Систематизация рационального объяснения политических действий. Тадеуш Клементевич

Nov 17, 2023 10:20


Из книги «Элементы теории политики» под редакцией и с предисловием доктора филосовских наук В.П. Макаренко (перевод с польского). Издательство Ростовского университета, 1991. 448 с.

Объяснение политических действий и их глобальных результатов (политических процессов) образует основную теоретическую проблему науки о политике; но что образует в конкретном случае предмет объяснения, можно определить лишь тогда, когда располагают критерием применимости термина «политическое действие».

Политические действия и их глобальные результаты



Способы понимания политических действий тесно взаимосвязаны с установлением границ мира политики, политической сферы социальной жизни. Результаты анализа политических явлений, осуществляемого в рамках марксистской теории общественного развития, позволяют обнаружить общие свойства, присущие только политическим действиям. С помощью совокупности данных свойств возможно вычленение множества политических действий. Политическое действие есть сознательное и целенаправленное действие группы людей или индивида, регулирующее на основе обладания властью общественные отношения социальных классов (групп), нацеленных на поддержание существующего социального порядка. Социальная функция определенной совокупности действий (соответственно - организации людей, являющихся субъектами этого действия) в данном укладе общественной жизни заключается в их последствиях, состоящих в изменении или стабилизации каких-либо элементов названного уклада. Кроме того, конкретный субъект располагает

149

политической властью по отношению к другому субъекту, если имеется достаточно высокая вероятность, что нормы поведения (решения, рекомендации и т. п.), которые он устанавливает, будут соблюдаться адресатами указанных норм. Факторами, мотивирующими индивидов к поведению, соответствующему рекомендациям, может быть (помимо страха перед угрозой использования организованной негативной санкции, если адресат нормы не ведет себя предписанным способом) персональный и (или) институциональный авторитет субъекта власти. Поведение лиц, подчиненных политической власти, может также формироваться при помощи убеждающих воздействий и (или) манипуляции.

Приведенная дефиниция фиксирует эквивалентное (необходимое и достаточное) условие применимости термина «политическое действие». Она характеризует политические действия специфическим способом, отличающим их от других типов человеческих действий.

Отношение власти как общественное отношение возникло между определенными социальными субъектами (руководителями - подчиненными) и является обязательным структурным условием, без которого не могла бы реализоваться социальная функция политических действий - функция защиты интересов господствующего класса с одновременным поддержанием (состояния) социального порядка. Тот факт, что действующий субъект располагает возможностью вызвать посредством принуждения, убеждения и манипуляции конкретное поведение членов общества (а это необходимое структурное условие политического характера действий), часто пренебрегается в характеристиках (реальных дефинициях) политических действий. Поэтому они не в состоянии сформулировать вообще эквивалентного критерия применимости термина «политическое действие», а только достаточный, нередко - лишь желательный.

Совокупность свойств, образующих критерий политичности действия, состоит из существенных свойств политических действий. К таким свойствам, несомненно, следует отнести изученные в марксистской теории политики социальные функции данного типа действий, а также отношение политической власти, связывающее руководителей с подчиненными, без которого не могли бы реализовываться функции политических действий. Это - существенные свойства, поскольку по отношению к ним наука о политике сформулировала много законов (более

150

или менее общих) о зависимостях, которые делают возможным объяснение и - в меньшей степени - предвидение многих явлений и процессов, интересующих политологов.

Взаимная структурная обусловленность отношения классового господства (как отношения между основными общественными классами) и отношения политической власти (как отношения между руководителями и подчиненными) выражает структурный (синхронный) закон. Он гласит: обязательное условие экономического господства А над В - существование политической власти (точнее, сосуществование раздела на руководителей и подчиненных), осуществляемой С и распространяющейся как на А, так и на В (см. рис. 9).



В марксистской теории политики можно вычленить две частичные теории: классового господства и политической власти. Их предмет - систематическое объяснение структурных и причинно-следственных условий обоих типов общественных отношений [Szaski I. Historia mysli socjologieznej. Warszawa, 1981. T. 1. S. 233.]. Утверждения теории классового господства описывают закономерности в сфере борьбы между общественными классами (ее причина - противоречия интересов на фоне производственных отношений) за овладение (закрепление, возвращение) центром политической власти, что образует высшую форму классовой борьбы [Wiatr J. Szkice о materializmie historycznym i sociologii. Warszawa, 1967. S. 114.]. Тогда как теория бюрократии - правящих групп, политических элит, политического руководства - объясняет действия (и их глобальные резуль-

151

таты) правящей группы, выполняющей в общественном разделении труда функции власти, политического руководства. Данную группу образуют, помимо чиновников высших государственных органов, также те функционеры политических организаций и групп интересов, которые имеют доступ к лицам, принимающим решения, а также средства влияния на них.

