Месяц со дня
убийства в Тель-Авивском гей-центре. Убийцу, конечно, не нашли (а ищут ли еще?)
Тогда у меня не было времени сосредоточиться и что-то написать по этому поводу. Предпочла выкроить пару часов, чтобы пойти на демонстрацию. Попробую сейчас изложить несколько разрозненных мыслей.
1) «Отцы и дети».
Что сразу же бросилось в глаза и больно задело - это всплывшие на свет Божий отношения «отцов и детей».
Плакатик на месте трагедии: «Мама, я хотел тебе кое-что рассказать, но не успел». Вопли в русском ЖЖ: «Да если бы мой сын оказался ТАКИМ, я предпочел бы, чтобы он умер!» Ну, в общем, сами знаете.
Мне всегда казалось, что именно об этом написан известный рассказ Кафки
«Превращение». Ребенок вырастает - и оказывается не таким, каким хотели бы его видеть родители. Это касается не только сексуальной ориентации. Сын прагматичного бизнесмена, трезвого обывателя становится непонятым художником или поэтом; дочь кокетливой, уверенной в себе, общительной женщины вырастает застенчивой девушкой-очкариком, «библиотечным червем», «старой девой». Во всех случаях это - повод для «конфликта поколений». «Я-то надеялся/надеялась, что мой сын/дочь будет таким/такой! А ты - совсем другой/другая!»
Я думаю, тут две причины: первая - бытующее отношение к ребенку не как к личности, а как к собственности - и одновременно как к тому, кто эту собственность «украл», обманув ожидания. Вторая - боязнь осуждения общества («Ах-Боже-мой-что-станет-говорить-княгиня-Марья-Алексевна!») Типа, дом у меня в порядке, машина вымытая, ухоженная. А вот эта «собственность» вдруг подкачала, не соответствует принятым нормам, что же обо мне скажут? Позор какой!
В этом смысле, конечно, ребенок-гомосексуал - тяжкое испытание для родителя, четко знающего, «как надо». Иногда - настолько тяжкое, что родитель готов от него избавиться, отречься, или любыми способами заставить его хотя бы внешне «соответствовать», лишь бы самому не пострадать и оставаться в глазах общества нормативным родителем. То, что при этом можно покалечить и судьбу, и психику ребенка, для него менее важно - моя же собственность, значит, делаю, что хочу!
Объединяет же эти две причины - родительский эгоизм.
2) Откуда берется гомофобия?
Сидели мы тут как-то с одним (гетеросексуальным) другом и рассуждали: а в чем, собственно, причины гомофобии?
Непонятно. Фобия - это страх. Но если взять гомосексуалов обоего пола как «общину», то это ведь, наверное, самая безобидная община в мире. Они никого не хотят никуда вытеснить, не пишут на стенках «смерть стрейтам!», не стремятся захватить чью-то территорию и создать там собственное государство. Так в чем люди видят опасность?
В русском ЖЖ встречаются аргументы типа: «Ах, так ведь и деторождение прекратится!» Но, особенно учитывая, что они исходят большей частью от бывших советских людей, это тоже удивляет. В Союзе к деторождению отношение было совсем не поощрительным. От беременной женщины ожидалось, что она будет стесняться своего живота и прятать его под всевозможныи балахонами. Мамаша с коляской, явившаяся в какое бы то ни было учреждение, или даже просто за покупками в магазин, неизбежно натыкалась на чье-нибудь злобное «Нарожали тут!». Об отношениях к роженицам в роддомах тут уже не раз писали, а я так и вспоминать не хочу. Так с чего это все вдруг озаботились деторождением?
Причем особенно злобствуют мужики, и особенно - в отношении мужчин-гомосексуалов, а не лесбиянок. Почему бы это?
Друг мой в процессе этих разговоров вдруг и говорит: «Ты знаешь, ну, я, конечно, не гомофоб, во всяком случае, мне хочется так думать... но вот у нас на работе есть один человек, он, кажется, гомосексуал. И вот я поймал себя на том, что если бы он ко мне прикоснулся, мне было бы неприятно. Потому что ведь он мог ко мне прикоснуться не просто так, верно? Я, как бы, почувствовал бы, что кто-то мной воспользовался - получил от меня удовольствие сексуального толка без моего согласия и участия! Но, может быть, я неправ? Я стараюсь не показать, что избегаю его прикосновений...»
