Письма из зоны военных действий - Порнография и мужское господство

Nov 18, 2013 12:43

Перевод главы "Pornography and Male Supremacy" из книги "Letters from a War Zone".

Оригинал перевода можно найти здесь.

Это эссе было написано как текст речи для дебатов по порнографии с адвокатом по защите гражданских свобод и профессором Гарвардского университета Аланом Дершовицом, который незадолго до этого вошел в штат «Пентхауса». На момент проведения дебатов он, насколько мне известно, не был напрямую связан с изготовителями порнографии. Дебаты проводились Женской библиотекой Шлезингера при колледже Радклифф в Кэмбридже, штате Массачусетс. В своей автобиографии «Лучшая защита» мистер Дершовиц утверждает, что во время выступления ему угрожали лесбиянки с велосипедными цепями. Это неправда, там не было ни велосипедных цепей, ни угроз. Он постоянно оскорблял аудиторию, состоявшую в основном из женщин, и те отвечали ему - громко, гневно, убедительно. Американский союз защиты гражданских прав и свобод являются сторонниками «вето перебивающего» - право слушателей возгласами из аудитории заглушить выступающего и заставить его замолчать; однако когда женщины ответили на мизогинные оскорбления аргументированной, полной самоуважения речью, эта речь мистеру Дершовицу не очень-то понравилась. На протяжении многих лет наш оппонент, прикрываясь высокими идеалами свободы слова, защищал изготовителей порнографии, что, однако же, не помешало ему отказаться дать согласие на распространение пленки с записью дебатов. Эта статья ранее никогда не публиковалась.

Мы живем в системе власти, в которой мужчины занимают господствующее положение. Это означает, что наше общественное устройство зиждется на предпосылке, что мужчины превосходят женщин, а женщины стоят ниже мужчин. Мужское господство считается ниспосланным Богом или обусловленным природой - в зависимости от идеологических взглядов его приверженцев. В теологии Бог - высший из мужчин, Отец; и все земные мужчины из плоти и крови, которых можно встретить в коридорах университетов и на улицах, созданы по его образу и подобию. Еще есть Сын, который тоже Бог, хоть он и человек, но все же Бог, а также фаллический Дух Святой, проникающий в женщин, как свет проникает в окно. Как в иудаистской, так и в христианской традиции женщины грязны, склонны ко злу, не пригодны к отправлению религиозных или гражданских обязанностей, их должно быть видно, но не слышно, они годны или, в определенном смысле, предназначены лишь для сексуального использования и воспроизводства, и никакой другой ценности из себя не представляют. Итак, в обеих традициях, олицетворяющих Отца и Сына соответственно, женская сексуальность считается соблазняющей и распутной, по природе своей она - искушение, совращающее мужчин со стези добродетели. Согласно постулатам теологии, мужчины занимают господствующее, а женщины подчиненное положение потому, что такой порядок установил сам Бог/Он, наделивший женщин природой, подходящей для исполнения их животных функций, а мужчин - дарованиями, возносящими их над всеми другими созданиями.

