Компьютер, как объект медитации, созерцания, если сказать смелее - молитвенного восхождения. Многие посмеются с этой фразы, этой мысли. Сочтут ее даже безумной. Но, как бы мы ни отрицали, в век компьютерных технологий, они(компы) заполонили и продолжают властно заполнять пространство человеческого быта. И не только мирского но и монашеского. Монастыри и старцы, что то там еще продолжают говорить вещать о зловредности технологий. Однако компьютеры властно проникают в монастыри, проникли даже на святую гору Афон, в келлии монахов(правда, не всех) и победоносно покоряют, осваивают пространство не только келий, но и монашеских пещер. Я уже слышу о знаменитых афонских старцах-блогерах: Афанасиос
http://m-athanasios.livejournal.com/ ЛАВРЫ И ОБИТЕЛИ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ
Нынешние паломники едут и идут в монастыри, желая там увидеть, как в зоопарке-зверинце, какого то выпавшего давно из цивилизации, древнего, ветхого днями косматого, белого как лунь, обросшего мхом, затворника старца сидящего в дупле липы, жующего сухую корочку хлеба и перегортающего пожелтевшие страницы книги. Входят во врата и что видят? Ой, Господи, что видят?!! Лучше бы не входили! По монастырю газуют на скоростях разного рода крутые автомобили, а монахи идя, зычными голосами разговаривают по мобильникам, при этом энергично жестикулируя руками в воздухе, не обращая ни на кого ни малейшего тебе внимания. Помилуйте… Какое дупло липы?! Какая там корка хлеба?! Какие пожелтевшие страницы древних писаний?! Монастырь(например, Киево Печерская Лавра) живет полнокровной, мирской, даже больше того - ясно и ярко выраженной бизнесовой жизнью.
МОНАСТЫРИ И СКИТЫ ГЛУХИХ МЕСТНОСТЕЙ
Ну, думают паломники: это лавры, влиятельные центральные монастыри. Вот, поедем мы в провинциальные обители, в глухой преглухой местности и там узрим настоящее монашество, кладезь глубочайшей духовности. Приезжают они, в какой то глубинный, удаленный от дорог монастырь. Там, правда, иномарки не шныряют, телефонов мобильных не видно. Заметна бедность. Видно хозяйство, скотный двор… беседуют они с монахами, а от тех слышно табаком и водкой(недавно выпили и закурили) несет, естественно, и беседа отнюдь не впечатляет. Какой то сленговый говор. Насельники трудники, неразговорчивые, да и, заговорив, видно с первых слов, что они убогие духом, нищие духовно, придавленные игом физических и душевных болезней. Паломники бы еще больше удивились и поразились, если бы им сказали, что среди трудников есть уголовники, отсидевшие свой срок и которым просто негде жить…
РАДИФИЦИРОВАННОСТЬ КЕЛЛИЙ
Это вообще хохма! Я слышу, что в больших монастырях, больших городов, прогресс пошел еще дальше… монахи даже радифицировали свои келлии, дабы слышать богослужение, знать какая служба служится в храме. Вот, скоро полиелей. Они сидят поприлипали к компьютерам, пьют чай и слышат вот, читается кафизма, вот подходит вторая слава, вот уже читается треться статия. В коридорах начинается необычайное оживление, движуха, ой, Господи!, просто таки бегство, чуть с ног один, одного не сбивают(это касается молодых ). Бегут в церковь к выходу на полиелей… залетают в ризницу, «влетают» в ризы и открывшимся торжественно царским вратам, чинно благоговейно запевшу хору «Хвалите имя Господне…» исходят с подчеркнуто иконными лицами на полиелей «собор мног зело». Стоящие в храме паломники богомольцы думают, что монахи, точно также как и они, в алтаре молятся все время вместе с ними. Пропели величание, елеопомазались, закончился полиелей, все опять разошлись по келлиям, теперь до Великого Славословия…
Монашество претерпевает изменения те же самые, которые претерпевает и широкий общественный загал - большой огромный мир. Это вовсе не значит, что нужно отказаться от электричества, ездить исключительно в дилижансе и писать письма гусиным пером. К прошлому возврата больше нет. Это ни хорошо, ни плохо. Здесь, я ни осуждаю, ни хвалю, ни порицаю, ни отрицаю. Я всего лишь констатирую - это жизнь.