Мораль 19-го века настаивала на том, что секса, как такового, не существует - это тема табуированная, для обсуждения невозможная. Все, что с этой областью (и вообще с телом) связано есть вещи грязные. "Воспитанные люди об ЭТОМ не говорят!" Поскольку мораль в Европе была тесно связана с церковью - как с источником и распространителем морали - вполне
(
Read more... )
Comments 11
Reply
Впрочем, я об этом и не говорил - ибо тема слишком широкая. Я писал, что мораль транслировалась и обосновывалось церковью.
Reply
Мораль XIX века уже не была церковной - в особенности там, где с этим приходится сталкиваться ярче всего (в той же Британии или в США). Там, где она таковой была - она была для общества как раз-таки весьма аморальна (например, Италия или Испания).
И транслировалась и обосновывалась она уже не церковью (да и какой?), а обществом и только обществом.
Reply
Моромоны, квакеры, методисты, евангелисты - церковь не играет в их морали никакой роли? Образование - обязательные уроки Закона + Воскресная школа - не играет никакой роли? Церковь, как место обязательного посещения (воскресная служба + проповеди) - не играет роли?
Церковь уже не могла насаждать и контролировать правила, но она по-прежнему их распространяла (транслировала), объясняла и внедряла.
И транслировалась и обосновывалась она уже не церковью (да и какой?), а обществом и только обществом.Разумеется. Ведь церковь является неотъемлемой частью общества. Однако каждый социальный институт имеет свои роли. Так все граждане страны защищают страну. В том смысле завод, больница и школа участвуют в обороне государства. Но первичная роль в этом принадлежит именно армии ( ... )
Reply
Мормоны, квакеры, методисты и баптисты?! При чем тут церковь-то? Первые - сектанты, остальные - неопротестанты анти-церковного типа организации (то есть стремящиеся уйти от единой церкви к разрозненным и полностью самостоятельным общинам).
Смотрите, в XIX веке (в отличие от, скажем, XVI) бог уже ничего не говорит. Говорит общество. То есть "хорошие дети ходят в церковь, в школу, слушаются", с главным аргументом - "так принято", "так положено".
Главная угроза уже - не "в ад попадешь", а "что люди скажут".
Да, остаются отдельные фанатики. Но в целом именно так.
Reply
Церковь - социальный институт, связанный с отправлением религиозного культа. Все вышеперечисленное можно рассматривать как сектамы, анти-церковные организации и пр. только в том случае, когда мы пытаемся понять роль религиозных организаций различного толка. Но при этом все они остаются религиозными организациями и для из обозначения может быть использовано слово церковь. Что и делалось.
Смотрите, в XIX веке (в отличие от, скажем, XVI) бог уже ничего не говорит. Говорит общество. То есть "хорошие дети ходят в церковь, в школу, слушаются", с главным аргументом - "так принято", "так положено".Возможно, что эти тезисы будет справедливы для некоторой, весьма незначительной части населения: класс высокообразованных людей, имеющих гарантированный доход. Однако основные массы населения - крестьяне, рабочие ( ... )
Reply
Reply
Церковь всегда была частью общества и никогда не стояла отдельно - так можно к любому социальному институту подойти и заявить, что он перестал играть роль, потому что он теперь не сам по себе, а часть общества.
Reply
Reply
Leave a comment