Первый мегрел на деревне

May 07, 2024 21:12

Читатель уже мог заметить по предыдущим публикациям, что я пытаюсь максимально закрыть главу, посвященную главам ГССР раннесоветского периода, чтобы остались двое - Эдик с Патефоном. Нынешний герой проекта "Илитка" оказался первым уроженцем Мегрелии, добравшимся до поста первого секретаря компартии Грузии. Вторым станет Лаврентий Берия и больше мегрелов в руководстве Грузии не будет аж до 1990 года, когда до власти доберется бесноватый Звиад. Но обо всем по порядку.


Самсон Андреевич Мамулия родился в 1892 году в селе Поцхо Сенакского уезда Кутаисской губернии (сегодня это Сенакский район Мегрелии). Кем были его родители, я установить не смог. Нет информации и о том, где учился Мамулия. Вообще после его рождения наступает огромный пробел аж до 1915 года, когда молодой мегрел всплывает на Северном Кавказе, а именно в городе Нальчик. Там он в возрасте 0,23 лигачей основывает грузинскую школу и становится ее директором. Рискну предположить, что в университет Мамулия таки ходил, но в какой именно - неизвестно. А еще странно, зачем Нальчику нужна была грузинская школа, ведь обычно за пределы нынешней Северной Осетии грузины почти не выбирались.

UPD: Нашел фотографию, датированную 3 мая 1915 года, где в описании указано, что на ней изображено освящение грузинской школы Нальчика. Самсон Мамулия в белой рубахе виден во втором ряду за спиной мальчика.


В 1917 году молодой директор грузинской школы города Нальчика Самсон Мамулия вступает в РСДРП, явно после февральской революции. До июня того же года он занимается революционерством на Северном Кавказе, а потом переезжает в Грузию. Как мы знаем, в 1918 году власть в Грузии берут в свои руки меньшевики, а через 2 года они высылают Мамулию из ГДР в Азербайджан. Очутившись в Баку, он начинает работать в наркомпросе Азербайджана, а потом в редакции бакинской газеты "Коммунист".

После советизации Грузии в конце февраля 1921 года Самсон Мамулия возвращается в родные места и становится ответственным секретарем Сенакского райкома партии. Там он работает до начала 1922 года, а затем переезжает в Тбилиси, где его ждет пост секретаря ЦК компартии Грузии. Но там Мамулия долго не задерживается, уже в марте 1922 года он лишается этой должности. Педивикия утверждает, что с марта 1922 года и до 1929 года о нем нет никакой информации. Это не так - 6 сентября 1924 года первый секретарь Закавказского крайкома РКП (б) Александр Мясников (который на самом деле Мясникян из Нахичевани-на-Дону, разбившийся в авиакатастрофе близ Тифлиса 22 марта 1925 года) сообщает Молотову и Дзержинскому следующую информацию:

На № 450/ш. Сведения, полученные Вами от ГПУ, неправильны. Махарадзе в плену не был, Мамулия вчера был выпущен бандитами, Рубен и Стуруа пока еще находятся у бандитов.

Приняты все меры для того, чтобы отбить их во что бы то ни стало.

То есть Самсон Мамулия принимал участие в подавлении восстания 1924 года и был захвачен мятежниками вместе с Георгием Стуруа, а затем они отпустили Мамулию. Вполне возможно, что вот эта фотография была сделана в то самое время, когда Мамулия ходил подавлять восстание.



Есть еще одна фотография, датированная 1924 годом, где запечатлен Самсон Мамулия и его сын Гиви. О судьбе Гиви Самсоновича Мамулии известно лишь то, что он умер в возрасте 0,14 лигачей.



Потом в биографии Мамулии снова наступает пробел до января 1929 года, пока он снова не понадобился Орджоникидзе:

п. 23: Просьба т. Орджоникидзе об откомандировании в распоряжение ЦКК‑РКИ на два месяца т.т. А. Г. Караева, С. Мамулия, А. Азатяна,Затонского, Ибрагимова Ш., Досова, Икрамова и Таболова.

Удовлетворить.

