Продолжение цикла Чадаева

Apr 13, 2022 13:05

Как и предполагалось вчера, последовало продолжение (начало тут).



https://t.me/chadayevru/421

После вчерашней серии постов про мифы и «мифоинструктирование» применительно к современной Украине, получил много просьб в личку раскрыть тему поподробнее. Не хотел изначально делать это на канале, поскольку тут уже режим скучной культурологической лекции сильно в сторону от собственно предмета, но не могу не отреагировать на массовый запрос аудитории.

А поскольку готовой лекции нет, будет несколько разрозненных пояснений.

Итак. Для начала - о трёх типах, или матрицах сознания: «магическое» (оно же языческое), «монотеистическое» (христианское, исламское, иудаистское etc.) и «рационалистическое» - оно же, если угодно, «пострелигиозное».

Ключевая константа «магического» сознания - в мире действуют множество различных сверхъестественных сил, которые сами по себе не добрые и не злые, но со многими из них можно договориться, если угодно, «сторговаться» по принципу ты-мне, я-тебе. Главный механизм сделки - жертва. Ты приносишь к дереву чёрного петуха, а колдун-бабалао наводит порчу на твоего врага. Ты совершаешь какой-то неприятный обряд, а за это тебе удача, деньги и т.п. Нет как таковых категорий добро-зло, есть именно сделка, взаимовыгодный обмен с потусторонней силой.

«Монотеистическое» - на самом деле скрыто-дуалистическое: есть изначальное Добро и есть столь же или почти столь же изначальное Зло. Добро представлено как весьма жёсткий набор установок и правил («заповедей»), которым надо обязательно следовать, чтобы быть на стороне Добра. Добро в конечном счёте сильнее, потому что оно исходит непосредственно от Единого Создателя, но надо быть готовым к тому, что Зло этих правил, разумеется, соблюдать не будет, а будет наоборот всячески нарушать и отменять - и потому локально может побеждать; но это никогда не повод переходить на его сторону. Разумеется, с Добром нельзя договориться и сторговаться, оно не приемлет «жертв» - можно только принять его сторону и стоять на ней до конца.

И, наконец, «рациональное» - сверхъестественных сил никаких не существует, Единого Создателя тоже, но мир почему-то устроен разумно, логично и в конце концов объяснимо, просто сам по себе. И побеждает не тот, кто договорится с высшими силами, и не тот, кто на стороне какого-нибудь там «добра», а просто самый умный - тот, кто понял лучше других, как всё устроено, и сумел использовать это понимание к своей или общей выгоде.

Историю человеческого мышления последних трёх тысячелетий можно было бы представить как историю постепенного движения от «магического» через «монотеистическое» к «рациональному», однако, несмотря на сдвиги баланса, причём скорее колебательные, чем линейные, в каждый момент времени так или иначе одновременно существуют и действуют все три. Монотеизм органично включил в себя элементы язычества - условная бабка, молящаяся Николе Угоднику, чтобы ноги не болели, скорее язычница, хотя и в границах формально-монотеистического культа, а условный академик Сахаров, переквалифицировавшийся из учёного-оборонщика в проповедника-миротворца - скорее монотеист «за добро», чем рационалист «за науку».

Как показывает Лосев в «Диалектике мифа», каждое из них по-своему мифологично, то есть опирается на набор недоказуемых и необсуждаемых нарративов про то, почему мир устроен именно так, а не иначе. Однако ключевое отличие изначальной, «магической» матрицы - в ней по определению отсутствуют такие абсолютные категории, как «добро» или «истина». В языческой логике это понятно с неизбежностью: если высших сил несколько и ни одна из них не доминирует над остальными, «добро» у каждой своё и «истина», а точнее «правда», тоже своя; и то и другое является вопросом выбора стороны.

https://t.me/chadayevru/422

С этого места чуть поподробнее про язычество. Сам этот термин - очень важный. В современном русском языке он скорее означает «многобожие», но его изначальный смысл шире. «Язык» в древнерусском значении - это не только и не столько «речь», сколько «народ»: «нашествие двунадесяти языков» (на современном русском - «двенадцати народов»). В этом смысле точный перевод слова «язычество» на современный русский - это, между прочим, «национализм».

