Я уже писала несколько раз о
семье Абу Аид из Лода - о том, как им разрушили дома, как они устраивали демонстрации протеста и
как комиссия Кнессета обсуждала травмы, наносимые детям при разрушении их домов.
Я хотела написать сначала "слежу за развитием событий в семье Абу Аид", но это было бы неточно, потому что никакого развития событий не было (и нет). Несмотря на еженедельные демонстрации, обсуждение в Кнессете и разнообразные попытки разных организаций что-нибудь сделать, семья с многочисленными детьми так и продолжает жить в палатках, среди развалин своих домов.
Но некоторое время назад произошо следующее. Пришла полиция и предъявила указ о разрушении... палаток: мол, уберитесь отсюда куда-нибудь сами, не то мы придем и уничтожим ваши палатки. Видимо, это и послужило толчком к тому, что престарелая мать семейства, Сафия Абу Аид, решила пустить в ход последнюю карту. В очередной беседе с
журналисткой из "Ха-Арец" Шай Гринберг она призналась, что сотрудничала с израильскими "силами безопасности", донося им на своих единоплеменников, - по ее словам, "у кого спрятано оружие, кто хочет устроить "балаган"... Именно за это сотрудничество ей был в свое время пожалован участок земли в Лоде и домик в одну комнату, в котором она и должна была коротать свои дни с мужем и девятью детьми.
Сафия - бедуинка родом из-под Рафиаха в Газе. По этой женщине, по ее душе и телу прошли, кажется, все политические конфликты нашего региона, не говоря уж о постоянной необходимости противостояния женщины власти мужчин. Сначала это был неиссякаемый конфликт между египетскими властями и бедуинами окраин: "Эти собаки египтяне, - говорит Сафия, - они пытали моего отца, пока он не ослеп... вскоре он умер... так что когда пришли (в 1956 году) израильтяне, я радовалась!"
Однако приход израильтян ознаменовал собой конфликт более глобальный - между остатками колониализма и местными жителями. В то время как юная Сафия радовалась приходу израильтян и поила их водой, ее соплеменники-бедуины возненавидели их как очередных завоевателей. Вернувшись домой после братания с пришельцами, Сафия услышала, как ее дядя грозится убить ее. Тогда с наступлением темноты - и комендантского часа - Сафия убежала к солдатам-израильтянам, ища у них спасения.
Ее действительно приютили - но не просто так, а завербовав на секретную службу. Позднее, когда операция "Кадеш" начала свертываться, ее вместе с другими "маштапами" (коллаборационистами) переправили в Израиль, но так как она была молодой девушкой, не послали ее в общий с мужчинами лагерь, а отослали к одному из сотрудничавших с армией бедуинских шейхов под Беер-Шевой. Шейх немедленно решил выдать ее замуж за своего родственника. Тогда она опять сбежала и явилась к ответственному за нее офицеру-еврею. Некоторое время она жила в семье его командира, Якова Нахмиаса, где говорили по-арабски, помогала его жене по дому и вязала чепчики и распашонки для их новорожденного младенца (корреспондентка нашла эту жену и выяснила, что все названные Сафией имена военных, которым она поставляла информацию - подлинные).
Потои пришли другие офицеры и отвезли ее на север страны, в черкесскую деревню, где опять-таки препоручили шейху. Тот в свою очередь нашел ей жениха, и теперь уже Сафия согласилась и отправилась вслед за мужем в его дом в другой деревне возле Кинерета. Там родился их первый сын.
Через какое-то время по деревне поползли слухи о том, как Сафия работала на израильскую армию в Газе, и она снова обратилась к Нахмиасу. Через некоторое время явились военные и отвезли ее с мужем и ребенком в Лод. Ей дали участок земли для прокорма и домик в одну комнату, куда вместе с ними поселили еще пятерых "маштапов", со временем разъехавшихся кто куда.
Сафия думала, что вот, наконец, кончилась ее кочевая и зависимая жизнь, есть свой дом, своя земля, и все проблемы позади. Она работала на своей земле, дававшей неплохие урожаи, и рожала детей. Но проблемы только начинались.
Когда она получила землю, Земельного Управления Израиля еще не существовало. Когда же оно возникло, то быстро выяснилось, что документы о праве Сафии на землю были изначально составлены неверно. К тому же, не умея толком читать, она подписала договор, по которому она могла только лишь обрабатывать свой сельскохозяйственный участок, но ничего не строить на нем - даже сельскохозяйственных сооружений. Поэтому первые же постройки - сарай для инвентаря, чулан для собранных овощей и парник - были уже незаконными, и она начала получать предупреждения и указы о разрушении.
Ее муж взял вторую жену, явился с ней и новым ребенком к Сафии и построил им отдельный домик - первое незаконное жилье на участке. Тем временем власти решили, что все не просто так, и заставили семью платить арендную плату за "дарованное" жилье, и продлевать договор каждый год. Правда, им разрешили купить смежный участок земли, тоже сельскохозяйственной. Правда, через некоторое время часть этого участка у них конфисковали, чтобы сделать стоянку при соседнем кладбище...
Потом власти решили вообще выселить семью и переселить ее в дома, которые предполагалось построить для "хороших арабов" в районе "Ракевет-Лод". Но только семья примирилась с мыслью о переезде и начала сворачивать свое хозяйство, как власти передумали строить эти дома. Так и осталась семья на ограниченно собственной земле, в ограниченно собственном доме. О них как будто забыли, и постепенно сыновья, вырастая и женясь, строили себе дома на материном участке... Остальное мы знаем.
Такую вот нескушную жизнь получила сексотка израильских сил безопасности за свою службу. Дети же ее и внуки и вообще остались без крыши над головой. А теперь еще и это ее признание, повергшее в смущение семью и в некоторый шок - помогающих ей активистов. Активисты-то оправились и порешили, что, как бы то ни было, негоже детям оставаться без жилья и борьбу надо продолжать, но вот сама семья в растерянности и не спешит возобновлять демонстраций...
Мораль же всего этого проста - если кто все еще думает, что арабы "заслужили" дискриминацию своей нелояльностью "еврейскому государству", то история семьи Абу Аид еще раз доказывает - арабы "провинились" перед Израилем уже в том, что родились арабами. Даже если они преданно служили его святая святых - армии - рискуя в лучшем случае оказаться изгоями в собственном обществе, то в тот момент, когда кто-то решил, что они представляют "демографическую проблему", все их заслуги исчезают - остается только то, что они - арабы...
Закончить хочу цитатой из статьи. Додик Шошани был начальником отдела по делам бедуинов в Земельном Управлении и считается специалистом по истории бедуинов в Израиле. С семьей Абу Аид он не знаком, но зато ему ему известна система обустройства "маштапов". Он говорит: "Устройством дел своих помощников занимались сами офицеры разведки - они должны были позаботиться о получении теми израильских документов, о предоставлении им жилья и земли, с которой те могли бы кормиться. И все зависело от каждого конкретного офицера: были такие, которым действительно помогали, а других передавали из рук в руки, и их дела оказывались запущенными. После того, как старшее поколение [офицеров] ушло, нет никого, кто бы позаботился [об этих семьях], и мы от этого еще пострадаем... Ведь в их обществе знают, что их родители сотрудничали с солдатами и подвергали себя опасности ради Израиля, но вместо того, чтобы позаботиться о нормальном жилье для них, их детям разрушают дома. Так заставляют их детей и внуков ненавидеть государство".