второе: Выбор. Рабочие заместо капиталиста не только коллективно решают, что производить, это записано Советами в План. Но и обладают, как у капиталиста, ВЫБОРОМ: а производить ли и что конкретно им самим (из того, что есть в Плане). Вы скажете: в любом случае они ограничены Планом. Однако, сам капиталист откуда знает, что можно производить? Это диктует ему царь Рынок. Единственное, что он может сделать - выбор, что из востребованного на рынке произвести. Или отказаться, если решит, что невыгодно.
Так и трудовой коллектив может взять на себя определенную работу (вместе с ответственностью за её результат), а может не брать. План из Советов передается в Исполнительную Подсистему (ИП), которая состоит из работников. Опять же, как Советы это не парламент (буржуазный законодатель), а органы планирования на основе общественных потребностей, так ИП это не полиция (буржуазный исполнитель законов), а всего лишь множество свободных производителей. Свободных от капитала.
Как выглядит коммунистическая артель? Это (временный) коллектив работников, берущихся за определенную работу. Важнейшее её отличие - отсутствие капитала. Раз нет капитала, то не может быть и конкуренции товаропроизводителей, что и есть самая суть капитализма.
Поэтому артель временная, ничто насильно не удерживает работников (кроме знакомств и опыта), нет никакой давлеющей над ними сущности в виде капитала артели. Фразу МиЭ следует уточнить: коммунизм это свободная от рынка ассоциация свободных от капитала трудовых производителей. А то свободные от плана (общественных ограничений) производители с капиталом это вообще-то капитализм.
Смешинка же предлагает "лихую революцию" в виде немедленной приватизации заводов в руки рабочих, что немедля превращает их в коллективного капиталиста, который будет конкурировать с другими товаропроизводителями, а приватизированный завод - это капитал, который как золотое Кольцо на шее у Фродо, доброго хоббита, несущего его уничтожить, начнет перерождение рабочих в их противоположность - злого хозяина Кольца. Вот такая якобы "диктатура пролетариата" в виде ассоциации капиталистов предлагается нам анархисткой. Боюсь, однако, что до всякого перерождения отсутствие ограничений просто приведет к войне всех против всех (конкуренция-то никуда не делась за приватизированное добро).
третье: Самостоятельность Производителей. Перейдем к следующему вопросу. Вот трудовой коллектив выиграл конкурс и стал исполнителем определенной части производственного Плана. Тут он получает ту же внутреннюю свободу, что и у капиталиста. КАК ИМЕННО производить, решает он сам, а вот рабочих заставляет с помощью надсмотрщиков (менеджеров). Но в нашем случае хозяина и его надсмотрщиков больше нет. Трудовой коллектив имеет четкое задание. На этом менеджеризму конец. От-мер-ло. Работники берут на себя их функции.
Вспомним споры Сколова с Булгатом и теорию руководителя при социализме. Интересный вопрос (на который ещё Энгельс с Марксом отвечали). Имеется ли в трудовом коллективе вожак? Да, ибо это десятки человек и им нужно избежать конфликтов. Даже в коммунистических отрядах у Макаренко были командиры, ротируемые по кругу. В случае артели это её директор (участники избирают его). Но капиталистом он не является в силу полного отсутствия в артели капитала. Никакой другой иерархии нет, все остальные участники равны и могут потому диктовать свою волю директору (не работаем). Берет ли директор на себя функции менеджера? Если коллектив из сознательных рабочих самоуправляется, то нет, он в роли диспетчера, а иначе ему приходится. Таким образом, ситуация зависит от конкретного коллектива. В любом случае, артель временный коллектив, а значит директор не является несменяемым.
На этом фоне смешно требование Смешинки о праве отзыва представителей. Нужно не пустое потенциальное право, а постоянная ротация, причем не по желанию работников (а то вдруг им лень сменять руководство той же артели), а железное правило сменяемости. Закончился проект - по-любому освободи место директора. Другой (опытный) рабочий подал заявку - и стал директором нового коллектива.
Просьба временно репостить (и комментировать, лайкать). Спасибо.