Замужество - это особое состояние!

Nov 18, 2012 23:48

Оригинал взят у lyosia  в Замужество - это особое состояние!

Традиционно у всех народов Свадьба - это особое и очень значительное событие. Чуть ли не самое значительное в жизни человека (похороны - не в жизни, так что не в счет). Свадебный обряд имеет значительную продолжительность (в среднем до 2-х недель, не считая предварительной подготовки) и состоит из череды отдельных обрядов, происходящих то со всеми участниками свадьбы, то только с какой-то их частью. Точное исполнение обрядов считалось залогом счастливой семейной жизни, а случайная ошибка или прерывание обряда не вписанным в него неожиданным событием, неприятная случайность (типа погасшей не вовремя свечи или встреченного прохожего) - плохим предзнаменованием. Супругов готовили к жизни в браке очень тщательно - на всю жизнь. Разводы были большой редкостью, и шли на развод в крайних случаях. Выжить в суровых природных условиях, без поддержки семьи, мужчине было трудно, а женщине практически невозможно. А хотелось-то не только выжить, а жить счастливо, в "совете да любови"...


Условия современной жизни совсем другие. Для задач выживания брак в целом перестал быть необходим. В связи с этим изменились и требования супругов друг к другу. На первый план выходят цели, связанные с душевной поддержкой и взаимопомощью. В прежнем виде свадебный обряд стал не нужен, а иногда и невозможен. Но интерес к нему не теряется, а в последнее время даже растет. Что же такого ценного есть в традиции, что не теряет ценности и в наших условиях?
Давайте присмотримся к обрядам, сопровождавшим переход девушки в состояние и положение Замужней с точки зрения психологических смыслов, не теряющих своей важности и сейчас. Для примера возьмем отдельные обряды традиционной русской свадьбы, в которых девушка-невеста проходит особенно заметные внутренние шаги.

1. Она прощается с родительским домом. Собирает и увозит из него свои вещи (приданое), разбивается посуда, из которой она ела в родительском доме, мать плачет и прощается с ней «уезжающей на чужу сторонушку», даже если эта «сторонушка» будет в той же деревне через несколько домов, и дочка сможет встречаться с матерью в дальнейшем хоть каждый день. (А изредка бывали и случаи, когда муж переходил в дом жены, но эта часть обряда все равно оставалась)
В чем смысл?
Родительский дом - это некий уклад жизни, установленный родителями и принятый девушкой на уровне привычек, негласных договоров, представлений о том, как правильно. Это некие обязательства по отношению к семье - разделенные обязанности в доме, место, которое дочка занимает в отношениях с родителями и место, которое они занимают в ее жизни. Все это - необходимо оставить, «похоронить», чтобы быть готовой выстраивать нечто совершенно новое в новых условиях построения мира с мужем. Что-то из наработанных правил и умений может быть полезным - и замечательно, это можно будет вернуть, но какие-то привычки и обычаи могут не сочетаться с потребностями и свойствами мужа. И тогда менять уклад оказывается намного легче, если с прежним уже успела попрощаться.
Иными словами - женщину, как хранительницу домашнего очага и домашнего уклада перед свадьбой освобождали от того родительского уклада и обычая, которые она хранила до этого. Чтобы ей было легче принимать и хранить другой - выстроенный уже ею самой осознанно и в согласии с мужем.

Сейчас многие психологические проблемы в молодых семьях, а иногда и причины разводов заключаются в том, что у супругов разные привычки и взгляды на устроение совместной жизни. Начинаешь разбираться и оказывается - женщина (да, в подавляющем большинстве случаев почему-то именно женщина), создав свою семью, принесла в нее тот домашний уклад, который был в ее доме (либо принесла жесткий протест против этого уклада - это по сути одно и то же) и начинает воспроизводить именно его! Совершенно не видя и не слыша при этом запросов и просьб своего мужчины и не пытаясь в чем-то идти ему на встречу. А что тут думать - она же уже знает, "как надо"... А решается череда "ужасных" бытовых и отношенческих проблем, на этом создавшихся, одним простым действием - отказом от "домашней" модели в целом. Часто слышу "Если б я знала!"...