Биологическое обоснование еще глупее, но поскольку его придерживается не церковь, а академия, среди интеллектуалов оно пользуется большим авторитетом. Не только в наше время, но и на протяжении всей истории патриархата сторонники биологического детерминизма выдвигали два основных постулата: во-первых, мужское господство над женщинами обусловлено каким-то органом, секрецией, гормонами или с еще не обнаруженной, но с нетерпением ожидаемой частью ДНК. А во-вторых, нам следует изучать поведение приматов, рыб и насекомых, чтобы выяснить, как те ведут себя - в первую очередь, со своими самками. Социобиологи и этнологи - эта новейшая разновидность проповедников биологического детерминизма - чрезвычайно избирательны в отношении как изучаемых ими видов, так в собственных выводах, так как их рассуждения преследуют не научные, а политические цели. О каком бы виде жучка не шла речь, эти ученые утверждают, что самец предназначен для главенствующей роли самой природой, поскольку он по природе своей доминантен, поскольку по природе своей агрессивен, как агрессивна и его сперма. Самка же по природе своей субмиссивна и по природе своей склонна подчиняться, предназначена для ебли и рождения детей. Рыбы размножаются без полового сношения, но это не мешает последователям Конрада Лоренца ставить цихлиду в пример человеческой женщине. Цихлида - это доисторическая рыба; и если верить Лоренцу, цихлида мужского пола была неспособна спариваться до тех пор, пока особь женского пола не продемонстрирует благоговение. Кейт Миллет в «Сексуальной политике» удивлялась, как можно разглядеть благоговение у рыбы. Сторонники биологического детерминизма, однако же, не собираются отвечать на эти глупые вопросы: они резво скачут от вида к виду в соответствии со своими политическими целями. И, уж конечно, существуют некоторые виды, которые они и вовсе обходят своим вниманием: пауки, богомолы, верблюды - поскольку самки этих видов убивают или калечат самца после сношения. Подобное поведение им не кажется достойным образцом для подражания. Сторонники биологического детерминизма питают особую нежность к одному виду ос - орехотворкам - которых они любовно окрестили «осы-убийцы» (довольно прозрачный намек на их нрав) и полностью игнорируют пчел с их маткой. Также существуют приматы, у которых царит относительное равноправие и которых вообще никогда не упоминают; есть самцы пингвинов, заботящиеся о молодняке, и т.д. И конечно же, ни один сторонник биологического детерминизма еще так и не нашел жука, рыбу, птицу или даже бабуина, которому удалось бы написать «Миддлмарч» [«Миддлмарч»: роман английской писательницы Мэри Эванс, получившей всемирную известность под псевдонимом Джордж Элиот - прим. перевод.]. Люди формируют культуру, даже женщины формируют культуру. И хотя слова «социобиология» или «этнология» появились относительно недавно, сами аргументы биологического превосходства одной группы над другой отнюдь не новы. Они так же стары, как геноцид и рабский труд. Если признать женщин биологическим классом, самой природой предназначеным для ебли и деторождения, будет логичным признать биологически оправданным и применение любых средств с целью заставить женщин выполнять свое природное предназначение. И как будто в насмешку они смеют называть все это Матерью-Природой. Сторонники биологического детерминизма верят в то же самое, что и почитатели теологии: женщины существуют для того, чтобы сексуально ублажать мужчин, рожать им детей, убираться в пещере и подчиняться. Если же она этого не делает, то, по мнению как религиозных, так и ученых мужей, эту проблему можно решить, задав ей хорошую взбучку. Согласно теологии Бог возвысил мужчину над всеми остальными созданиями; согласно естественникам мужчина возвысился собственными силами. В обеих философских системах мужчина по праву находится на вершине иерархии. Женщина заслуженно занимает место под ним - как в буквальном, так и в переносном смысле.

Любое обсуждение прав женщин в конечном итоге сводится к одному и тому же вопросу: для чего нужны женщины; как нам следует использовать их в сексе и в воспроизводстве. Общество будет ужасаться недостаточно высокому уровню рождаемости, но не ничтожно малому числу написанных женщинами книг. Для женщин как класса секс и воспроизводство считаются самим смыслом жизни - а это означает, что наше предназначение исполняется, когда мы раздвигаем ноги, в нас проникает фаллос, изливается сперма, и наши матки переходят во владение мужчины. В «Диалектике пола» Шуламит Файерстоун пишет: «Класс пола укоренился настолько глубоко, что стал невидимым». Это разделение на классы по признаку пола остается невидимым потому, что само существование этих классов считается делом рук Бога или природы, а не мужчин. А потому положение, при котором мужчины обладают женскими телами, воспринимается как правильное и целесообразное использование женщин.

В рамках идеологии мужского превосходства секс всегда подразумевает фаллический секс; зачастую его описывают глаголами «обладать», «овладеть», «иметь». Телом женщины овладевают, им обладают, его имеют, или - если вспомнить другой якобы сексуальный синоним - его насилуют, и совершается все это посредством проникновения пениса.