Чуть позже Мамулию назначают ответственным секретарем Аджарского обкома партии. На этой должности он пробудет до мая 1930 года, а затем перебертся в Тифлис, снова заняв пост секретаря ЦК компартии Грузии, как это было в 1922 году. Но и в этот раз он просидит там недолго - меньше месяца, став в июне 1930 года вторым секретарем ЦК компартии Грузии. Уже в ноябре того же года Мамулия становится главой ГССР вместо революционера, карателя и креативщика Левана Гогоберидзе.



24 февраля 1931 года Закавказское ГПУ доложило о напряженной ситуации в Гудаутском районе Абхазии, вызванной нежеланием местных крестьян вступать в колхозы и партийные организации, а еще они требовали разрешения выехать в Турцию (!).

По сообщению тт. Мамулия и Лакобы из Гудауты от 23 февраля, сход села Дурипш продолжается, количество собравшихся доходит до 2000 человек, принимают участие женщины. Сход решил принять присягу. С этой целью 23 апреля двинуться в Чандари - священное бытовое место. Сход намерен предъявить власти требования: отменить коллективизацию, заготовки, контрактации, ликбез, всеобуч, самообложение, деление крестьян на бедняков, середняков, кулаков, запретить парткомсомольские организации, разрешить выезд в Турцию.

Решать данную проблему ГПУ предпочло с помощью еще одного уроженца Абхазии, но не из Гудаутского района, а Сухумского:

Наши мероприятия:

1) на место 24 февраля выезжает тов. Берия с группой чекистов, 2) создана политтройка в составе тт. Мамулия, Лакоба и Берия, 3) 24 февраля в Сухум перебрасывается 240 штыков 8-го полка, 50 штыков 40-го ЭПО, 2 бронемашины из Ганджи, возвращаются 45 штыков из Сухумской комендатуры. № 5054.

Через полгода Кагановичу пишет сын горийского сапожника и очень сердится из-за того, что во главе ГССР стоят негодные кадры, одним из которых является Самсон Мамулия

Самое неприятное впечатление производит Мамулия (секретарь ЦК Грузии), который по неизвестному мне праву замещает Картвелишвили. Комическое впечатление производит предСНК Грузии Сухишвили - безнадежный балбес. Прямо удивительно, что оба эти типа рекомендованы Серго.

Если не вмешаемся в дело, эти люди могут по глупости загубить дело. Они уже испортили дело с крестьянством в Грузии, в Азербайджане. Без серьезного вмешательства ЦК ВКП Картвелишвили и вообще Заккрайком бессильны улучшить дело, если считать, что они захотят улучшить дело.

Как быть?

Надо:

1) Назначить теперь же на конец сентября (к моему приезду) доклад в Оргбюро Заккрайкома, Грузцека и Аз[ербайджанского]ЦК о положении дел;

2) Прочистить их хорошенько на заседании Оргбюро и снять ряд лиц типа Мамулия;

Через пару недель Каганович пишет в ответ, что политбюро приняло во внимание сталинские пожелания:

Картвелишвили мы утвердили первым секретарем Грузии тут же по получении Вашей телеграммы. Это решение подходящее, особенно на данной стадии, пока не выдвинутся свежие люди.

Что касается Мамулии, то его понижают в должности - он становится первым секретарем Тифлисского горкома партии. Там он работает до октября 1931 года, после чего лишается и этого поста, а затем переезжает в Москву учиться в институте красной профессуры. Пока Самсон Мамулия ходит на лекции, в августе 1932 года Сталин снова пишет Кагановичу о том, насколько негодным оказался Мамулия:

Присматриваясь к закавказским делам, все больше убеждаюсь, что в деле подбора людей Серго - неисправимый головотяп. Серго отстаивал кандидатуру Мамулия на посту секретаря ЦК Грузии, но теперь очевидно (даже для слепых), что Мамулия не стоит левой ноги Берия.

Когда именно Мамулия закончил учебу в институте красной профессуры, точно неизвестно, возможно в 1934 или 1935 году. Но известно точно, что после окончания учебы он остался в Москве и получил должность заместителя завсектором в институте Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП (б). В мае 1937 года Самсон Мамулия снова становится отцом - у него рождается сын Гурам, а через 2 месяца его арестовывают. В октябре 1938 года бывший доцент Ян Ронис сообщает на допросе, что Мамулия был в 1930-х годах заведующим учебной частью вечернего отделения ИКП и состоял в правотроцкистской контрреволюционной организации. Впрочем, самому Мамулии эти показания никак навредить не могли - 14 ноября 1937 года он был расстрелян в Тбилиси, ему было 0,45 лигачей.

