Раскол в Ватикане?

Mar 18, 2015 21:37

Новый «Министр иностранных дел» Ватикана, архиепископ Пол Галлахер, на встрече юридических консультантов европейских епископатов в Братиславе вступил с программной речью, посвящённой Европе.




REGNUM сообщает:

«Министр иностранных дел» Ватикана указал на происхождение Европы, вспомнив легенду о похищении финикийской царевны Зевсом, который принял облик белого быка и перенес азиатскую красавицу на Крит <...>. В этом мифе заложена историческая правда: колыбель европейской культуры действительно находится в Азии. Сегодня в современном мире бык стал символом экономического богатства, продолжил Галлахер. Достаточно вспомнить бронзовые скульптуры перед Нью-Йоркской фондовой биржей <...>. Даже в наши дни, подчеркнул ватиканский дипломат, этот бык все еще может соблазнить и похитить Европу: деньги стали важнее людей. Именно об этом предупреждал папа Франциск членов Европейского парламента и Парламентской ассамблеи Совета Европы. 25 ноября 2014 года понтифик предпочел выступать не в Брюсселе, а в Страсбурге, так как это позволило ему обратиться к Совету, в котором представлены все европейские страны, в том числе Россия и Украина, Армения и Азербайджан. Он хотел подчеркнуть, что наш континент больше, чем Европейский союз. Франциск призвал членов Европейского парламента строить Европу не на основе экономики, а на «грунте» святости человека. Там, где царят экономические интересы, прибыль и рынок, бык Европы превращается в «золотого тельца», идола ложных ценностей и стремлений, заметил архиепископ.



Это не первое такое заявление официальных лиц католической церкви. Так, ранее газетой Nasz dziennik (Варшава, Польша) было опубликовано заявление Президиума Конференции польского епископата: «Европа должна строиться не только на экономических интересах, но в основном на духовных ценностях, которые создают прочную основу единства».
IAREX сообщает о позиции европейских иезуитов:

Газета Popoli (Милан, Италия) от лица европейских иезуитов предлагает будущему Европарламенту обратить внимание на следующие задачи. <...> Глобализация и преобладание финансового сектора вызывает рост неравенства. Либеральная модель обеспечивает прибыль богатым, минимизирует государственные расходы, но не способствует удовлетворению социальных потребностей населения. Национальные правительства уступают транснациональным корпорациям. Все эти проблемы, считают европейские иезуиты, требуют своего решения.

Некоторые сообщения даже заставляют задуматься: а не началось ли в Католической церкви отторжение от Европы? : "На недавнем Синоде о семье и браке группа африканских епископов выступила против внедрения жителям континента «традиций» Запада, а именно «борьбе с дискриминацией женщин или праве на сексуальное и репродуктивное здоровье» в рамках «прав человека». Все епископы однозначно подтвердили, что африканцы не хотят таких традиций и стандартов жизни."

Монолитна ли католическая церковь? Конечно нет. Станислав Стремидловский пишет:

Шаг за шагом Франциск выстраивал новую систему координат, расставляя приоритеты и акценты. <...> В его действиях прослеживалась <...> попытка объяснить миру, что в христианстве главное не то, кто с кем спит, а то, есть ли у вас крыша над головой, мирное небо и достаточно ли еды, чтобы накормить свою семью. <...> Это разделение понтификом сути вещей на первостепенные и второстепенные оказалось непонятным для части церковной полноты. Раскол прошел по границам Запада и периферии. Повестка дня для западных католиков и католиков периферийных попросту не совпадает. Если, как пишет польский портал Polonia Christiana, «воздаяние кесарю кесарева стало приоритетом немецких епископов (на втором месте стоит участие в Таинствах разведенных и гомосексуалистов)», то для Ближнего Востока - это вопросы физического выживания древних христианских общин. Когда африканский католический епископат со скепсисом смотрит на битвы своих западных католических братьев по вопросам финансирования государством абортов, причащению разведенных или однополым бракам, это не просто потакание, как считают иные «прогрессивные журналисты», настроениям своей паствы. Епископы знают, что лихорадка Эбола лечится дорогостоящими лекарствами, хорошим питанием и чистой водой, а не битвами за или против гей-парадов. <...>