Сексуальная колонизация женских тел - материальная реальность: мужчины контролируют сексуальное и репродуктивное использование женских тел. В этой системе мужской власти изнасилование является парадигмальным видом полового акта. Само слово «изнасилование» [в английском «rape» - прим. перевод.] происходит от латинского «rapere», что означает украсть, вырывать или унести. Первым словарным определением изнасилования в английском языке все еще остается «действие, при котором что-то вырывается или отбирается силой». Второе значение изнасилования - «акт принуждения женщины к половому сношению с применением силы». Изнасилование в первую очередь - это похищение, кража, насильственное овладение женщиной. Похищение или изнасилование - также первая известная нам форма брака, пресловутое «похищение невесты». Другая известная модель брака - не что иное, как проституция: вместо того, чтобы позволить украсть свою дочь, отец продает ее. Большинство общественных соглашений об обмене женщинами функционирует по принципу одной из этих двух моделей, дошедших до нас из глубокой древности: похищение - то есть, изнасилование; или покупка или продажа - то есть, проституция.

Связь между проституцией и изнасилованием проста и очевидна: все, что можно украсть, можно и продать. А это значит, что женщин воровали и продавали; и в том, и в другом случае они играли роль сексуального товара. Когда же эти практики оказались закреплены на законодательном уровне, женщины были официально признаны имуществом, предназначенным для сексуального потребления. Женщины, по большому счету, до сих пор считаются живым имуществом, предназначенным для секса, - социально, юридически, культурно, в быту. Изнасилование и проституция на сегодня являются явлениями, определяющими положение женщин. Женщины как класс почитаются собственностью мужчин как класса, их подчиненное мужчинам положение закреплено и поддерживается на всех уровнях. Замужние женщины в большинстве случаев теряют право сексуального и репродуктивного контроля над собственными телами - а это именно то, что означает быть предметом сексуального потребления.

Принцип «все, что можно украсть, можно и продать» применим не только к женщинам как к таковым, но и к их сексуальности. Сексуальность женщин была украдена и присвоена мужчинами, завоевана и покорена; ею овладели и обладают. Женщинам начисто отказано в праве на сексуальное самоопределение и сексуальную целостность. И поскольку сексуальность женщин была украдена, сама эта сексуальность - в отличие от конкретной женщины как мыслящего существа - может быть продана. Можно продавать ее графическое изображение; можно продавать мысль о ней или намек на нее; можно продавать ее литературное описание; можно продавать знаки и жесты, служащие для ее обозначения. Мужчины могут взять эту сексуальность - украсть, изнасиловать - мужчины же могут и продавать ее.

Мы не знаем, в какой момент человеческой истории зародилась порнография. Знаем только, что она - продукт культуры, а именно культуры мужского господства, порождение проституции и изнасилования.

Порнография могла возникнуть лишь в глубоко враждебном к женщинам обществе с укоренившимся мужским господством, где изнасилования и проституция не только широко распространены, но также практикуются на системной основе и одобряются идеологически. Феминисткам часто задают вопрос, действительно ли порнография порождает изнасилования. На самом деле это проституция и изнасилования породили порнографию и остаются причиной ее существования. Политически, культурно, социально, сексуально и экономически, порнография вышла из сексуального насилия и проституции, и дальнейшее ее существование будет зависеть от существования изнасилований и проституирования женщин.

Слово «порнография» происходит от древнегреческих «porne» и «graphos», что означает «графическое изображение проституток». «Porne» означает «проститутка» - точнее, это слово служило для обозначения проститутки низшего разряда - публичной девки, живущей в борделе и доступной для всех граждан мужского пола. В Древней Греции существовали разные классы проституток: и «porne» стояла на низшей ступени. Она была - в самом прямом, непосредственном и полном значении этого слова - сексуальной рабыней. «Graphos» означает «письмо», «рисунок», «гравюра».

