Если память мне не изменяет, на заказ Пелевин писал лишь однажды, и было это лет десять назад, для журнала «Playboy». Сколько получил тогда - неизвестно. Хотя очевидно, что творческая капитализация Виктора Олеговича за прошедшее время выросла в разы. Не удивлюсь, если «Forbes» отвалил тысяч 20 у.е., поскольку журналу новый рассказ явно нужнее, чем автору, а с деньгами там, сами понимаете, как на наших улицах с грязью.
Был ли Пелевин когда-нибудь писателем в классическом смысле слова, трудно сказать. Но то, что он всегда в письменной форме занимался интеллектуальными манипуляциями на задаваемые городской цивилизацией темы - факт очевидный.
Любимец большинства соотечественников, имеющих действующий мозг, или хотя бы желающих думать, что мозг у них есть, продолжает создавать тексты по тому же принципу, который использует фокусник-иллюзионист, достающий кроликов из цилиндра. Конечно, это давно уже не литература, а упражнение одного изощрённого ума-ретранслятора для услады множества других умов. Умов-приёмников. Попытки критиковать Пелевина за художественные качества его прозы (точнее, за их отсутствие) заведомо нелепы, поскольку не к тому предмету применяются. В новом рассказе есть замечательный термин «сплав говядины и железа», - вот такой, примерно, результат рискует получить отважный препаратор. Образ мыслей, даже изложенный на бумаге, бессмысленно подвергать анализу. Тем более что со временем мыслей у Пелевина всё меньше. «Образ» разъедает их, словно ржавчина. Отточенность приёмов растёт, а вот пища для умов-приёмников явно генно-модифицированная.
Пелевин остаётся для меня автором одной книги, которую хочется перечитывать - «Чапаев и Пустота». Но потраченных 130 рублей не жалко. «Пространство Фридмана» того стоит.
- В прошлом веке у нас был один общий телевизор для всех. А с появлением блогосферы люди стали телевизорами друг для друга. При этом общее количество туфты в информационном потоке растёт прямо пропорционально количеству нарождающихся телевизоров, а количество правды меняется не особо, потому что правда, как поётся в песне, одна.
- Что такое информация? Это код, набор сигналов, сообщающих о чём-то. Допустим, на горе зажгли костёр - и вы понимаете, что приближается вражеская конница. В блогосфере, если продолжить аналогию, костров очень много, но они сообщают не о приближении конницы, а о том, что на соседнем огороде вчера видели суслика. Там уйма информации, но эта информация имеет очень низкий ранг и называется прекрасным русским словом «лытдыбр», которое получается, если напечатать «дневник» на английской клавиатуре. Информация высоких рангов в блогосферу не попадёт, потому что она имеет денежный эквивалент, и чем она ценнее, тем лучше её прячут.
- Говорить на политтехнологической фене стало в наше время так же модно, как в девяностых годах было модно намекать на знакомство с «понятиями». Это потому, что в современном обществе «эксперты» играют ту же роль, которую тогда играли бандиты. Если помните, бандиты стреляли во все стороны, милиции было велено их не трогать, и все испуганно сидели по домам. А за углом в это время пилили бабло. Сегодня «эксперты» создают своим блекотанием белый шум, в котором не слышно, как это бабло допиливают и перепиливают. Функция та же самая, только без стрельбы.
- У Чехова в одной из записных книжек есть запись про счёт, который подали постояльцу в гостинице. В нём была такая графа: «клопы - 15 копеек». В этом суть нашей социально-экономической модели, только вместо клопов у нас «консенсус элит», а вместо пятнадцати копеек - валовой национальный откат. Когда я слышу слова «национальная идея», мне всегда кажется, что руководство гостиницы хочет расширить перечень услуг. Счёт теперь будет выглядеть так: «клопы - 20 копеек, гостиничная идея - 10 копеек». Так вот, суть гостиничной идеи в этой ситуации будет сильно зависеть от её авторства. Если её будут придумывать постояльцы, она будет заключаться в борьбе с клопами. А если её будут придумывать клопы, у неё появится два аспекта. Первый - официальная идеология, провозглашающая симфонию клопов и человеков. И второй - реальная политика, заключающаяся в симфонии клопов и тараканов.