Православный мир и блогосферу облетела печальная новость - найден замерзшим отшельник иеромонах Варфоломей. В Сети, как и свойственно живым людям, много злорадств, много насмешек поднялось, в связи с трагическим событием. Я скажу от себя: не обвиняем, не порицаем, и уж более того не надсмехаемся. Постараемся понять, сострадать. Есть нечто, что движет нами в жизни.
Жил в шахтерском городке Инте мальчик Вадик. Из окна смотрел в телескоп на уральские горы и мечтал… о чем? Явно не о том, чтоб его обмороженное тело нашли в лесной хижине перепуганные туристы под деревянной табличкой «Здесь жил иеромонах Варфоломей Потапов. Отказался от паспорта 666. Принял смерть за Христа». Но именно так все и закончилось несколько дней назад… И привел к этому не "Синий кит", а вполне традиционная религия - православие. Хорошо, конечно, что за веру он никого не стал убивать…
Жизнь наша полна перекосов, это всегда и постоянно, эрос противоборющийся с танатосом. В случае иеромонаха Варфоломея, танатос победил преждевременно и безвременно жизнь... Вспышки религиозного фанатизма, как зла неотвратимы. Этому учит весь предыдущий опыт истории. Однако, исходя из того, что мы сегодня знаем о религии, разных вероучениях, культах, их основателях, да и самой гиперраскошествующей жизни ее первенствующих святейших возглавителей, ясно говорящих нам простецам своей сибаритской жизнью - за религии не надо, не стоит умирать! Она, гроша ломаного не стоит, что бы за нее отдавать самое драгоценное - жизнь! Религия, как вещь необходимая и неуничтожимая, была и будет всегда наличествовать в нашем людском социуме. Во первых: это общественная культурная мораль, во вторых: праздничное оформление, препровождение и украшение жизни. Еще знаки, конвенции, этикет… Только так на нее нужно смотреть и воспринимать. Не более...
И поймем… Разрушить темный, стихийный, и вместе с тем такой сладостный для духа, мир обскурантизма(мракобесия) не удавалось еще никому, да и впредь не удастся в будущем. У каждого народа, у каждой религиозной группы на земном шаре, есть свои так называемые «вирусы сознания», «темноты бытия», «отстойники обскурантизма» куда канализируются и где накопляются все негативные представления человечества о мире и прогрессе. Бороться с этим бессмысленно и бесполезно, да и не получится. Бабка, не отдаст ни за какие коврыжки своих запечных и заиконных «тараканов». Почему? Да потому, что есть много людей с прирожденным немощным умом и таким же немощным едва мерцающим, но таким сладостным(акцент!) сознанием. Почему так устрояет Бог? Природа? Нам, увы, пока неизвестно…
«И люблю и живу до тех пор пока безумствую, но едва возвращаюсь к разуму - перестаю жить!» Дм.Мережковский
"Словно в зеркале страшной ночи, и беснуется и не хочет, узнавать себя человек..."Ахматова.
ПАСТОР БРАНД
Человечество одной своей частью живет в 21-м столетии, а другой, и куда большей, - в тринадцатом. Что стоят Аль-Каида с Талибаном, подкрадывающиеся к пакистанским ядерным запасам. Новейшие ядерные технологии в руках средневековых фанатиков - таких зловещих ауспиций невозможно и представить.
Те страны и континенты, которые мы называем сегодня передовыми, тоже ведь в свое время прошли через этот цикл фанатизма, религиозной нетерпимости и суженной человеконенавистнической морали. Об этом еще в середине 19-го века сохранялась живая память в Европе. И тут нельзя не вспомнить пьесу классика европейской драматургии норвежца Генрика Ибсена - пьесу его “Бранд”.
Бранд - пастор и проповедник, охваченный религиозным рвением и ведущий свой маленький приход в некое религиозное паломничество, в ходе которого люди испытают неисчислимые бедствия и потери. У Бранда умирает ребенок, погибает мать, но он продолжает вести свой народ в некие горные выси и, в конце концов, сам погибает в снежном обвале. Конечно, это не реалистическая картина из жизни церковного прихода в Норвегии 19-го века, а символическое действо, исследующее природу религиозного сознания. Тогдашние критики пытались на основе этой пьесы говорить о каком-то особенном духовно-душевном складе скандинавских народов, о “северном небе”, распростертом над пьесами Ибсена. Это, конечно, преувеличение.
Лучше всего о Бранде и его теме написал Иннокентий Анненский:
“Не стоит искать в Бранде северного неба. Может быть, оно там и есть, но, во всяком случае, едва ли оно там интересно. Бранды опускались гораздо южнее и в Женеву, и во Флоренцию, их родиной было, пожалуй, даже африканское побережье, если можно искать духовной родины аскетизма где-нибудь помимо впервые вспыхнувшей в двуруком фатальной уверенности, что он бессмертен”.
Женева и Флоренция здесь - отнесение к Кальвину и Саванароле, к тому периоду христианской истории в Европе, когда вместе с протестантским бунтом вспыхивал и протестантский фанатизм. Африканское побережье - намек на Блаженного Августина, еще на заре христианства создавшего суровую доктрину первородного греха, передаваемого по наследству к невинным дитятям. Религиозный фанатизм порождает не идеи, даже не догмы - а формулы, подчиняющие человека иллюзии его собственной непогрешимости
http://www.svoboda.org/a/26248442.html Смертей и крови и зазывал к мученичеству, положению живота своего безвременно на алтарь смерти, по сути самоубийствам, за историю человечества было много. Есть таковые и сегодня. И много еще будет в будущем... однако, есть и альтернативная мысль... умирать за религию не надо, не стоит.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
http://www.crimea.kp.ru/daily/26630.7/3652037/ https://www.facebook.com/viavakum/posts/1455247084547016?comment_id=1455378441200547&reply_comment_id=1455469507858107¬if_t=feed_comment¬if_id=1490999503391108 http://roman-i-darija.livejournal.com/121685.html