Проституток, именуемых «porneia», держали взаперти в публичных домах, которые можно было легко отличить по огромным фаллосам - картинкам на двери или статуям у входа. Им не разрешалось выходить наружу, их ничему не учили, они ходили практически голыми, и по большей части с ними прескверно обращались. Они были сексуальными отбросами греческого общества. Жены жили в практически полной изоляции, им позволялось находиться лишь в обществе рабов и детей. Проститутки высшего класса, не принадлежавшие к классу porneia или классу жен, были единственными женщинами, которые могли получать образование и свободно передвигаться.

Многие из нас высоко чтят два очень важных слова, дошедших до нас из Древней Греции: демократия и порнография. Демократия изначально исключала абсолютно всех женщин и часть мужчин. Порнография изначально оправдывала и легитимизировала это исключение, представляя сексуальность всех женщин вообще сексуальностью шлюхи из борделя. Сама бордельная шлюха и сексуальность бордельной шлюхи были украдены и проданы, их насиловали, ими проституировали. Изнасилования и проституирование этого порабощенного и низменного существа с ее порабощенной и низменной сексуальностью и есть сексуальное содержимое порнографии. В порнографии желания этого предмета сексуального пользования полностью совпадают с ее функцией: она предназначена лишь для секса, и это предназначение выдается за ее природу и за ее желание.

Необходимость изоляции жен была вызвана уверенностью мужчин, что женщины настолько сексуально ненасытны, что стоит позволить женам выйти из дому, то, предоставленные сами себе, они естественным образом немедленно погрязнут в распутстве. Рабыня-проститутка в их воображении была предоставленой самой себе женщиной в своем естественном состоянии - женщиной вне цивилизующих уз брака. Конечно, все мы хорошо понимаем, что рабыня-проститутка была естественным продуктом цивилизующих уз рабства, но мужчины - как в те далекие времена, так и в наши дни - не желают взглянуть на дело с такой стороны.

Порнография изображала и выражала это восприятие женщин и женской сексуальности, именно поэтому она и получила название порнографии - «графического изображения шлюх». Изображение женщин как шлюх, а женской сексуальности как неудержимой и неутолимой похоти и есть основное назначение порнографии. В системе мужского господства, построенной на принуждении и жестокости, ее задача - оправдать и сохранить породившие ее изнасилования и проституцию. Это то, для чего нужна порнография, и это предназначение делает ее несовместимой с любым представлением о свободе - если только под свободой не подразумевается право мужчин насиловать и продавать женщин. Порнография как жанр говорит, что похищение, покупка и продажа женщин - это не насилие и не принуждение вовсе, поскольку женщины сами хотят, чтобы их насиловали и продавали, потому что такова природа женщин и женской сексуальности. Глория Стайнем как-то сказала, что культура - это победившая система политических ценностей. Как культурное явление, порнография - политический триумф изнасилований и проституции над любым женским бунтом и сопротивлением.

Типичный образец греческой порнографии - рисунок на вазе или гравюра. Для их создания не требовались живые модели, не нужно было специально совершать половой акт. Изнасилование, проституция, порнография, избиения партнерши и другие виды насилия сексуального характера можно рассматривать как отдельные явления. В реальной жизни они, конечно же, перемешаны: женщин сначала бьют, затем насилуют; сначала насилуют, потом бьют, затем продают; продают, потом насилуют и бьют, и т.д. С незапамятных времен в публичных домах устраивались сексуальные представления, которые совмещали в себе элементы порнографии и проституции. Мы знаем, что самый известный в мире порнограф-литератор маркиз де Сад покупал, похищал, держал в плену, насиловал, избивал и пытал девочек и женщин. Мы знаем, что прославленные мыслители и художники, воспевавшие в своих произведениях изнасилования и проституцию, во многих случаях сами покупали, насиловали и избивали женщин или девочек, и кроме того были потребителями, а зачастую и большими любителями порнографии. Мы знаем, что во времена, когда изобразительные средства технически ограничивались письмом, гравюрами и рисунками, порнография по большей части была привилегией мужчин высшего класса, владевших грамотой и могущих позволить себе приобретать почти всегда дорогие гравюры, рисунки и книги. Мы знаем, что порнография процветала как развлечение мужчин-аристократов в эпоху, когда власть мужчин высшего класса была поистине безгранична - по крайней мере в отношении женщин: например, в феодальных обществах.

