Хотел сегодня сделать коротенькую подборку на тему "православное христианство и экология", да опередили... Остается лишь цитировать.
Православные священнослужители об охране окружающей среды
Фонд кардинала Поля Пупара присудил Патриарху Константинопольскому Варфоломею премию «за охрану окружающей среды», сообщает Regions.Ru. За активную экологическую деятельность Патриарха Варфоломея I часто называют «зеленым Патриархом».
"Как вы думаете, есть ли у защиты природы нравственный и религиозный аспект? Следует ли религиозным организациям заниматься охраной природы?", - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов напомнил библейское повествование о первом человеке Адаме. "Еще находясь в Раю, он должен был возделывать и хранить сад. Вообще по замыслу Божию Адам всю природу должен был сделать Раем. Поэтому я считаю, что для защиты природы есть и нравственные и религиозные основания", - сказал он. "Защита природы - дело очень хорошее и нужное, и, безусловно, религиозные организации могли бы в этом участвовать", - заключил священник.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, уверен, что нравственный и религиозный аспект у защиты природы есть. "Эта идея вовсе не чужда религиозному сознанию. Если человек верует в Бога - Создателя мира благого, который бережет и хранит созданное Им, то такой человек должен хранить и беречь природу", - сказал он. "Другое дело, что меры, к которым подчас прибегают «зеленые», идут вразрез с христианскими нормами. Иногда их акции протеста имеют шокирующий или ярко выраженный языческий характер. Но это не значит, что в системе христианских ценностей нет места для защиты природы. Природу надо беречь и охранять, не допуская языческого поклонения ей и ее обожествления", - добавил священник.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, заявил, что защита природы безусловно имеет нравственный и религиозный аспект. "На человека ложится ответственность за разрушение и уничтожение природы - мира, созданного Богом. Это грех. А верующий человек должен противодействовать греху", - сказал он. "Допустимы, видимо, и какие-то организованные действия верующих по защите природы. Но, разумеется, природоохранная деятельность не должна подменять или вытеснять собственно духовный религиозный компонент в жизни человека", - подчеркнул иеромонах.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, отметил, что призыв беречь окружающий мир содержится в Писании. "Бережному и чуткому отношению к природе учит нас в Евангелии Сам Господь, сказавший, что Он и трости надломленной не преломит. Для верующего человека в этих словах содержится духовно-нравственный критерий, определяющий и наше отношение к природе. В этом смысле защита природы может рассматриваться и в религиозном аспекте", - сказал он. "Другое дело, что, например, в движении «зеленых» явно присутствует языческий компонент. А это для христианского сознания, конечно, совершенно неприемлемо", - добавил священник.
Русская линияКроме того, по данному вопросу очень интересно высказался о. Олег (Стеняев) в беседах на книгу Бытия(беседа 3 - всемирный потоп, вавилонское столпотворение):
Экология
Проблемы экологические - это прежде всего проблемы неблагополучия души человека. Только грешный человек может позволить себе сбрасывать в реки отходы. И штрафными санкциями тут не откупишься. Только прекращение этого греха даст возможность природе восстановиться. Недавно после длительного отсутствия я приехал в свое родное Орехово-Зуево и услышал "радостную" весть: остановились заводы-монстры "Карболит" и "Респиратор". "Так чему же вы радуетесь?" - спрашиваю людей. Отвечают: "Ты что, отец Олег, в Клязьме такая рыба появилась, что и представить нельзя". Все греховное утекло, река очистилась. Люди стали спокойно плавать в той самой реке, к которой совсем недавно было страшно подходить - она была сточной канавой.
В Библии, в Откровении Иоанна Богослова, сказано, что за уничтожение земли будут вовсе не штрафные санкции, а будет великий гнев Божий:
И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю (Откр. 11, 18). Вот для чего придет Господь Бог: погубить губивших землю!
Тех, которые бездумно срезали и переворачивали плодородный слой земли, губили пашни, отравляли реки, озера, моря, загрязняли воздух, оставляли за собой выжженные пустыни. Предупредите этих людей, ибо даже с мертвых будет спрашиваться. Не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел (Втор. 21, 23). Если Господь создал этот мир, то он вправе требовать от нас ответа за все, что мы на этой земле сделали.
Но не только землю, но и самого себя - и тело, и душу, и дух призывает Господь сохранить в чистоте. В Первом послании к Фессалоникийцам Апостола Павла есть слова: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 23). Все, что является творением Божиим, требует сохранения. Страшным грехом является грех самоубийства, в котором человек умерщвляет свое тело с намерением освободить свою душу от невыносимого материального, плотского существования. Он ответит и за свое тело. Говорят: "Не тобою положено, не ты и возьмешь". Бог дал тебе жизнь, и Он спросит с тебя за нее: и за душу, и за дух, и за тело.