Рост глобального продукта сделал возможным выделение на определенной фазе развития общества группы людей, занимающихся непроизводственной деятельностью. По мнению Энгельса, кроме разделения на материальный и духовный труд «общество порождает известные общие функции, без которых оно не может обойтись. Предназначенные для этого люди образуют новую отрасль разделения труда внутри общества. Тем самым они приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил; они становятся самостоятельными по отношению к ним, и - появляется государство» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 416.] (здесь особая группа людей означает бюрократов и политиков).

Главный интерес лиц, осуществляющих политическую власть в обществе, заключается в увеличении сферы подчиненности граждан (т. е. силы и границ власти) [Buczkowski P. Z problematyki teorii spoleczenstw ekonomicznych. Szczecin, 1981. S. 225.]. Этот внутренний критерий селекции систем реализации власти подчинен экономическим интересам (критериям) господствующего класса, которым, например в капиталистическом обществе, является максимализация прибавочного продукта. Теория политической бюрократии может развиваться как общая теория политики [Ibidem. S. 156.].

Основная типология политических действий

Типичные черты политического действия связаны с его важнейшими свойствами - социальной функцией и отношением власти между социальными субъектами. Следствиями действий выступают намеренные и ненамеренные социальные изменения, оцениваемые позитивно и негативно, происходящие в сфере отношений: 1) между социальными классами (группами), в особенности изменения отношений классового господства; 2) между руководителями и подчиненными в сфере власти и факторах, ее обусловливающих (например, изменение авторитета субъекта власти).

Одновременно типичные черты политического дей-

152

ствия представляют собой типологические (постепенные, упорядочивающие) особенности. Благодаря этому можно разработать типологию политических действии с точки зрения изменений в области отношении между социальными группами и властью, вызванных конкретными политическими действиями. Следствия политических действий могут изменять общественные отношения (к примеру производства, собственности) между основными классами в рассматриваемой общественной формации; внутри основных классов; между неосновными классами; внутри неосновных классов. Эти изменения касаются прежде всего участия данных классов (социальных групп, например профессиональных) в разделе социально значимых экономических и неэкономических благ, которых недостаточно.

Результаты политических действий изменяют также отношение власти между социальными субъектами руководителями и подчиненными: 1) изменяется сила власти т. е. меняется вероятность того, что определенные требования субъекта власти вызовут послушание других социальных субъектов с точки зрения факта формулировки требований данным субъектом власти. Как писал Ст. Оссовский «власть тем меньше, чем больше степень насилия используется для реализации решений начальства» [Ossowski S. О strukturze spolecznej. Warszawa, 1982. S. 26.]. Особенно может возрастать (уменьшаться) личный или институциональный авторитет властвующих. 2) Результаты политических действий могут также приводить к изменениям сферы власти, которые состоят в увеличении (уменьшении) юридизации общественной жизни, к появлению новых сфер этой жизни, регулируемых правовыми нормами. В итоге уменьшается сфера поведения, индифферентного или регулируемого другими типами социальных норм. 3) Изменение отношения власти могут также приводить к ее концентрации - деконцентрации, централизации - децентрализации, олигархизации - деолигархизации (одновременно концентрации и централизации).

Учитывая самый широкий радиус действия социальных изменений в отношениях классового господства и отношениях власти, вызванных данным политическим действием получаем первый тип политических действии: революция восстание, контрреволюция. Данные действия отличаются: 1) в сфере отношений классового господства - сменой правящего класса; 2) в сфере власти - сменой правящей группы посредством использования

153

средств насилия по отношению к прежним привилегированным классам.

Второй тип политических действий образуют реформы (инновации), вводящие социальные изменения, которые не уничтожают основ власти господствующего класса и образуют лишь уступку с ее стороны при условии сохранения ее господства. Реформы могут вводиться при помощи легальных средств (например, частичная национализация промышленности после второй мировой войны, осуществленная лейбористской партией в Великобритании) или средств принуждения (пример - революция полковников 1968 г. в Перу).

Третий тип политических изменений - это политические перевороты: государственный переворот, путч, дворцовая революция, военный заговор. Действия такого типа приводят к изменениям только в сфере отношений властной зависимости, в первую очередь к персональным изменениям в центре политических решений путем использования непосредственного физического принуждения.

