Писанкарство_1

Nov 16, 2012 17:50

Оригинал взят у dana_history в Мастер-класс по писанкарству. Часть первая. Лекционные занятия.
 


Для начала разберемся с основами... Писанка (классич.) - сырое яйцо с нанесенными на него знаковыми кодами.
Знаковый код - символ, орнамент, который несет в себе смысловую нагрузку. То есть писанки "в сердечко" не бывает, потому что рисунок "сердечко" в славянской культуре не несет в себе смысловой нагрузки.
Яйцо, крашенное в один цвет, называется крашенка.
Яйцо, которое покрасили в один цвет, а потом иголочкой процарапали узоры - дряпанка (какое вкусное украинское слово, не находите? =) )
А яйцо с пластиковой термонаклейкой - это не писанка. Это, господа, декупаж...


У племен, давших начало славянской народности, во времена Верхнего палеолита сложился первый крупный культ - культ поклонения Великой Матери, прародительнице всех богов. Возникновение культа Великой Богини приходится на времена матриархата, когда род считался по матери, и роль женщины в жизни общины была доминирующая. Поскольку культ - более высокая ступень развития религии, то возникли другие требования к религиозному поведению. Считается, что именно при культе Великой Матери впервые выделяется такая каста, как священнослужители (волхвы, священники). И именно в верхнем палеолите происходит смена «образа» на знаковый код. При «образном молении» охотники перед охотой изображали на стенах пещер животных, пронзенных стрелой, а позже - танцевали ритуальный танец, в котором инсценировали сцены удачной охоты. При возникновении культов подробное, реалистичное изображение животного отходит на задний план. Возникает система символов, определяющих определенные явления или силы природы. В 1974 году археологической экспедицией под руководством Валентина Даниленко были найдены росписи с элементами знакового кода, относящиеся к временам позднего палеолита. Среди символов - изображения солнца, луны, звезд, символы воды, земли и огня, а так же многочисленные изображения Великой Матери.
С развитием первобытного общества меняются и религиозные культы. На смену матриархату приходит патриархат, роль мужчины становится главенствующей, и возникает культ поклонения Свету Даждьбожему - культ Небесного Огня (примерно 10 000 лет назад). Основная концепция этого культа заключалась в вере о «гибели и воскресении Небесного Огня - Солнца трисветлого» .
С течением времени происходило развитие сельского хозяйства и ремесел. Территории, на которых жили праславянские племена, идеально подходили для развития земледелия. Праславяне вели оседлый образ жизни, и на юге Восточной Европы стала образовываться мощная земледельческая культура . На смену культу Света Даждьбожего приходит так называемый культ Рода - не столько как языческого божества, сколько как культ почитания, уважения предков, т.н. культ Домашнего Огня.
С учетом того, что при каждом доминирующем культе не только создавались наборы знаковых кодов, но и использовались предыдущие смысловые символы, нетрудно понять, почему некоторые символы имеют двойное значение. Например, крест, особенно с заломленными концами, во времена культа Света Даждьбожего являлся символом бегущего огня. Когда культ Света Даждьбожего сменился культом Домашнего Огня, крест стал обозначать землю (точка пересечения двух прямых линий - как земля, точка «отсчета», начало начал), и это его значение настолько сохранилось, что вплоть да 17 (!) века славянские города строились в форме креста.
Язык орнамента наших предков очень стойкий, основные элементы, слегка видоизмененные, дошли до нашего времени в виде узоров традиционной вышивки и орнамента росписи керамики.
Весь орнамент, который встречается на писанках, можно условно разделить на группы. Это:
- солярисные символы (символы солнца);
- символы воды;
- символы земли (и как подгруппа - символы плодородия);
- символы - обереги;
- символы-пожелания.
В отдельную подгруппу заносят писанки с изображением Матери-Богини (или, как их называют на народе - «богиньки», «берегини»), писанки с тотемными изображениями и писанки с собственными «именами» (такие, как «сорок клиньев» или «ветрячки»).
Попробуем рассмотреть хотя бы часть уже известных и расшифрованных символов.
Одним из самых древних культов является культ Матери Богини. Символы, связанные с этим культом, безусловно, являются самыми архаичными. Богиню изображали в виде женщины с поднятыми руками


Со временем рисунок упрощался, становился более схематичным. Более поздний знаковый код Богини имел такой вид:


Когда у славянских племен установилась земледельческая культура, Богиня Мать стала носить имя Берегини и ее стали почитать как защитницу домашнего очага. Символ стал еще более схематичным и больше напоминает цветок или растение, чем женскую фигуру. Такая композиция получила народные названия, такие как «княгиня», «кучери», «косицы», «качур», «крылья».