И такое прочтение даёт ясность: любой последовательный «националист» рано или поздно приходит к явному или скрытому отрицанию монотеизма в пользу культа «своих богов», той или иной версии «родноверия»; и наоборот - любой последовательный монотеист: христианин, мусульманин, даже иудей - рано или поздно приходит к тому, что его узко-«национальная» идентичность есть препятствие на его пути к Богу; и что он в большей степени часть «всего человечества», чем «своего народа». Разумеется, в реальности мы имеем дело чаще со смешанными и переходными формами - но это именно «мысль, не дошедшая до конца».

Картина мира «язычника», он же «националист», рано или поздно приходит к тому, что нет и не может быть никакого ни «абсолютного добра», ни «абсолютной истины», а есть только относительное благо-для-себя и для-своих (скорее всего, являющееся злом для «чужих»), и то же самое с объективной истиной - она является вредной иллюзией, а по-настоящему существует только «своя правда», которая, скорее всего, не будет принята в качестве таковой «чужими».

Применительно к истории постсоветской Украины это, в частности, иллюстрирует ту гигантскую роль, которую в истории её становления сыграл церковный раскол. Начавшийся, как мы помним, ещё до распада СССР, после неудачи попытки Филарета Киевского занять место патриарха Пимена в РПЦ. Но это тоже буквально на полях.

Если же брать шире, то постсоветский период - это период деградации социальности, причём не только на «постсоветском» пространстве, но и в общемировом. На Западе не случилось своей «перестройки», но их тоже зацепило «глобальной геополитической катастрофой» - то, о чём так точно говорил Валлерстайн ещё в начале 90-х. Биполярный мир второй половины ХХ века имел много недостатков, но у него было одно важное преимущество - он служил страховкой от инфантилизации, «праздника непослушания» в масштабах целых обществ, и соответствующей деградации элит. И дело тут не только в том, что Киссинджеры сошли со сцены, а на их месте теперь коллективная Лиз Трасс; дело ещё и в том, что и рациональное, и даже монотеистическое сознание всё больше уступает место «магическому», оно же «языческое».

Человечество как бы возвращается в своё доцивилизационное «детство», которое, однако, было вовсе не волшебным миром из мировой детской литературы, а скорее кровавым и жестоким миром из «Повелителя мух». И в нём, конечно же, не остаётся места никаким «общечеловеческим ценностям» - они сохраняются разве что в качестве инструмента манипуляции, и то по старой памяти. Зато наблюдается победное шествие «магического сознания», базирующегося на двух опорах - мощный яркий миф и обильная кровавая жертва на алтарях сотворённых в его каноне кумиров.

https://t.me/chadayevru/423

Опять же на полях - небольшая иллюстрация к тому, как устроено погружение социума в «кровавое детство». Некоторые проницательные кинокритики какое-то время назад подметили, что в последние несколько десятилетий самым кассовым жанром Голливуда стал жанр, так сказать, «сказки для детей и взрослых» - примерно в линии от «Звёздных войн» до «Пиратов карибского моря».

Маркетинговая механика объяснялась просто: вот есть дети и родители; в будни родители работают, дети учатся в школе. В воскресенье же, единственный день, семья вся вместе садится в семейное авто и отправляется вместо церкви в храм потребительского культа - торгово-развлекательный центр. Там она причащается святых даров в виде запаса кока-колы и фастфуда на неделю вперёд, приобретает священные реликвии в виде брендового шмота и гаджетов, где логотипы брендов выполняют примерно ту же роль, которую когда-то выполняли изображения святых и ритуальные символы и обереги. И, устав после изнурительного шопинга, движется в расположенный там же кинотеатр - за пищей духовной. Какой фильм они выберут для семейного просмотра? Понятное дело - такой, по поводу которого обоим поколениям - старшему и младшему - будет что обсудить по окончании сеанса. Чистая детская сказка не подходит - старшие заскучают. Но и олдскульные жанры - боевик, триллер, мелодрама, комедия - тоже не годятся: тут уже детям нечего ловить. А значит, должен быть фьюжн, где взрослые будут следить за «взрослой» частью - от любовной линии героев до технологических изысков спецэффектов и саундтрека, а дети - за своим: за «волшебным миром», где есть непременно чудеса, магия и азартное мочилово сил добра с силами зла, с непременной победой первых над вторыми.

