Существует ли секс?

Jun 24, 2014 18:38


Мораль 19-го века настаивала на том, что секса, как такового, не существует - это тема табуированная, для обсуждения невозможная. Все, что с этой областью (и вообще с телом) связано есть вещи грязные. "Воспитанные люди об ЭТОМ не говорят!" Поскольку мораль в Европе была тесно связана с церковью - как с источником и распространителем морали - вполне естественно считать общественные нормы церковными нормами. (Потом, правда, из этого происходят такие ошибки как обвинение церкви в навязывании обществу норм и т.п., но это не та тема, которую мы сегодня обсуждаем.) Что же происходит далее? А далее, поскольку "все знают", что именно церковь является главным мракобесом Европы, и что в средние века "все контролировалось церковью" происходит типовая экстраполяция. "Если в 19-м веке народ ходил застегнутым на все пуговицы - и это ПОСЛЕ секуляризации, Возрождения, Просвещения и Реформации! - то страшно подумать, что было в средние века!" Впрочем, как очень часто бывает, эта экстраполяция является неверной.
Взгляем на стихи, направленные монахом Бальдериком Бургейльским одной из монахинь, с которой он состоял в переписке.

Верь, я хочу, чтоб ты верила мне, и верил читатель:
В сердце питаю к тебе я непорочную страсть.
Девственность чту я твою, да живет она долгие годы,
Чту целомудренный стыд, и не нарушу его.
Я - мужчина, а ты - девица, мы молоды оба,
Но поклянусь: не хочу стать я мужчиной твоим,
Я - мужчиной твоим, а ты - моею девицей:
Нет, да будет свята дружба в устах и сердцах.
Будьте едины, тела, но будьте раздельны, постели;
Будь шутливо, перо, но целомудренна, жизнь.

Как видим средневековые монахи не отрицали наличия секса и наличия сексуального желания, как это зачастую происходило в просвещенном 19-м веке. И такой подход можно считать вполне закономерным. Нельзя бороться со страстями, если их отрицать. Преодоление сексуального желания всегда являлось одной из главных задач для любого монашеского движения, практикующего целибат.

Европа, повседневность, средние века

Previous post Next post
Up