Однако в культурах, ничего дурного в порнографии и проституировании женщин не видевших, разумеется, никто не задавался вопросом моральной приемлемости этих институтов, не проводил исследований, не писал политических, философских или научных работ с целью установить ту роль, которую порнография играет в актах насильственного секса или в избиениях женщин. Когда порнография была простыми записями, рисунками или гравюрами, можно было считать ее чисто культурным явлением, существующим лишь на бумаге, оторванным от реальной жизни, даже в некотором роде интеллектуальным или эстетичным. Такая зрения была ошибочной, но в те времена она, по крайней мере, имела право на существование.

С момента изобретения камеры подобное представление о ней стало откровенно отвратительным и аморальным. Это настоящих, живых женщин связывают, подвешивают, бьют, секут, порют, на них мочатся, их трахают группой, насилуют опасными предметами и животными. Важно отметить, что мужчины не посчитали нужным провести юридическую, моральную или сексуальную черту, которая бы отделяла рисунки и книги от использования живых женщин.

И где же внутренний протест, знаменитый гуманистский протест против связывания и подвешивания, избиения женщин и нанесения им увечий? Где внутреннее осознание, гуманистское осознание, что немыслимо и невозможно спокойно смотреть на связывание и подвешивание, избиение женщин и нанесение им увечий - а уж тем более санкционировать или оправдывать все это? Я говорю то, что должно быть очевидным и без слов: нельзя обращаться с человеческими существами так, как в порнографии обращаются с женщинами. Почему же тогда в порнографии так обращаются с женщинами? Мужчины приводят следующие резоны: развлечение, разрядка, самовыражение, секс, сексуальное удовольствие и потому что женщины сами хотят этого.

Вместо какого бы то ни было гуманистского протеста против бесчеловечности использования женщин в порнографии - протеста, который, скорее всего, был бы неизбежен, если бы подобным образом обращались с кошками и собаками - мы видим повсеместную, торжествующую, бесчувственную женоненавистническую убежденность, что использование женщины в порнографии - реализация сексуальных желаний самой женщины, проявление ее сексуальности, характера, природы и точное отражение ее истинной сексуальной функции. Те же представления о женской природе и женской сексуальности с незапамятных времен использовались мужчинами, чтобы оправдывать изнасилования и проституирование женщин. В наши дни оно не менее популярно, чем в Греции пятого столетия до нашей эры, когда мужчины брали женщин в плен, чтобы сделать из них рабынь-проституток.

Основной посыл порнографии почти всегда сводится к тому, что женщина хочет принуждения, побоев, жестокого обращения. Неодолимая сила этого убеждения наглядно проявляется, когда на женщин, ставших жертвами изнасилования, избиения или инцеста, возлагают ответственность за это преступление. Другими ее свидетельствами являются масштаб и впечатляющая скорость роста порноиндустрии, все нарастающая жестокость самого материала, все большее проникновение порнографии в социальную и бытовую сферы, непрерывно разрастающиеся связи порнографов с адвокатами, журналистами, политиками. Все больше медицинских университетов и других высших учебных заведений используют порнографию в преподавании курсов по «человеческой сексуальности». Порнография сейчас повсюду, и ее поборники повсюду, и ее потребители повсюду, а ее сутенеры богаты и могущественны.

Конечно же, если бы мы решили, что женщины на этих фотографиях и в этих фильмах действительно человеческие существа, а не живые предметы сексуального потребления, мы бы не смогли жить с этим, закрывать на это глаза, поддерживать молчанием или трусостью, или, как это делают некоторые присутствующие здесь, активно сотрудничать с этим. Если бы мы решили, что эти женщины - люди, а не предметы сексуального потребления, мы бы разрушили эту индустрию - разнесли ее голыми руками, если бы только смогли - поскольку она похищает, покупает и продает женщин; насилует их и проституирует ими.

