О искаженной трансляции идеалов

Jun 05, 2016 21:26


Идеалы средневекового рыцаря резко отличаются от идеалов героев древнего мира. Если первые сражались за славу, то вторые - за Порядок и Правду. Но я хотел сказать немного о другом ( Read more... )

античность, наука, культура, архаика, миф, средние века

Leave a comment

Comments 24

congregatio June 5 2016, 18:40:15 UTC
"Капитан стражи - из прочнейших пород картона. Почему он не свалил от своего нищего барона - непонятно".
Угу.

Reply

anairos June 5 2016, 19:25:45 UTC
Кстати, я обращал внимание на то, как изменились отношения хозяина и слуги при переходе к капитализму. В старой доброй Англии еще можно было услышать с гордостью произнесенное "Льюисы служили роду Брекенриджей на протяжении восьми поколений". И естественно, подразумевается, что были с хозяевами в горе и радости.

А в странах чистого капитализма вроде Америки 20 века слуга - человек, которому ты платишь, чтобы он делал за тебя то, что ты делать не хочешь. И для вас обоих вполне естественно, что, как только ты перестаешь платить, он перестает на тебя работать.

Reply

congregatio June 5 2016, 19:31:43 UTC
Кстати. На эту тему есть отличный фильм с Хопкинсом. Всё вышесказанное там показано в мельчайших подробностях. Фильм из серии "на экране вообще ничего не происходит", но смотришь - не оторваться. В том числе и (ближе к финалу) соприкосновение двух миров - старого британского дворецкого со всей впитанной им культурой "джентльмен на службе у джентльмена" и молодого американца, к которому в итоге перешел на службу. И не сказать, что что-то показано как худшее или лучшее, просто эти два мира - они разные.

Ой. Только сейчас обратила внимание на аннотацию... По ней может сложиться впечатление, что это мелодрама, и центральное событие там - новая экономка. Не-не-не, там это совсем не главная часть экранного времени. Вообще.

Reply

anairos June 5 2016, 19:33:51 UTC
Да, один актерский состав чего стоит. Неудивительно, что не оторваться. Нужно будет жене посоветовать, она очень любит такие ленты.

Reply


anairos June 5 2016, 19:21:17 UTC
Это смотря какие герои древнего мира, думаю. Скажем, персонажи "Илиады" - там у многих вообще "я дерусь просто потому, что дерусь".

Но вообще интересно, как иногда сходятся мысли. Я как раз собирался написать и выложить короткую заметку на похожую тему: как мы сейчас пытаемся понять афоризмы и другие похожие высказывания, которые из-за их краткости и отсутствия контекста можно понимать как минимум двумя противоположными способами. И если не знать этого самого контекста, то будет совершенно непонятно, что человек имел в виду.

Reply

6_h_h June 5 2016, 20:24:28 UTC
как раз собирался написать и выложить короткую заметку на похожую тему: как мы сейчас пытаемся понять афоризмы и другие похожие высказывания, которые из-за их краткости и отсутствия контекста можно понимать как минимум двумя противоположными способами.
Будет очень интересно прочесть. Ожидаю с нетерпением.

Скажем, персонажи "Илиады" - там у многих вообще "я дерусь просто потому, что дерусь".
В тексте описания осады да, такое впечатление создается. Но изначальной причиной стала клятва, которую ВСЕ греческие герои дали при сватовстве к Елене - во всем помогать ее мужу. И при этом какое отношение к будущей войне? Идти на нее никто особо не хочет. И самое интересное при этом то, что того же Одиссея пришлось загонять на эту войну из-под палки, а потом означенного хитроумного Одиссея науськать на остальных "дезертиров" воспринимается всеми абсолютно нормально. В рыцарском этосе такое в принципе невозможно.

Reply

anairos June 6 2016, 04:06:44 UTC
Ну, случаев, когда герой оказывался вынужден что-то делать потому, что когда-то принес клятву, хватает и в средневековом эпосе. Как раз эта причина была бы понятна и рыцарю, и самураю.

Но, конечно, я согласен с Вами в том смысле, что в целом поведение греческого героя строилось по совершенно иным принципам, чем средневекового.

Reply


(The comment has been removed)

6_h_h June 6 2016, 18:22:29 UTC
Мне кажется, что это особенно сложно - признать что отличается от тебя не кто-то далекий, в чужой стране и из чужой культуры, а точно такой же как ты.

Reply

grey_horse November 3 2017, 07:28:51 UTC
Да, здесь, наверно, глубинные истоки шпиономании и шпионофилии: а чужой-то, оказывается, способен сойти за нашего! И наоборот - наш способен гениально дурачить чужих.

Reply

6_h_h November 5 2017, 13:35:10 UTC
Думаю, что в массовом сознании скорее отражено представление проистекающее из традиции - шпион всегда "прокалывается", его всегда можно опознать по какой-то черте, т.е. он никогда не сможет полностью перевоплотиться в "своего"

Reply


(The comment has been removed)

anairos June 6 2016, 04:08:18 UTC
Причем не только древнюю. Я за одиннадцать лет работы в архиве узнал больше об истории России в 20 веке, чем за всю предыдущую жизнь, и это без систематических исследований, а просто читая совершенно не секретные документы, которые мне приносили копировать.

Reply

6_h_h June 6 2016, 18:23:18 UTC
(радостно потирает руки) У нас всегда будет что узнавать! Вечное Познание! Бесконечность не предел! (с)

Reply


Leave a comment

Up