2. Она прощается с подружками. Устраивается девичник, на котором девушка с причетом закрывает отношения с подружками, каждую одаривает, просит прощения за все. Чем обидела и т.п. При этом, как уже говорилось, она может никуда из деревни не деваться и запретов на общение с подружками у нее после свадьбы не возникает.
В чем смысл?
Не знаю, встречалось ли вам, а мне вот довольно часто - в компании несколько подружек обсуждают недавно вышедшую замуж - «ну вот, замуж вышла - и пропала, забыла нас, не нужны мы ей стали, вернуть бы те времена, когда были вместе и было так хорошо!». Говорится это обычно с разной степени, но всегда хотя бы тенью обиды и упрека… Потому что - ушла не попрощавшись, не обозначив и не отметив свой уход. И это - обидно! А она не может не уйти - цели стали другими! Ей теперь не болтать и кокетничать, «хороводиться» хочется, а семью выстраивать, в которой ей жить дальше долгую жизнь. Это же работа не меньшая, чем дом физический построить - стены, крышу, пол, коммуникации, мебель. Все то же самое, только на невещественном уровне… Тут не до подружек какое-то время! И если девушка с ними попрощалась - то все по обычаю, они знают, что так и будет и ни она не чувствует себя виноватой, что друзей бросила, ни они ее не винят. Через год-другой, закончив устроение дома, она вернется к своим подружкам (если осталась в той же деревне), только отношения будет выстраивать уже другие - не ходить на девичьи посиделки, а общаться с теми из них, с кем хочет, и в других условиях - на совместных женских работах, ходить\звать в гости и т.п.

Не знаю, нужны ли здесь комментарии, по-моему, ситуация очень "современная". Со сменой семейного положения часто меняются интересы, и прежний круг дружеского общения и способы проведения досуга в нем перестают увлекать и радовать. И можно, конечно, просто уйти. Но гораздо приятнее, когда получается уходя, поблагодарить за приятное общество и оставить о себе добрые воспоминания.

3. Она выплакивает все страхи перед грядущей семейной жизнью. Девушка, которая на свадьбе не плакала, подозревалась в «испорченности», про нее говорили, что «если не плачет до свадьбы - после все с ней наплачутся». Чтобы избежать такой ситуации, иногда на свадьбу звали специальную женщину-«плачею», чтобы она «молодую расплакала» - своим плачем подняла в ней нужные состояния и помогла их выпустить. Если посмотреть содержание традиционных свадебных причетов невесты - там находится в разных вариантах очень подробное описание «семейного ада»: сверовь - «змея подколодная», свекор - «зверь лютый», золовки и деверя (сестры и братья мужа) - «лисы да вороны», муж - «чуж-чуженин». Соответственно, сверовь со свекром - не жалеют, работой уматывают, не любят, ругают. Деверя с золовками - ненавидят, не жалеют, строят козни. Муж - не любит, бьет, пьет, изменяет, никуда не пускает. И вот обо всем этом девушка на свадьбе должна была публично причетать, даже если жених ей на самом деле был очень даже по сердцу.
В чем смысл?
Некоторым может даже показаться, что девушка такими мыслями «программирует себя на плохое». Ничего подобного! Так бы было, если бы она держала эти мысли в себе или гнала их от себя, то есть от осознавания. В данном же случае происходит обратное - девушка заранее проживает и освобождается от всех возможных страхов перед тем, что ждет ее в новой, замужней жизни. Приходит на ум аналогия с воинской традицией Самураев, которым перед боем рекомендовалось тщательно и подробно представлять себя убитыми всеми возможными способами, для того, чтобы прожить заранее все страхи, чтобы во время битвы они не могли отвлечь или смутить дух воина. Тут похожее - если с чем-то из перечисленного (все сразу - это такая же редкость, как и полное счастье) девушка действительно столкнется после свадьбы - она не будет захвачена дополнительными к ситуации переживаниями по поводу события. Чем-то вроде - «о, как все ужасно!», «о, я же этого и боялась!», «о, за что же мне такое!». А сможет быстро оправиться и начать думать - как с этим уживаться, нет ли способов решить эту проблему, какое поведение лучше выбрать для улучшения своего положения. То есть - не потеряет ясности ума, которую обычно переживания заметно замутняют.

Слезы, плач, причет, когда они не направлены на манипуляцию ближними, могут быть прекрасной техникой проживания и освобождения от любых страхов и печалей, особенно в тех случаях, когда никакими разумными доводами успокоиться не удается, либо не возможности разрешить тягостные сомнения. Наши предки знали об этом и причетом облегчали душу в любые тяжелые моменты. Современные женщины, знакомящиеся с техникой традиционных плачей, утверждают, что она помогает даже в совсем безнадежных и безвыходных случаях и с удовольствием вводят ее в обиход практик эмоциональной разгрузки.