На смену культа Матери Богини пришел культ Света Даждьбожего - культ Небесного огня. В это время образовалась большая группа солярисных символов. Солнце изображали в виде круга, в виде трех скрещенных линий с загнутыми в одну сторону концами, восьмиконечной (иногда - шестиконечной звезды)


Символ в виде трех лучей, выходящих из одной точки имеет собственное название «тригвер» («треног», «тригверт»). Тригвер является не только символом солнца, он символически определяет триединость мира по славянской мифологии (Навь, Явь и Правь). Так же этот символ посвящен одному из богов древнеславянского пантеона - Трояну.
Отдельно следует сказать несколько слов о свастике (крест с заломленными краями). В раннеземледельческой культуре крест был знаком бога земли. В эпоху солнечного культа эта графема стала обозначать солнце - от схематического изображения птицы, летящей по небу. Но свастика не просто символ солнца, свастика отражает представления наших предков о «бегущем небесном огне», солнце, которое «умирает» каждый вечер и «возрождается» каждое утро, совершая свой путь по небу. Особенностью свастики была возможность определять движение по солнцу («осолонь») - хороший, и против солнца («посолонь») - плохой. В земледельческом календаре графема «свастика, вписанная в круг» обозначала год, а графема «крест, вписанный в круг» - сутки . Свастика считалась символом, предвещающим добро, удачу, плодовитость. Очень часто писанки со свастикой дарили молодым супругам - как пожелание иметь много детей.


К солярисным символам относят так же символы коня и оленя. История этой графемы берет свое начало в мифе о том, что олень на своих рогах переносит солнце с востока (от «рождения») на запад (к «смерти»). Видимо, от этого мифа так же пошло предание о том, что олень сопровождает души умерших.


Символы воды так же очень распространены на славянских писанках. Древнеславянская богиня воды - Дана, которая так же является богиней плодородия. От «небесной воды» (дождя) зависел будущий урожай, и естественно, что на писанках часто встречается символ воды как моление о дожде и, соответственно, хорошем урожае. На Украине такой узор называется "грабельки" (ну похоже ведь!) =)


В основном символ воды изображается в виде, но встречается и более архаичная графема - в идее ломанной кривой или в виде изогнутой линии без начала и конца - «безконечнк»


Безусловно, для земледельческой культуры земля всегда являлась божеством, предметом поклонения и бесконечного уважения. К графемам, обозначающим землю, относится крест, ромб. Ромб, покрытый штриховкой (то есть разбитый на большее количество ромбов) обозначает не землю, как объект, а вспаханное поле, а если в ромб вписана точка, то эта графема читается как «вспаханное и засеянное поле». Вообще же полностью закрашенная точка на писанке обозначает зерно и является символом плодородия.


По древнеславянской традиции в середине июля наступает Перунов День , когда «Земля с Небом женятся». «Слияние» земли и небесного огня (молнии) во время грозы ассоциировалось у наших предков с зачатием, оплодотворением всего живого. Вероятно поэтому так часто встречается графема, состоящая из креста (символа земли) и свастики (символа небесного огня), графема, обозначающая плодородие.


Вообще же в славянской мифологии символом земного плодородия был Змей. Змея изображали в виде «безконечника», так же широко распространены графемы «сосенка», «смерека», а так же «сигма» - знак, напоминающий вытянутую латинскую букву «S».


Эхом древнеславянских преданий является и наличие на писанке изображений растений. Это отклик древнего верования о триединости мира - Прави, Яви и Нави. Считалось, что эти три мира объединяет Мировое Древо, корни которого находятся в Нави, ствол - в Яви, а ветви и вершина - в Прави. Ученые считают, что цветы и вообще растения (кроме четко определенных - «яблонька», «дубовый лист» и т.п.) - это сильно упрощенное изображения Мирового Древа. Композиция на рисунке носит название «вазон» и представляет собой один (или три) цветка, «растущих» из «вазона». Три цветка символизируют три мира, которые, сливаясь, создают полную картину мира.
Еще одно толкование этой графемы - «начало начал», бесконечность развития. В этом случае три цветка символизируют семью - мужское начало, женское начало и ребенок - как залог того, что жизнь не прекратится и каждый из нас бессмертен в своих детях.



К древним временам относятся знаки-«обереги». Их названия, такие как «волчий клык», «заячьи ушки», «медвежьи лапы», «волчьи ребра», «кабанье копытце» наводят на мысль о том, что возникли эти знаки в период тотемизма .



Так же к символам-оберегам относят графему, которая в более поздние времена получила название «божья длань». Рука считалась символом власти, подчинения. Изображая на писанке «божью длань», наши предки (хотя это может показаться странным) желали друг другу свободы - «ако не было над тобою иной длани, чем Божьей»


Так же отдельной категорией являются писанки с символами-пожеланиями. Такие композиции как «дубовый лист», «колокольчик», «кукушечка» - это символы здоровья и благополучия


Очень популярны на писанках изображение церкви или храма. Считается, что храм в понятии священного места появился в символике писанки в христианскую эпоху, а до этого существовала графема, означающая дом, хату как модель микрокосмоса.



Вот, в общих чертах то, что я могу вам рассказать про писанки. Переходим от теории к практике? ;)
Для практики нам нужно: собственно яйца (с белой скорлупой), краски, уксус, столовая ложка, свеча, натуральный воск и главный инструмент - писачок.
Начнем с писакча.
Писачок - это леечка из металла, закрепленная на деревянной (что бы не нагревалась и не обжигала рук) палочке.