И вот тут у меня, что называется, «нафаль асимон» (для не понимающих иврит - «провалился жетончик», как в телефоне, то есть, возник какой-то ответ изнутри). Я его спросила: «Послушай, а как ты думаешь, что чувствует женщина, когда к ней вот так вот «ненароком» прикасается мужчина? А ведь у каждой женщины есть такой опыт! Между тем, это считается как бы нормальным. Никто, даже сами женщины, не чувствует потребности вот так сидеть в полусумраке, как мы с тобой сейчас, и, смущаясь, объяснять: «Нет, я совсем не мужененавистница... но почему же его прикосновения мне так неприятны? Я стараюсь не показать, что я избегаю...»...
Так может быть, говорю, в этом и фишка? Мужик-гомофоб, наверное, просто боится оказаться в роли женщины! Как бы - стать на какой-то момент женщиной, не приведи Господь! Потому что он так привык, что инициатива принадлежит ему, а тут вдруг кто-то другой хочет от него сексуального удовольствия, и этот другой - мужчина! А он тогда - кто??? Страшно ведь - мир закачался...
Муж мой, кстати, согласился, что это может быть хотя бы одной из причин мужской гомофобии.
3. Кстати, о женщинах - и о «гордости»
Я бы, во-первых, назвала бы эти парады не «парадами гордости», а «парадами собственного достоинства» (это еще один смысл слова «pride»). Мне их идея совершенно понятна - люди решились выйти и сказать: «Да, мы вот такие, принимайте нас такими, какие мы есть». И при этом их «месер» (message) - любовь, а не ненависть. Так в чем проблема?
А ведь когда-то считалось, что и женщиной быть стыдно. Помните, в «Подростке» у Достоевского, да и в «Крейцеровой сонате», как осуждаются все части туалета, призванные подчеркнуть женственность? «Как это неприлично - иметь грудь, иметь попу, так отличаться всем этим от нормативного гражданина-мужчины!» Представляю себе, что должны были ощущать, и какую реакцию вызывать, первые феминистки и суфражистки, ходившие демонстрациями по улицам! Ну, чем тебе не «парад гордости»? «Женщины, вместо того, чтобы либо работать на кухне, либо служить украшением гостиных, вдали от посторонних глаз, вот так вот скопом гуляют по улицам! Приличный человек не знает, куда глаза девать! Да сколько их развелось! Да так они, чего доброго, и детей рожать откажутся!» И т.д., и т.п. Похоже ведь, правда?
4. Личная благодарность Петру Ильичу
Я считаю, что мне повезло - на заре молодости попалась мне в руки изданная когда-то «Академией» книжка «Дневники и письма Чайковского». Помню, при чтении ее меня обуревали два чувства - жалость к нему и стыд за общество.
Ну, как не пожалеть человека, которому ЗАПРЕЩЕНО реализовать свои самые естетвенные права - право любить и быть любимым, право на сексуальное удовольствие, право жить, не скрываясь, осознавать и выражать самого себя?
(Не говоря уже о том, что в те времена он и сам не понимал, что с ним такое происходит - женился даже, чтобы быть «как все», разбив этим жизнь и себе, и своей жене, которая, бедняжка, ведь не могла смириться с тем, что в ней что-то не то, раз муж не испытывает к ней влечения...)
И как не возмутиться лицемерием и потребительским отношением общества, желающего получать удовольствие от его музыки - и в то же время не готового принять его таким, как он есть!
Так и помню себя, на даче, с книжкой в руках и с постоянной мыслью - как же так, человек доставил своей музыкой столько радости миллионам других людей - а сам при этом был ТАК несчастен, и ведь НЕИЗЪЯСНИМО несчастен, даже несчастьем своим поделиться было для него табу...
И вот теперь приходится дрожать за подруг-лесбиянок. Сознавать, что вот так вот, любая из них ходит по лезвию ножа, просто потому, что родилась не такой, как кто-то считает нужным. И этот кто-то со своим долбаным ружьем гуляет на свободе.
А я люблю, когда люди любят друг друга. И мне совершенно все равно, что и как при этом они делают в постели.