Но дальше у взрослых, и особенно у выросших в этом всём повзрослевших детей включается механика пресыщения, и уже привычные фавориты старой схемы - «Пираты», «Поттер» или ЗВ - становятся для них слишком «ванильными». Нужна кровища, кишки, трупы, расчленёнка, секс с извращениями и т.д. И тогда, уже в режиме домашнего просмотра, на арену выходят не фильмы, а сериалы - где все табу сняты, хотя привычный жанр волшебной сказки сохранён. И тут - от «Властелина колец» к «Игре Престолов» и «Ведьмаку». И это дополняется до кучи видеоиграми, где можно ещё и побыть не просто зрителем, но и участником месилова, ну и порносайтами, конечно.

Итак, мы имеем поколение людей, выросших на контенте волшебной сказки, поначалу относительно невинной, но со временем всё более и более кровавой. И вот уже на арене появляется продукт этого сеттинга - ролевик-боевик-реконструктор: ещё позавчера махал мечом в «эльфятнике», вчера участвовал в «махачах» спортивных фанатов, а сегодня уже лупит из РПГ по «сепарам» и «оркам» в зоне АТО, и пилит ролики, где демонстрирует свежие татухи со свастонами. Его таким вырастили. Он просто наконец дорвался.

https://t.me/chadayevru/424

Доминирующий сеттинг мира кровавой волшебной сказки - это и есть главный механизм инсталляции «магического» мышления взамен сдаваемому в утиль рациональному и христианскому. Магия отменяет и опровергает рацио - на его место встаёт рутинизированное чудо, в том числе в виде артефактов, дарующих сверхспособности. В свою очередь, канон сказки отменяет и опровергает любую универсальную этику - теперь «добро» это «свои» (что бы они ни делали), а «зло» это «чужие», просто по определению, и никак иначе. А замес экранного экстрима - кровь-кишки-расчленёнка - притупляет чувства: экранный герой не испытывает жалости к разносимым в кровавые клочья монстрам и прочим зомби: они не те, кого можно и нужно жалеть, они за скобками.

Собственно, теперь вы понимаете, почему бесполезны разговоры про Дом Профсоюзов в Одессе, или про «Точку-У» в Донецке, или про издевательства над пленными в Харькове, или про «тактику живого щита» в Мариуполе. Воины света отформатированы таким образом, что у орков нет и не может быть никаких «прав человека», именно потому, что они орки, а не люди. И чем больше этих не-людей превратится в кровавый фарш, тем ближе итоговая победа над их тёмным властелином, тем лучше в конечном итоге для сил света, и тем бОльшим героем является тот, кто их в этот самый фарш перемолол.

Я ещё раз говорю: это - не «нацизм», это - куда хуже «нацизма». Это мир победившего детства.

https://t.me/chadayevru/425

Ещё раз, в данном случае - с великолепной иллюстрацией на натуре. В чём разница, и чем политическое украинство, майданизм, отличается от нацизма. Нацизм - это доктрина о превосходстве. Майданизм - это, наоборот, доктрина о неполноценности, ущербности. Которая, по замыслу, может и должна быть преодолена только через ницшеанский акт, действие «по ту сторону добра и зла». До этого я иллюстрировал свой тезис известным видеообращением к русским Владимира Кличко, начиная с фразы «вы всегда нас унижали, считали людьми второго сорта…» и далее. Теперь - даже удобнее иллюстрировать его вот этим фрагментом из интервью Зеленского.

https://t.me/chadayevru/426
(перепост записи https://t.me/PolitKey/10392, в ней видео*)

«Мы не колбаса, не сыр, не харчи, не продукты. Мы живые люди»

Зеленский жалуется, что Запад относится к Украине, как второсортной стране. И сравнивает себя с колбасой

«Мы не можем быть между Россией и Евросоюзом. Скажите, что вы нас не берете! Мы будем выстраивать другую политику. Или скажите, что вы нас берете и возьмите. Но нельзя же так.