Американский архиепископ, сосланный Франциском представлять интересы Ватикана в Мальтийском ордене, дает понять, что в Католической церкви есть разные мнения. Дело не только в противопоставлении «консерваторов» и «либералов», Запад силен, одна лишь Кельнская митрополия в Германии богаче Святого престола, ибо ее «стоимость» составляет 3,35 млрд евро в отличие от 2,64 млрд ватиканских активов.

И если церковная фронда в условиях жесткой католической вертикали пока еще вынуждена лавировать, светской прессе нет нужды скрывать мысли. "Папа явно вытягивает нас из европоцентризма, показывая, как наше мышление им глубоко ограничивается, только таким образом можно сделать реформу Церкви", - отмечает в недавней публикации польская газета Rzeczpospolita.

Оставив в стороне сомнительные рассуждения о том, что главное в христианстве, сосредоточимся на политологической стороне дела. Раскол ещё не произошёл. Но поляризация - уже есть. Разделение проходит по линии запад - периферия и вызвано отнюдь не богословскими вопросами. Разделение идёт между обезумевшим, мутировавшим западом и его периферией. Запад перестал быть собой, стал своей противоположностью. И раскол в католической церкви - лишь следствие этого процесса. Сергей Кургинян так описывает процесс перерождения Запада:

Кстати, только в постсоветский период <...> сталинский термин «низкопоклонство перед Западом» перестал восприниматься как нечто избыточное. Теперь, увы, приходится говорить о настоящем, стопроцентном низкопоклонстве. Но это низкопоклонство не может не быть низкопоклонством перед новым Западом, отрекшимся от своей истории, перед Западом постмодернизма и архаики, перед Западом, променявшим гражданство на потребительство. То есть перед Западом мутакапитализма.
Слияние России с Западом на этой основе может быть только слиянием России с мутирующим Западом и с мутакапитализмом.
Увы, приходится называть даже сторонников полноценного слияния России с Западом не элитой, а квазиэлитой. А сторонников неполноценного слияния России с Западом можно назвать только антиэлитой.
В силу раскола глобальной капиталистической формации на классицизм и мутакапитализм, в силу нарастающего конфликта между классическим капиталистическим модерном и мутакапиталистическими постмодернистскими и архаическими вывертами последних десятилетий квазиэлита в России стихийно или сознательно превращается у нас на глазах в стихийных или сознательных апологетов классического капитализма. А антиэлита в России, присягая мутакапитализму, то есть постмодернизму, сплетенному воедино с архаикой, становится либерально-фашистской. И всё больше стирается грань между либеральным и фашистским слагаемыми этой самой антиэлиты.
http://gazeta.eot.su/article/pravo-na-kislorod-okonchanie

Но вернёмся к политологическому анализу. В Ватикане сейчас существует крупный внутренний экономический конфликт (подробнее смотрите здесь - http://www.regnum.ru/news/1900520.html). Весьма вероятно, что этот конфликт приобретёт и некоторое мировоззренческое измерение. Другой фактор, увеличивающий вероятность раскола - "Исламское государство". Подходы к решению этого вопроса у Ватикана и США - диаметрально противоположные (об этом я уже писал в статьях США усиливают "Исламское государство", Ватикан и "Исламское государство" и Ватикан против "Исламского государства", Charlie Hebdo и США). Предыдущий Папа Римский, ушедший в отставку, показал, что на Ватикан давить можно. А значит, это будут делать.

Как могут развиваться события? На мой взгляд, есть два возможных сценария. Первый - запад подавит сопротивление периферии. Второй - раскол каким то образом оформиться. Будем следить за развитием событий.
Previous post Next post
Up