В 1978 журнал «Форбс» сообщил, что порноиндустрия приносит четыре миллиарда долларов годового дохода, а это больше, чем киноиндустрия и звукозаписывающая промышленность вместе взятые. Значительная часть порнографии продается на месте за наличные. Например, кабинки с бесконечно прокручиваемыми видео, где за 25 центов в минуту можно насладиться зрелищем женщины, которую трахают мужчины в нацистской форме или еще что-нибудь в этом духе. Огромная часть порно заказывается по почте. Здесь мы можем найти особенно непристойный материал, в том числе журналы и фильмы, на которых женщин пытают, связывают, подвешивают, их трахают большие животные - как правило, собаки. Детскую порнографию - опять-таки, как фото, так и фильмы - можно приобрести из-под прилавка или заказать по почте. Книги с детской порнографией с рисунками и некоторые журналы с фотографиями можно найти в городских аптеках или в сексшопах.

Популярные иллюстрированные порножурналы, находящиеся в открытой продаже и также известные как «развлекательные журналы для мужчин», переживают период бурного расцвета, и судя по всему, упомянутые «Форбсом» четыре биллиона были изначально занижены, а теперь и вовсе устарели. «Плейбой», «Пентхаус» и «Хастлер» вместе взятые продают 15 миллионов копий в месяц. Согласно данным, приведенным в «Фолио», издании для профессионалов в области иллюстрированной периодики, журналами с самыми большими продажами заграницу стали: 1) Плейбой, выручивший более 10 миллионов долларов на продажах зарубежом; 2) «Пентхаус» - свыше 9 миллионов долларов; 3) «Oui»; 4) «Gallery», принадлежащий Ф. Ли Бейли, которому, как ни странно, не удалось убедить присяжных, что Патрисия Хёрст была изнасилована; 5) «Scientific American»; 6) «Хастлер». Также в десятку вошли «Вог», который регулярно размещает работы фотографа Хельмута Ньютона, специализирующегося на теме садомазохизма, и «Easy Riders», журнала для любитилей мотоциклистской романтики в стиле «мотобанда, жесткая ебля, вые...и суку своим железным крестом». Это данные за октябрь 1980. Согласно журналу «Mother Jones», число магазинов, торгующих порнографией, в 3-4 раза превышает число ресторанов Макдональдс.

И все ширится живая выставка женщин, демонстрирующих свои гениталии или используемых в самых разных видах секса - связанных, избиваемых. Помимо того, есть кабельное телевидение и рынок домашнего видео - потенциально огромные и расширяющиеся рынки для порнографов, использующих живых женщин. Женщин. Реальных женщин. Живых женщин. Товары сексуального потребления.

Есть люди, которые боятся, что мир превратится в ядерный склеп, а потому борются против ядерной промышленности и ее лоббистов. Им не приходится тратить уйму времени на дебаты, имеет ли ядерная индустрия право угрожать существованию рода человеческого. Есть люди, которые боятся, что мир постепенно превращается в концентрационный лагерь, а потому борются за права тех, кого травят, преследуют, пытают. Они не утверждают, что права преследователей важнее прав преследуемых - если, конечно, преследуются не женщины и истязание не именуется «сексом».

Некоторые феминистки видят, что мир превращается в публичный дом - как же мы все-таки легкомысленны - в бордель, по-французски «maison d’abbatage», что буквально означает «дом для забивания скота». Бордели всегда были концентрационными лагерями для женщин. Женщин в них держали, как животных в клетке, ради рабского труда, сексуального труда, труда, соответствующего природе, предназначению и сексуальности этой рабыни-проститутки и ей подобных. Рост популярности порнографии, использующей живых женщин, реальных женщин, - это рост популярности борделя, концентрационного лагеря для женщин, дома для сексуального забивания. А теперь я задам вам вопрос: «Что мы собираемся с этим делать?»

Перейти к предыдущей главе: " Мужчинам - свобода слова; женщинам - просьба молчать".

Перейти к следующей главе: " Молчание - знак несогласия".

Письма из зоны военных действий

Previous post Next post
Up