Учебник истории 3-4-го классов, 1937 год

Jul 23, 2021 11:34

Попались фрагменты из учебника критической расовой теории.

Краткий курс истории СССР : учебник для 3-го и 4-го классов / под редакцией проф. А. В. Шестакова. - Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1937


Read more... )

ideology, history, nation, identity

Leave a comment

a_bugaev July 23 2021, 20:31:32 UTC
Пропагандистским текстам нельзя приписать истинностное значение (если понимать это в смысле исчисления высказываний). Нет, некоторым фрагментам можно, особенно если мысленно сделать необходимые уточнения, аккуратно подставить кванторы и доопределить термины. Но в целом это нарратив, специально предназначенный для внушения искажённых представлений.

Reply

buyaner July 23 2021, 21:10:46 UTC
Отсюда следует простой вывод: ложен любой тенденциозный текст. Если священники нарочито называются "попами", администрация "жандармами" и через каждые два слова - оценочное суждение, то это не учебник, а агитка. В текстах, обращённых к детям, как нигде чувствуется феноменальное презрение к плебсу; как справедливо заметил выше один из комментаторов, писали эти учебники отнюдь не пролетарии, а люди, учившиеся в царских гимназиях, - как незабвенная М.В.Нечкина (почти уверен, что она и к процитированным Вами фрагментам руку приложила).

Reply

a_bugaev July 24 2021, 06:53:42 UTC
Согласен, любой тенденциозный текст ложен.

Дальше вопросы: все ли тенденции одинаково плохи, как обойтись без упрощения и заострения, чем можно жертвовать, чем это может быть оправдано и т.д.

И известные ходы ответов, в т.ч. очевидно провальные.

Но если честно, я не знаю и не понимаю, как можно донести без искажений что-то сложное до широкой неподготовленной аудитории.

Reply


Leave a comment

Up