Нургалиевские реформы: от полиции криминальной - к политической

Aug 17, 2011 13:27


Деятельность министра внутренних дел Рашида Нургалиева, которому я уже посвятил несколько записей своего блога, все более явно показывает: реформа полиции в России не просто застопорилась, но близка к провалу.

Последние инициативы главы МВД непоследовательны, непрофессиональны и откровенно бездарны. Складывается убеждение, что человек, всерьез предлагающий искоренить преступность путем «обращения к корням», к вальсам и романсам, как минимум, не должен занимать министерский пост. Однако все скандалы с Рашида Гумаровича - как с гуся вода; более того, новые инициативы, выдвигаемые ведомством Нургалиева, заставляют всерьез озаботиться будущим российской полиции всего российского общества в целом.

Каковы реальные итоги переаттестации, об окончании которой Рашид Нургалиев триумфально объявил 1го августа? Как показывает опрос ВЦИОМ, более половины россиян (57%) уверены, что она ничего не изменит и «никак не отразится на эффективности работы МВД». По мнению экспертов, прошедшая аттестация была более «похожа на профанацию», «велась по никому не известным критериям», и граждане «совершенно правы в том, что никаких перемен в работе МВД не будет».

Таким образом, совершенно очевидно: аттестация полицейских, преподносившаяся ведомством Нургалиева как панацея от всех грядущих бед, провалилась. В чем здесь причины: бездарное исполнение… или что-то иное? Согласно последним данным, очевидный провал данного этапа реформы правоохранительных органов вполне может оказаться лишь кажущимся: истинные цели реформирования на деле могут быть совершенно далекими от заявленных. Последние инициативы МВД говорят о том, что полицию могут превратить в силу, заточенную не на борьбу с криминалом, а на борьбу с инакомыслием, превратить в некий политический аппарат подавления.

Согласно законопроекту «Об основах системы профилактики правонарушений», который был подготовлен специалистами министерства, полиции будет дано право действовать на опережение, получая информацию о лицах, потенциально способных совершить правонарушение, из СМИ, от чиновников и рядовых граждан. В соответствии с законопроектом, в отношении «лица, от которого следует ожидать совершения правонарушения», полиция будет применять «меры индивидуальной профилактики»: помещение административный надзор, ограничение свободы или даже принудительная отправка на психиатрическое лечение.

Эксперты опасаются, что предложенные профилактические меры нарушат Конституцию: По сути, у полицейских появится почти неограниченная власть над личностью - ограничить свободу любого человека можно будет лишь по одному подозрению. и могут быть применены к оппозиции. Как отмечает публицист Матвей Ганапольский, новый закон нужен только для того, чтобы в нужный момент арестовать оппозицию или любых других политических «неугодных» граждан и  на «законных» основаниях держать их в СИЗО ровно столько, сколько нужно. Косвенно эти подозрения подтверждает и недавняя встреча Нургалиева с Валентиной Матвиенко, на которой было предложено приравнять участие в незаконных (читай - несогласованных) акциях к тяжким преступлениям, а ксенофобия была поставлена в один ряд с социальными протестными акциями. Учитывая, как часто власть использует административное давление, отказывая в согласовании протестных акций, деятельность российской оппозиции фактически приравняли к экстремизму.

Подобные тенденции накануне думских и президентских выборов являются откровенно пугающими. Складывается впечатление, что околовластная группировка готовит решительное наступление на демократические права и свободы. Полностью узурпировав власть, уничтожая ростки гражданского общества, они надеются и далее существовать в системе, насквозь пронизанной коррупцией, попирать фундаментальные права человека и гражданина. В этом и есть самая главная опасность, поскольку под благовидным предлогом реформ Россия рискует действительно превратиться в самое настоящее полицейское государство.

Нургалиев, реформа полиции

Previous post Next post
Up