид Нургалиев, чьей личности и чьим инициативам я уже не раз посвящал посты в своем ЖЖ, в очередной раз приковал к себе внимание. Сторонник возврата к истокам и корням, любитель вальсов и романсов, комментируя ход реформы подвластного ему ведомства, триумфально заявил, что взяточничество, злоупотребления служебными полномочиями, коррупция и весь негатив остались в прошлом, за его спиной.

Словно в качестве наглядной иллюстрации к словам министра, вечером того же дня двое пьяных полицейских, вооруженных бейсбольными битами, попытались ограбить своего собутыльника на 1,7 миллиона рублей. Блоггеры тут же вспомнили другие преступления, совершенные сотрудниками правоохранительных органов (самое ужасное из которых - убийство и снятие скальпа с мужчины бойцами пермского ОМОНа) и начали гадать, не оставил ли министр внутренних дел за своей спиной и собственные очки, или не значат ли его слова, что он все эти нарушения собственной спиной и прикрывает.

За последнее время поведение Рашида Нургшалиева, его высказывания, все чаще становятся объектом широкого обсуждения в СМИ и в интернете. Эксцентричность - эксцентричностью, оригинальность - оригинальностью, но, как представляется многим, подобное поведение как-то не вяжется с высокой должностью Рашида Гумаровича. Можно, конечно, предположить, что в подобных поступках и репликах министр проявляет свое «искрометное» чувство юмора, свой «игривый» характер и свои творческие наклонности, но  таком случае ему место - на театральных подмостках (или в передаче «Аншлаг»), а не в министерстве внутренних дел. Впрочем, есть и другая версия.

В одной из недавних записей в блоге я уже высказывал свои опасения, что под видом реформы органов МВД  российская полиция постепенно превращается из криминальной в политическую. К сожалению, ряд последовательных шагов, которые предпринимает руководство полиции, позволяет говорить об этом со всевозрастающей долей уверенности. При этом стоит лишь градусу подозрений в обществе повыситься, как… на сцену выступает Рашид Нургалиев собственной персоной, и уже вся страна обсуждает не очередной виток полицейской реформы, а неоднозначное (если не сказать неадекватное) поведение министра. Удачный политтехнологический прием, попытка увести внимание общественности от тревожных фактов, которые становятся все более очевидными с каждым днем. Складывается впечатление, что именно этой целью и руководствуются высшие чины МВД; пока у них это вполне получается.

Стоит отметить, что властная группировка ныне, как никогда, заинтересована в создании на базе полиции аппарата политического контроля и подавления. Согласно данным «Левада-Центра», число недовольных происходящим в России достигло максимума с 2005 года. Рейтинг правительства снизился до самого минимального значения с начала 2010 года, а рейтинг одобрения деятельности премьера - самый низкий с 2000 года. Как отмечают социологи, недовольство в обществе нарастает весь последний год: у людей растет ощущение неопределенности по отношению к будущему. Все это накануне выборов, грозящих обернуться очередным фарсом и «простой формальностью», может привести к серьезным социальным волнениям и уж точно не гарантирует группировке окопавшихся на властном Олимпе жуликов, воров и коррупционеров безоблачного будущего.

Одновременно достоянием общественности становится все больше фактов о ходе так называемой «полицейской реформы». Как отмечает руководитель независимого профсоюза сотрудников милиции Михаил Пашкин, при проведении аттестации начальство просто решило избавиться от всех неугодных - наиболее мыслящих, грамотных, способных мыслить сотрудников. Более того, выясняется, что именно политические мотивы порой становятся главным мотивом для увольнения полицейских-профессионалов. В частности, такова история командира роты майора Константина Кузнецова, служащего в УВД по ЦАО, которого полицейское начальство обвинило в инциденте, когда гражданские активисты с вывесили плакат, призывающий Путина поменяться с Ходорковским местами. За непредотвращение этой акции ему сначала объявили неполное служебное соответствие, затем не продлили контракт, а в прошедшую среду вручили уведомление о предстоящем увольнении. При этом, по словам Михаила Пашкина, «майор не пьет, не курит, преграмотнейший сотрудник с 20-летним опытом работы, председатель местного комитета профсоюза в ЦАО, и самое главное - он и дальше был готов служить».

Отдельно следует остановиться на законодательных инициативах руководства МВД. Их анализ позволяет говорить, что полицейским собираются предоставить полномочия по серьезному ограничению гражданских прав населения. Речь идет о законопроекте «Об основах системы профилактики правонарушений», который, в случае принятия, даст полицейским почти неограниченную власть над личностью. Как отмечают эксперты, новый закон позволит в нужный момент арестовать оппозицию или любых других политических «неугодных» граждан и  на «законных» основаниях держать их в СИЗО или в психбольницах ровно столько, сколько нужно. «Усиление карательных полномочий со стороны правоохранительных органов - скорее, тревожный сигнал, который свидетельствует о том, что эта мера, скорее всего, будет применяться против политических оппонентов», - считает юрист Александр Ермоленко. «Если под правонарушением понимается инакомыслие, то речь идет о карательной психиатрической медицине, которая применялась в Советском Союзе», - заявляет председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.

Сегодня полицейский аппарат уже широко используется властью для подавления политического инакомыслия и расправы с неугодными представителями оппозиции. Это относится и к мероприятиям так называемой «Стратегии 31», и к протестам гражданских активистов возле Соловецкого камня. Одним из самых наглядных случаев можно считать арест оппозиционного политика Бориса Немцова, агитировавшего жителей Петербурга голосовать против Валентины Матвиенко на прошедших муниципальных выборах (что характерно, суд постфактум не нашел никаких нарушений в его действиях и отказал в возбуждении дела). Кроме того, получил официальное подтверждение использование полицией закрытых предписаний и списков, используемых для ограничения права россиян на доступ к информации. В блоге главного редактора интернет-ресвурса Форум.мск был продемонстрирован скан документа, разосланного по учебным заведениям Тюменской области. Ни один из сайтов, указанных в списке, не был признан судом экстремистским (и более того, не связан с самой Тюменской областью), что позволяет с уверенностью говорить: подобные списки спускаются в регионы с самого «верха» теми, кто ни во что не ставит ни Конституцию Российской Федерации, ни права российских граждан.

Все эти факты, к сожалению, позволяют говорить о том, что накануне выборов околовластная группировка, всерьез обеспокоенная перспективой проигрыша, потери влияния и баснословных доходов, делает все, дабы максимально ограничить права и свободы россиян, отвадить их от участия в политической жизни страны. Последние же инициативы, которые пытаются реализовать под видом реформирования правоохранительных органов и от которых всячески отвлекают внимание общественности клоунадой министра внутренних дел, направлены вовсе не на улучшение работы полиции, не на искоренение преступности в рядах ее сотрудников, но на построение аппарата политических репрессий, который сможет изолировать активную часть российского гражданского общества, и позволит и дальше сохранять влияние и возможности для обогащения в руках сложившейся коррумпированной, преступной группировки на вершинах власти.

Нургалиев, реформа полиции

Previous post Next post
Up