Тем, кто собрался поступать в Самарский филиал ВГУВТ, чтобы стать судоводителем, и родителям будущих студентов давайте попробую рассказать немного о специфике учебного заведения.
Фото
Вася Ложкин и его котикиДля того, чтобы избежать в скором будущем разочарования, в фразе "собрался поступать в Самарский филиал ВГУВТ, чтобы стать судоводителем" рекомендую сначала заменить "чтобы" на "или"..
Определитесь: "собрался поступать в Самарский филиал ВГУВТ" или "собрался стать судоводителем".
Сегодня связь между этими словосочетаниями не совсем прямая.
Потому что разочаровавшиеся, не мотивированные на обучение студенты - беда для них самих, для судоходной отрасли и для преподавателей.
Сложно работать со студентом, который учится с мыслью "просто получу диплом об образовании, а там будь что будет. Но не на флот."
И тем, кто после года-полутора лет обучения забрал документы, тоже потерянных лет не вернуть. Профессионалами по этой специальности они уже не станут, по другой - полученные знания не пригодятся.
Нет, это не про
День открытых дверей в Самарском филиале ВГУВТ.
Хотя и не в противовес.
Администрация заинтересована в привлечении обучающихся.
А я, как преподаватель (и это моя личная инициатива), - заинтересован, чтобы обучающиеся не уходили, разочаровавшись. Или не сидели "молчаливыми гирями", высиживая диплом.
Но если писать про все и сразу, то слишком много информации и долго вникать.
И некоторые мелочи, очень значимые, замыливаются или становятся уже запоздалыми и неактуальными из-за развития событий.
Поэтому пусть все будет "в порядке релевантности", как теперь модно называть выбор наиболее актуальных по времени и по важности темы.
Для тех, у кого возник резонный вопрос "Зачем?" отвечаю.
К тому, что происходит в Самарском филиале ВГУВТ третий год (я называю "метастазы", потому что ситуация не стоит на месте..), я не хочу иметь отношения по этическим соображениям и по своей системе моральных ценностей.
Но
уходить, не пытаясь что-то изменить как-то .. Я всё-таки попытаюсь.
И чтобы быть объективным, используется максимум информации из открытых источников, в том числе заверенных нотариально на случай исчезновения или переделки информации "задним числом".
Насчёт "выноса сора из избы", то в Евангелие от Матфея написано:
Начну со специфики - о практике.На сайте
Самарского филиала ВГУВТ есть
Федеральный государственный образовательный стандартВ котором написано:
"Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам - 104 нед.
Учебная практика/Производственная практика - 55 нед.
Промежуточная аттестация (сессии) - 7 нед.
Государственная итоговая аттестация (выпускная квалификационная работа) - 4 нед.
Каникулы - 29 нед."
Правда есть нестыковочка - в стандарте написано "Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения 4 года 10 месяцев",
а на сайте
Самарский филиал Волжского государственного университета водного транспорта - "Срок обучения: 4 года 6 месяцев".
Это внесено изменение в государственную программу подготовки. И вновь поступающие будут получать диплом на четыре месяца раньше.
Как бы там ни было, но в учебном году 2021-2022г. второкурсники уйдут а учебную практику на 9 недель (с 18 мая по 19 июля.
Каникулы у них всего за весь учебный год - 8 недель.
Третий курс судоводителей пробудет на производственной практике, если по учебному плану - на 15 недель третьего курса + 6 недель в начале четвёртого курса = 21 неделя (с 18 мая по 12 октября).
Каникулы за весь учебный год - 8 недель.
Четвертый курс судоводителей по календарю должен быть на практике с 8 июня по 31 октября. - 21 неделя
Каникулы у них - всего 11 недель в календарном году. Дипломную работу пишут
Фактически - практика больше, каникулы меньше.
Потому что на флот отправляют сразу после весенней сессии, которая заканчивается 6 апреля.
Незаконно? Долго? Морально ломаются студенты, выбитые из круга общения?
- Да, незаконно. Да, морально ломаются. И не первый год.
Но сейчас - не об этом. Пока не об этом.
Объявление у двери кабинета заведующего практикой. В цоколе, напротив туалетов. Чтобы никто не сказал, что не видел (в туалет все ходят). Самарский филиал ВГУВТ, корпус 2, Самара, ул.Неверова
Неспроста даже просто по стандарту 40% времени обучения студента не будет дома.
А фактически гораздо больше. Но это уже "местная самодеятельность" Самарского филиала ВГУВТ.
Дело в том, что диплом об окончании образовательного заведения по специальности "судовождение" ... еще не даёт права работать судоводителем.
Диплом об образовании и приложенные к нему еще несколько документов дают право на получение рабочего диплома.
А вот рабочий диплом - речной или морской - это уже и есть документ на право занятия должности.
И для того, чтобы его получить надо, как минимум, приложить к диплому справку о плавательском цензе - справку, подтверждающую работу на реке для речного рабочего диплома и на море для морского рабочего диплома в штатной должности рядового состава.