Мы люди живые. Вы к нам относитесь, как ко второму сорту. Мы не колбаса, не сыр, не харчи, не продукты. Мы живые люди. Если вы считаете, что Европа со своей историей и порядком, она в другом мире. А вы, а вы… А вы просто есть. И просто будьте там. А мы вам скажем, когда вам можно встать, а когда можно вам сесть»

https://t.me/chadayevru/427

И ещё раз поясню свою позицию. Вся наша официальная пропаганда, а равно и турбопатриоты, всё время твердит «нацисты», «нацики», «денацификация». Это очень понятный, простой, логичный месседж - с чем деды воевали, а теперь вот мы опять воюем.

Я, в свою очередь, не испытываю ни малейших симпатий к «политическому украинству» и считаю его одним из самых омерзительных и кровавых политтехнологических конструктов, когда-либо создававшихся в истории. Но мне внутренняя честность исследователя не позволяет согласиться с автоматическим навешиванием этого банального ярлыка гитлергитлергитлер. Мне это кажется излишним, манипулятивным, пропагандистским передёргиванием. И к тому же вредным для нас самих, хотя бы потому что мешает увидеть, например, как устроена механика сборки общезападной коалиции поддержки этих самых «нациков» - а значит, мешает эффективно разрушать эту склеенную на живую нитку и трещащую по швам коалицию. Это явление другой природы, чем германский нацизм, и само то, что оно использует в том числе и его атрибутику, включая её в свой символический ряд, скорее усложняет задачу различения, чем облегчает.

Пора уже осознать, что мы оказались не в сиквеле войны ХХ века, а в первом полномасштабном конфликте века нынешнего, основанном на других механизмах и технологиях, чем те, которые использовались тогда. И не паляниця - в смысле не полениться - описать и осмыслить его в адекватных современных понятиях, вместо вытаскивания из закромов ярлыков советской пропаганды и речёвок из сетевых хохлосрачей.

https://t.me/chadayevru/429

В продолжение вчерашнего дисклеймера. Чем майданизм отличается от нацизма.

1. Нацизм, как и итальянский фашизм - это этатизм, это про приоритет государства и его институтов. Майданизм - про то, что государство это фейк, пустое место, торчки-креативщики и жулики-разводилы, а рулят или коммерсы, или «иностранные консультанты», или индоктринированные безбашенные НКО-шники.

2. Нацизм, как к нему ни относись, за 8 лет создал мощную экономику и передовую науку, в том числе оборонную. Майданизм угробил экономику, не говоря уже о науке, а воюет либо старым советским, либо импортным оружием.

3. Нацизм - это машина смерти: орднунг, процедура, газовая камера, arbeit macht frei. Майданизм - это дурное низовое насилие съехавших с катушек садистов-психопатов.

4. Нацизм - обьединить всех немцев. Майданизм - расколоть украинцев, выбросить неправильных и сделать их людьми второго сорта.

5. Нацизм - это «Германия превыше всего». Майданизм - это «возьмите уже нас куда-нибудь, мы же люди, а не колбаса» ((с) Зеленский).

6. Нацизм - это экспансия, аншлюсы и «новое жизненное пространство». Майданизм - это «что бы ещё и кому сдать лишнего и ненужного».

7. Нацизм - это «пусть нас ненавидят, главное чтобы боялись». Майданизм - это «пусть нас презирают, главное, чтобы давали допомогу».

8. Нацизм - олигархи, поставленные на службу рейху. Майданизм - это пацаны, умирающие за активы Ахметова и Коломойского.

9. Нацизм - это послушные исполнители, рабы процедуры, «банальность зла». Майданизм - это отмороженные «инициативники», «а давайте %?нем, потом придумаем как отбрехаться».

10. Нацизм - это попытка борьбы континентальной Европы против англосаксонского диктата. Майданизм - это о том, как нагнуть континентальную Европу в интересах США и Британии.

11. Нацизм - это доктрина, оформленная жёсткая идеология. Майданизм - это политтехнологический цинизм, идентичность, открыто выставленная на торги: кто больше даст, тот и сила света.

12. Нацизм - это разделение людей на сорта по принципу крови. Майданизм - это разделение людей на сорта по принципу исповедуемых ими политических и религиозных убеждений. «Сепар», «ватник», «колорад», «рашист» - это не про гены, это про взгляды.

По-моему, достаточно.

---
* ссылку дал на ВК, т.к. на Youtube в приличном канале не нашёл, а такое неизвестно сколько проживёт

ideology, Украина, culture, chadaev, identity, discourse, myth

Previous post Next post
Up