Нужен обязательно! Без него писанки не получится. Можно купить в художественных магазинах, можно заказать по интернету, можно сделать самому (я сегодня же выложу Мастер-класс о том, как с помошью наждака, паяльника и такой-то матери подручных материалов можно сделать неплохой писачок).

Краска. Краска нам нужна жидкая, примерно миллилитров по 300 кадого цвета. Для удобства я держу краски в поллитровых баночках. Краску можно использовать ту, которая продается в магазинах к Пасхе - т.н. наборы для крашения яиц. В наборе 5-6 пакетиков с порошком. Высыпаем порошок в баноку, заливаем горячей водой и хорошо перемешиваем. Когда остынет, добавляем 1 столовую ложку столового уксуса - и краска готова. Единственное что - я покупаю два набора красок для яиц и сыплю по два пакетика в банку - "что б вернее" ))
В писанках используется пять цветов: белый (цвет скорлупы, краска не нужна), желтый, оранжевый, красный, черный. Желтый, оранжевый и красный цвета гарантированно есть в наборах красителей. Всегда проблема достать черный цвет - его в наборах нет. Но и тут можно найти выход из положения - я использую анилиновую краску для шерстяных тканей черного цвета. Тоже продается в пакетиках, в виде порошка. Готовится так же. В прошлом году (о, ужас!) я краску не нашла и подошла к проблеме творчески: я налила полбанки воды и добавила в нее...гхм.. черную краску для принтера. Вышло великолепно - все прокрасилось, все сработало, а отмывать от рук ее просто =) Так что пользуйтесь достижениями технического прогресса! :))
Кроме того, вам понадобится уксус - налейте его в поллитровую баночку, тоже примерно 300 миллилитров.
На фотке слева направо: уксус (обычный, 9%), желтая краска, оранжевая, красная, и две черных (одна - суррогат с принетной краской, вторая - сваренная мной на пробу из натуральных ингридиентов по бабушкиному рецепту).



Воск. Воск нужен обязательно - именно им мы будем наносить узоры на яйцо. Парафин не годится - он малоэластичен для этих целей, крошится, осыпается и вообще ведет себя как последний... неподобающе. Воск можно купить на рынке, там же, где продают домашний мед.
Для удобства пользования я накатываю маленькие шарики из воска (очень медитативный процесс - сидишь, катаешь, подключаешься к космосу...), но это необязательно.



Мелочи жизни.
- свечка (обычная, парафиновая, главное - что бы долго горела. То есть совсем тоненькие не берите), - ложка столовая (что бы яйцо топить),
- туалетная бумага (понадобится много!)
- кусок первой струны от акстической гитары (меня Коля чуть не убил, когда с ужасом обнаружил, что я, ради мастер-класса, покусала бокарезами гитару). Нужен, что бы чистить носик писачка. В воске попадается пыльца, шерстинки, пыль, а носик писачка очень тонкий и легко забивается.



Вообще писанка - это оберег, великолепный и очень сильный оберег. Ее не рисуют - пишут, вкладывая свою душу, мысли, добрые пожелания. В идеале писанка пишется на сыром, полном яйце. Но это - в идеале. А мы будем писать на пустых, выдутых яйцах.
Осторожно проколите яйцо с двух сторон. Прокалывать можно шилом, большой цыганской иглой - что есть. Берите яйцо в левую руку и давите шилом на скорлупу. Не стучите, а именно давите. Не бойтесь, яйцо обладает большим запасом прочности. Когда шило проколет скорлупу, получится маленькая дырочка.
Возьмите у представителя сильного пола самый маленький круглый надфиль (заодно узнаете, что это такое :)) и подпилите дырочку, что бы она была аккуратная.
Выдуйте яйцо (можно прямо на сковородку).
Полученную заготовку промойте как внутри, так и снаружи.
Внутри яйцо промывается так: в рот (для особо брезгливых - в медициныский шприц) набирается теплая вода и вдувается в яйцо. Потом поболтайте яйцо и выдуйте воду.
Снаружи яйцо просто помойте теплой водой. Бога ради, НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПОРОШКИ И МОЮЩИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПОСУДЫ! Дело в том, что слой скорлупы, который воспринимает краску, очень тонкий - буквально микроны. И порошком этот слой легко стирается, так что не рекомендуется даже активно вытирать заготовки полотенцем. Все современные яйца штампуются. НЕ переживайте насчет штампа - его не будет видно.
Мокрые заготовки выложите на полотенце - и пусть сохнут.

(на фото - редчашее жЫвотное. Кошка-наседка домашняя. Кличка - Мява, хотя охотнее откликается на кличку: "Мява, кушать!". Высиживает Вылеживает будущие писанки. научный мир в панике! :)))



Домашнее задание:
- твердо принять решение, что писанки вы писать все-таки будете;
- собрать в одном месте все необходимое (читать выше, от начала поста);
- подумать, что такого хорошего вы хотите пожелать близким? кому из самых дорогих людей вы хотите подарить оберег, сделанный своими руками?
- завтра почитать продолжение в моем жж.

традиции, писанки

Previous post Next post
Up