Зато из протоколов допроса Берии и Кобулова известно, как именно проводил свое время в тюрьме бывший глава ГССР. Вот протокол допроса Кобулова от 26 августа 1953 года:

Касаясь конкретно дела на арестованного бывшего секретаря ЦК Грузии Маму-лия, Надарая показал:

«Во время следствия Мамулия жестоко избивали. Я помню, что в течение 7-8 дней его заставляли стоять с привязанным столом с грузом.

Когда он падал, его поднимали и снова заставляли стоять. Когда Мамулия с привязанным столом стоял несколько суток в кабинете следователя, почти ежедневно к нему заходили Кобулов или Гоглидзе».

В 1954 году генпрокурор СССР Роман Руденко пишет, что таким образом из Мамулии выбили обвинительные показания на другого советизатора Грузии Ивана Орахелашвили:

Так, на основании показаний арестованного Мамулия был заключен под стражу б. секретарь Заккрайкома ВКП(б) Орахелашвили, от которого Кобулов и Кримян добились клеветнических показаний в отношении С. Орджоникидзе и ряда других лиц.

Прошло еще 2 года и в феврале 1956 года Самсон Мамулия вместе с оговоренным им Орахелашвили были посмертно реабилитированы. Что касается его жены Анны Филипповны Мамулия, то в июне 1938 года НКВД СССР приговорил ее к 5 годам в Гулаге, которые она отсидела почти полностью, освободившись в сентябре 1942 года. А сын Гурам Самсонович Мамулия учился в школе №39 города Тбилиси, вот он на фотографии 1955 года с одноклассниками:



В 1960 году Гурам Мамулия закончил исторический факультет ТГУ и занялся научной деятельностью, а также диссидентством. В 1973 году он стал завкафедры истории ТГУ, в 1981 году был исключен из партии за протесты против арестов диссидентов, а в 1983 году был уволен из ТГУ, так как опубликовал статью с критикой Георгиевского трактата.



Затем Мамулия начал страдать тем, чем любят страдать многие грузинские националисты - искать грузин там, где их нет. Но если обычный грузинский националист любит записывать в грузины турков из приграничных с Грузией регионов либо ферейданцев, то Мамулия решил защищать права турков-месхетинцев, за что в 1990 году был сильно избит националистами другого жанра, которыми были звиадисты. После краха режима Звиада и второго пришествия Эдика Мамулия-младший стал депутатом парламента Грузии, в 1996-2001 годах был главой службы репатриации министерства по делам беженцев и расселения, а затем стал вторым секретарем посольства Грузии в России, где и умер 1 января 2003 года. Еще в 1998 году Гурам Мамулия был одним из основателей Международного Черноморского университета в Грузии, за что был объявлен проводником турецких интересов в стране.



Что касается внука главы ГССР, то Георгий Мамулия пошел по стопам отца и тоже стал историком. Он изучает грузинскую эмиграцию (one trick pony, как сказали бы многие мои знакомые по научной сфере) и как положено истинному патриоту Грузии, любит страну издалека - если быть точнее, то из Франции.



Но село Поцхо в Мегрелии было знаменито не только этими представителями фамилии Мамулия. Был еще и Ясон Иванович Мамулия, родившийся в 1894 году там же. В 1931 году он был членом бюджетной комиссии ЦИК СССР от ЗСФСР, а в 1937 году его тоже расстреляли. Возможно, он был родственником Самсона Мамулии, внешне они очень похожи.



Про другого мегрела и его 7 лет руководства Грузией я тоже напишу со временем. Но перед этим надо еще двух первых секретарей эпохи ранней ГССР исследовать детально.

А ю лаки мен! ты живешь наверху, чисти вилкой!, 5БВ, КБД, почитать принес, потребляй и блядствуй, все хотят наебать, элитная блядва, обосрался в костюме клоуна, чай "Липтон"-греческая смоковница, ЗС

Previous post Next post
Up