4. Она «покоряется» мужу. Признает его главенство в семье. Это самый больной вопрос для современных женщин, на нем придется остановиться подробнее. По ходу традиционной свадьбы обязательно есть момент, когда жена кланяется мужу в пол, разувает его, другими способами явно обозначает свое уважение по отношению к нему, его главенство, положение "главы семьи". Большинством женщин, не знакомых с традиционной культурой, такое описание узнается, как унижение достоинства женщины, чуть ли не психологическое насилие. И первый вопрос звучит примерно так: "Это что же, он теперь будет делать со мной все, что хочет, всюду командовать, а я должна, как рабыня покорная, все исполнять?". Говорится это с гневом и возмущением. И приходится долго и подробно объяснять. Что, во-первых, во все времена существовали общие правила семейного уклада, за которые мужчина не имел права выходить в своем "командовании". Поэтому полновластия над женой у него все равно не было. И да, раньше эти правила были по отношению к женщине более жесткими и даже временами жестокими и поэтому ее подчиненное положение было более уязвимым и бесправным. Но не все так просто и однозначно при этом в этом обряде. Обратите внимание - почему-то обряд выстроен именно так, мужчина женщину не покоряет! Хотя чего проще - у него есть психологическое право на ее покорность, физическая сила - чего ждать, взял бы, покорил, поработил ее сам - и порядок. Нет же, почему-то в этом обряде мужчина - принимающая сторона, а действие отдается именно женщине. Видимо - подчинения самого по себе не достаточно, или целью обряда является не совсем оно...
В чем тогда смысл?
Смысл для женщины в том, чтобы сразу, еще до начала отношений, поставить мужа "на пьедестал", в возвышенное положение. Ей самой ТАК легче его любить и чувствовать себя довольной с ним рядом, когда она может им восхищаться, уважать, одобрять то, какой он у нее. Так ей легче доверять его решениям. А его задача в таком случае - оправдать это положение и такое доверие. Причем, что любопытно, это "возвышенное положение" женщина далеко не всегда как-либо соотносит с собой, со своим положением (поэтому собственная униженность при этом - далеко не обязательна). Например, она может считать его "лучшим среди других мужчин" или просто "лучшим для себя".
А смысл для мужчины - признание женщиной его права решать семейные вопросы "за двоих" - это то основание, на котором он действительно может спокойно брать на себя ответственность за их семью. Без ее согласия он либо будет каждый раз опасаться проявлений ее "непокорности" и тратить массу сил на постоянное "покорение" во всех мелочах (что сейчас, кстати, случается во многих семьях), либо просто откажется брать на себя свою часть ответственности и предоставит женщине "тащить всю семью" на себе (тоже довольно распространенная ситуация).
Не берусь утверждать, что наши предки понимали эти смыслы так же, как говорю о них я. Но точно можно утверждать, что об этих мужских и женских свойствах знали. И знание это использовали в правилах поведения в семье.
Кроме того, признание права решать и руководить не является запретом на обсуждение, критику и высказывание своего мнения, предложений и пожеланий. Есть же народная поговорка, что "муж в семье - голова, а жена - шея". ;)

Мой вполне современный опыт работы с налаживанием отношений в семье показывает, что принятие (а иногда и специальная передача) женщиной права мужчины решать большие стратегические вопросы в семье дает обоим значительную экономию душевных сил. К тому же мужчина обычно сразу становится активнее в рамках семейных дел и включается в выполнение обязанностей, от которых прежде без постоянных нажимов жены отвлекался. А поиск и нахождение оснований, на которых женщина сможет ощущать своего мужчину величественным, уважаемым, даже достойным в чем-то поклонения - дает всплеск ее любви и восхищения, на котором оба испытывают большой душевный подъем.

Тема большая, ее можно продолжать и дальше. Но, думаю, приведенных примеров достаточно для понимания того, что замужество традиционно виделось не просто, как переезд из дома в дом или внешнее оформление отношений с половым партнером, но и как значительное изменение внутреннего состояния женщины. Это или подобное изменение может происходить и с современными выходящими замуж женщинами, несмотря на изменившиеся внешние условия и наличие более тонких душевных запросов. И традиционный свадебный обряд несет в себе достаточно много подсказок о способах и направлении изменения внутреннего состояния женщины, становящейся замужней. Эти подсказки можно использовать и в результате получать взаимное удобство отношений и радостные изменения в семейной жизни. :)

традиции, семья

Previous post Next post
Up