У Дюкова в комментах развернулся спор о том, как правильней: "русская нация" или "российская нация".
Думаю, для многих первым побуждением будет сказать, что правильный вариант - «российская нация». Это и равноправно (все граждане равны, никого не исключаем), и патриотично («Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна»). Ну и политкорректно (никто не обидится).
Я, вслед за Михаилом Ремизовым и Егором Холмогоровым, считаю, что безусловно предпочтительный вариант - русская нация.
Аргументов много, но главные такие.
1. Есть русский язык и русская культура, но нет российского языка и российской культуры (если не приравнивать культуру к совокупности учреждений и объектов, подведомственных министерству культуры).
Поэтому есть реальная русская идентичность, но нет сильной российской идентичности. И мало кто скажет про себя "я россиянин".
2. Идентификация "российский" основана на принципе первичности границы и паспорта, она производна от текущих границ России. Русские на Украине, русские в Прибалтике, русские в Казахстане в эту общность не входят, и эта конструкция их исключает как чужаков.
Можно вспомнить типовой подход: «Какие такие русские в Донбассе? Это граждане Украины, пусть украинская власть с ними и разбирается. Причём тут Россия?»
И к этому подталкивает не только потребительская идеология, но политическая логика, исходящая из первичности границ и гражданства.
3. Нация - это общность не только ныне живущих, но и тех, кто жил прежде нас, с кем мы связаны единством истории, культуры и личных судеб.
Поколения наших предков не имели паспорта РФ и часто не жили в границах нынешней РФ. Они были частью русской нации, но не новодела «российская нация».
4. Говорят, что татары, чеченцы и якуты не согласятся принадлежать к русской нации. Но тех, кто идентифицирует себя в первую очередь со своим этносом, и "российской нацией" не заманишь. И получится не проект объединения, а новое издание дерусификации, где русским будут внушать, что они должны перестать считать себя русскими и быть россиянами, чтобы не обижать другие народы.
5. Принадлежность к нации не определяется генами, "составом крови".
Сама по себе привычка считать первичными "проценты крови" - тяжелое наследие биологизаторского подхода к теме национальности. Во многом этот подход служил цели разделить народ на части, сначала на бумаге вписать в другую графу, а потом через школу и пропаганду привить другую идентичность. Плоды такого подхода мы видим сейчас на Украине.
Принадлежность к нации определяется не составом крови, а языком, культурой, самосознанием, идентичностью. Поэтому наличие предков из другого этноса не мешает человеку быть русским.
6. В истории России, в ее культуре русские определялись не по крови.
Грузинский князь Багратион был русским полководцем. Русские немцы Барклай, Витгенштейн, Крузенштерн, Беллинсгаузен и множество других прославили русскую армию и русский флот. Русские немцы Бенкендорф и Канкрин были ключевыми министрами.
Сын датчанина и немки Даль стал русским писателем и автором знаменитого словаря. Сын турчанки Жуковский, немец Афанасий Фет, евреи Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Иосиф Бродский - выдающиеся русские поэты.
Из совсем недавних времён - всенародно любимые и абсолютно свои Анна Герман, Владимир Высоцкий и Виктор Цой.
И это только самые знаменитые имена, примеры можно множить и множить.
P.S. Эти тезисы были сфокусированы на обосновании мысли, что принцип формирования русской нации не означает, что на входе в неё будут мерять черепа. Нация - это не этнический, а политический проект, она не является и не должна быть этнически замкнутой. Поэтому строительство нации на основе русской культуры и русской идентичности допускает и предполагает присоединение людей с нерусскими этническими корнями.
Но упор на эти аспекты вызвал вопросы и упрёки противоположного плана. Мол, не отрицает ли автор русский этнос, не стремится ли размыть его за счёт объявления русскими всех желающих?
Конечно, я не отрицаю русских как этнос. Но следует различать этнос и нацию. Это не просто множества разного размера, это сущности разного типа.
Этнос основан на происхождении. Этнос сам по себе не имеет политического измерения, не требует наличия общественной жизни, высокой культуры, общего самосознания. Этнос не требует проектности, он «растёт сам собой», как растения в природе.
Нация - это не этническая, а политическая общность, основанная на единстве культуры, языка, самосознания, представлений об общем прошлом, общем настоящем и общем будущем.
Нация имеет этническое ядро, но она не сводится к этносу, к этническому происхождению. Она предполагает и возможность ассимиляции, возможность включения в нацию людей, происходящих из других этносов.
Но если в нации главное не происхождение, а язык, культура и самосознание, то на чём же вообще держится связь национального и этнического? Ответ простой: при нормальном течении жизни этническое происхождение в значительной степени предопределяет усвоение языка, культуры и самосознания. Рождение и воспитание в русской семье, общение с русскими родственниками и друзьями с большой вероятностью приводит к тому, что человек говорит и думает на русском языке, приобретает русскую культуру и русскую идентичность. (Но вероятность эта не стопроцентная, русские по происхождению люди могут стать и безыдейными хатаскрайниками, и идейными космополитами, и патриотами заграницы, и открытыми русофобами).
Но всё же в норме воспитание в здоровой полноценной семье, жизнь и социализация в русской среде скорее всего приведут к тому, что человек приобретёт русское самосознание и русскую идентичность.
Отсюда - роль этнического ядра, роль традиционной культуры. Ведь и язык, и культура, и самосознание существуют благодаря тому, что передаются по социальной эстафете, от отцов к детям, от старших к младшим, от авторитетных членов сообщества - к тем, кто берет с них пример. Поэтому наличие здорового и сильного ядра необходимо для здоровья нации, для её развития, для воспроизводства в поколениях.