"Воины Бога"
Катя Адлер, “BBC Newsnight”, 7.09.2009
Израильская армия меняется на глазах. Если раньше она гордилась своим секуляризмом, то теперь ее боевые части заполняются теми, кто верит в то, что войны Израиля - это «войны Бога».
Военные раввины набирают силу. Они получают как военную, так и религиозную подготовку, и, благодаря изменениям в уставе армии, становятся сейчас частью военной элиты. Они заканчивают офицерские курсы и работают рядом с командирами. Одна из их главных обязанностей - повышать воинскую мораль и мотивацию, в том числе - на линии фронта.
В Израиле это порождает расхождение во мнениях. Должны ли бойцы вдохновляться верой служителей Господа, или же верой в государство Израиль и в защиту его безопасности?
Статус армейских раввинов очень повысился во время израильского вторжения в Газу, в начале этого года. Их деятельность порождает порой тревожные вопросы о политическо-религиозных влияниях в армии.
Нерелигиозный боец Галь Эйнав говорит, что на военных базах, в казармах и при проведении боевых операций господствует религиозная риторика. Когда его рота вошла Газу, на одном фланге шел обычный раввин, а на другом - военный рабби, рассказывает он. «Было ощущение, что мы идем на религиозную войну, вроде крестового похода. Это тревожило меня. Религия должна быть полностью отделена от армии», - говорит Галь.
«Сыны света»
Однако военные раввины, такие, как лейтенант Шмуэль Кауфман, рады этим переменам. Он говорит, что в прошлом во время войны раввины оставались в тылу. В Газе же им было приказано сопровождать бойцов. «Наше дело - поднимать боевой дух солдат. Вечный еврейский дух - от библейских времен до прихода Мессии».
Рабби Кауфман рассказывает, что, перед тем как его отряд вошел в Газу, командир приказал ему протрубить в рог - «Как Иисус Навин, когда он завоевывал землю Израиля. Это придает святости войне».
Во время операции в Газе раввины раздали солдатам сотни религиозных памфлетов. Когда это выявилось, Израиль захлестнули дебаты. В некоторых памфлетах израильтяне именовались «сынами света», а палестинцы - «сынами тьмы». В других палестинцы сравнивались с филистимлянами - ожесточенным библейским врагом евреев.
Вооруженные силы Израиля поспешили отмежеваться от этих памфлетов, однако на них стояла официальная армейская печать.
И все же руководители армии стоят на том, что военные раввины уважают армейскую этику и оставляют в стороне свои убеждения. То же самое утверждается и по поводу новой волны религиозных националистов, мобилизующихся на срочную службу в израильской армии.
«Религиозный долг»
Я побывала в еврейской ортодоксальной семинарии на Западном Берегу, возле Хеврона. Это - одна из тех религиозных школ, которые поощряют видение военных операций с точки зрения Торы. Их количество постоянно растет.
Все учащиеся этой йешивы выбрали службу в боевых частях - в то время как, согласно статистике, менее идеологически мотивированные израильтяне избегают служить в них. Об этом говорилось на первых страницах израильской прессы.
19-летний учащийся этой йешивы сказал мне, что такие, как он, религиозные солдаты могут изменить поведение армии в лучшую сторону и сделать ее «более моральной». Они верят, что защита граждан Израиля и еврейского государства - их религиозный долг. Этим командует сам Бог, говорят они. Их йешива построена в еврейском поселении на оккупированном Западном Берегу.
Если президент Обама проведет в жизнь свою политику, Израилю придется в конце концов эвакуировать большинство поселений. Эти поселения незаконны по международному праву, и палестинцы заявляют права на их территорию как на часть будущего палестинского государства. Однако для религиозных солдат Западный Берег - это часть земли, обещанной евреям Богом.
Галь Эйнав считает, что многие солдаты откажутся эвакуировать поселения. Он говорит, что проблема поселений вполне может расколоть армию, и добавляет, что сегодня многие из его офицеров - поселенцы.
«Если дойдет до конфликта между политическими приказами израильского правительства и противоречащими им идеями раввинов, поселенцы и религиозные солдаты пойдут за раввинами» - говорит он.
Угроза «джихада»
Руководящие лица армии решительно не согласны с Гаем.
Бригадный генерал Эли Шермейстер возглавляет воспитательный отдел армии. Он признает, что в прошлом были совершены некоторые ошибки, но говорит, что сейчас между армией и военными раввинами достигнуто правильное соотношение сил. Он уверяет, что повышение боевого духа солдат находится исключительно в ведении командиров армии. «Моральный код армии совершенно ясен. Мы судим о солдате с точки зрения этого кода. Никто не может сочинить нового морального кода - и уж конечно он не будет религиозным».
Однако предшественник генерала Шермейстера на этом посту, генерал Нехемия Даган, говорит об очевидных и тревожных тенденциях в вооруженных силах. По словам Дагана, то, что происходит сейчас в армии, значительно опаснее, чем могут вообразить большинство израильтян. «Мы, солдаты, всегда должны были быть способны отодвинуть в сторону собственные воззрения, чтобы выполнить свой долг. Однако теперь это уже не так.
Нельзя, чтобы солдаты на поле битвы вдохновлялись религиозным авторитетом. Если это происходит, это джихад. Я знаю, что некоторым людям не нравится это слово, но это на самом деле то, что происходит - религиозная война. А когда война становится религиозной, наступает беспредел».
Многие религиозные евреи отвергают характер молитв, произносившихся во время израильской операции в Газе. Они говорят, что слова этих молитв искажают подлинное учение иудейской религии, как и противоречат моральному коду израильской армии.
Израильская армия день за днем действует преимущественно в районах проживания гражданского населения. Крайне важно, чье влияние испытывают солдаты. Как они будут использовать свою власть и свое оружие будет зависеть от того, кем они видят палестинцев.