(Кстати, с 1 марта 2022 года - в электронной форме в единой базе, не на бумаге. А то много "левых" всплывает справок.)
Для этого и нужна практика на судне после третьего и после четвёртого курсов обучения.
И тут важно объяснить понятие "практика", чтобы не сбило с толку.
Потому что с точки зрения закона об образовании - это, да, практика. На которой теоретические знания превращаются в практический опыт.
Но, - и об этом записано в
Положении о практике, - студент работает в штате, по трудовому договору, в соответствии с трудовым кодексом и другим трудовым законодательством. За зарплату.
И работает не в качестве подсобника с кем-то, а вполне себе в штате, с обязанностями и с ответственностью.
В экипаже нет лишних людей, чтобы с ним няньчиться или вместо него что-то делать.
Да, наставника закрепят на первое время. Он подскажет, покажет.. Не понял - спишут с судна.
Чтобы попасть в штат в экипаже судна надо сначала пройти проверку знаний на РКК (речная квалификационная комиссия) или МКК (морская квалификационная комиссия). Или обе вместе. И получить свидетельство речного рулевого-моториста и морского вахтенного матроса.
Это разные документы - речной и морской. И чтобы быть допущенным к проверке знаний нужно представить справку об ученическом плавательском цензе, так называемом "кадетском".
Что-то типа юнги, если для понимания далёких от флота людей. Бесплатно. Правда, некоторые судоходные компании платят "кадетам" МРОТ. Но - только некоторые.
Вот фрагменты из
Положения о практике плавательских специальностей Самарского филиала ВГУВТ с официального сайта
И чтобы не было слишком много и сразу информации - пока обдумайте, что 40-50% времени обучения студент проведёт на судне.
На каком судне?
На пятидесятилетнем или новеньком? На реке или на "река-море"?
В судоходной компании, где практикантами дорожат и думают как их завлечь дальше для карьеры или на судах, на которых студенты - это разовый "расходный материал" на одну навигацию, которого можно обмануть с деньгами, повесить чужие обязанности?
Об этом - тоже позже.
А пока только о том, что вся практика, то есть вся дальнейшая карьера студента, его мотивация, адаптация, его квалификация - всё в руках ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА.
Нет, не директора. Круче - заведующего практикой.
От этого человека зависит не только удачно или неудачно сложится флотская карьера каждого студента, но и шансы на получение рабочего диплома зависят тоже только от него.
Захочет заведующий практикой, и не попадёт студент на судно, выходящее в море, и лишится реальной вероятности получить "морской ценз", например. И все, не будет у выпускника морского рабочего диплома.
Или для решения каких-то своих задумок уговорит студента во время учебной практики не за штатом палубу мыть, а "салатики на камбузе крошить".
И зарплата, и практика. И справка о плавании и речная и морская!
Не поверит студент - наживёт могущественного врага.
Правда, если поверит, то выяснится, что справка о плавании - "левая", её в базу не внесли. Потому что практикант в "судовую роль" (штатное расписание если по-сухопутному) не вписан. (Реальная история этого года)
т/х "Алексей Толстой"
И тут уж на выбор студенту - на заочное переходить или слдеующую практику, когда все в штате будут работать, идти опять "кадетом" бесплатно..
И в прогнозе - к выпуску у студента не наберётся ни "морского ценза, ни речного".
И нет у него шансов на рабочий диплом.
А потом расскажу как морально "ломают" студентов, нарушая законы, принципы здравого смысла и интересы судоходства как отрасли (за бюджетные деньги, поступающие на обучение).
А также о том, какие нарушения есть - старые и совсем свежие, прияом вчерашние и сегодняшние - в примерах.
И что из себя представляет "всемогущий" заведующий практикой.
И почему ему всё сходит с рук и, наоборот, прилетают премии от директора и благодарности из головного университета ВГУВТ.
И почему, даже услышав или прочитав о злоупотреблении и нарушениях заведующего практикой, руководству даже в голову не приходит прочитать нормативные документы и что-то изменить..
И почему после окончания обучения большинство студентов не могут или не пытаются получить рабочий диплом штурмана-помощника капитана, ради которого когда-то поступали. А работают в рядовом составе или вообще уходят с флота.
Система!
И, конечно, планирую рассказать и показать на фото про аудитории и как проходят занятия и перемены, куда ходят студенты в обед, про транспортную доступность общественным и личным транспортом, про общежитие..
Чтобы потом у тех, кто всё-таки выбрал Самарский филиал ВГУВТ, не было неприятных сюрпризов и разочарований
Не факт, что встречу прочитавших за партой во время занятий. Но вдруг?
Если в приоритете всё-таки "стать судоводителем", учитывая что половина срока обучения - это практика, может всё-таки стоит задуматься с выбором более престижного, с высокой репутацией и высоко котирующимся на рынке труда дипломом учебного заведения по профессии судоводителя?