Приведенная типология политических действий, видимо, может быть базисной, так как она построена с учетом существенных особенностей данного вида человеческих действий. Другие возможные типологии имеют подчиненное, дополняющее значение, ибо учитывают также интересные с аналитической точки зрения особенности действий субъектов политики.

Глобальные результаты политических действий: политические процессы

Вычленение в политических процессах двух элементов - индивидуальных действий, характеризуемых целями и знанием субъектов, и глобальных результатов данных действий - образует своеобразие диалектической теории исторического процесса. В обусловленном (различными обстоятельствами) течении событий, каким предстает исторический процесс, выделяются два аспекта: 1) субъективный (мотивационный), состоящий из действий индивидов и социальных групп, и 2) объективный, представляющий глобальные результаты названных действий. Эти результаты отдалены от субъективных интенций действующих субъектов, будучи одновременно ожидаемыми и неожиданными последствиями, а также результатами действий других индивидов и социальных групп.

154

Взаимосвязь субъективного и объективного фактора в истории связана с онтологическим статусом социальных целостностей - исходной посылкой социологического структурализма, который выступает диалектическим преодолением дилеммы: холизм - индивидуализм в социальных науках. Согласно принципам социологического структурализма в обществе реально существуют только человеческие индивиды, их действия и результаты данных действий (естественно, кроме природных объектов). Тогда как социальным целостностям присуща специфическая структура, придающая им определенные свойства и закономерности (глобальные). Например, группа существует во времени, хотя ее члены меняются, но поскольку социальные роли выполняются по-прежнему, постольку глобальным результатом становится групповая связь.

Указанные принципы дают возможность воспроизвести модель исторического развития (см. рис. 10), которая образует третий важнейший элемент онтологических пространств всех теорий, построенных в рамках марксистской теоретико-методологической ориентации.



Человеческие действия, в отличие от естественных процессов, не определяются непосредственно объективными условиями, а опосредованы знанием об условиях действия, которое (знание) их более или менее верно отражает. В то же время сознание условий действия не может сформироваться без существования внешнего мира, на который человек, в свою очередь, влияет целенаправленными и сознательными (в различной степени) действиями.

На основе сформулированных принципов диалектического понимания истории, интерпретированного активистически, можно выделить следующие объекты и отношения, образующие предметную сферу теории политики:

155

1. Политические действия правящей группы (например, проведение реформы высшего образования).

2. а) Результаты политических действий, анализируемые во взаимосвязи с действующими субъектами (к примеру, разрыв дипломатических отношений государством вследствие отрицательной оценки действий определенных лиц, образующих правительство другого государства).

б) Глобальные результаты политических действий, рассматриваемые изолированно от действующих субъектов, или политические процессы (например, атомизация общества как итог чрезмерной централизации власти в данной политической системе).

3. Политическое сознание (знание об условиях действия и системы ценностей), обычно принимающее форму идеологий, политических доктрин и программ.

Между перечисленными объектами исследования науки о политике возникают отношения, которые представлены на рисунке 11.



156

I. Отношения взаимозависимости между политическими действиями (правящей группы), действиями социальных групп и политическим сознанием социальных групп и правящей группы. Они включают следующие разновидности:

а1, а2 - отношения причинной обусловленности политического знания социальных групп глобальными результатами политических действий и другими видами социальных действий (например, экономическим);

b - отношение причинной обусловленности политического сознания правящей группы глобальными результатами политических действий и иных видов социальных действий;

с - отношение непосредственного (причинного) влияния политических действий на групповое сознание (к примеру, формирование политических установок членов общества путем убеждения и манипуляции);

d1, d2 - отношение непосредственного (причинного) влияния действий социальной группы на политическое сознание правящей группы (на мотивационную структуру политических действий), другими словами - отношение политического влияния;

е - влияние политического сознания через формирование мотивационной структуры действия на принятие решений о политическом действии и его выполнение социальной группой.

II. Отношения взаимозависимости политических действий и политического процесса:

g, h1, h2 - политические действия отдельных субъектов политики, включая действия остальных участников политической практики, которые приносят много частичных результатов - частично ожиданных и осознанных, а частично неожиданных и неосознанных; все они в совокупности объективно ведут к глобальному результату (политическому процессу). Это относится как к действиям правящей группы, так и к действиям социальных групп;

b, e, g - глобальные результаты политических и иных социальных действий, которые в свою очередь формируют - посредством знания об условиях действия и системы ценностей - отдельные действия правящей группы, а также социальных групп. Цепь причинно-следственных зависимостей протекает следующим образом: условия действия - знание об этих условиях и оценка - решение о действии - действие - условия действия и т. д. (для действий социальных групп указанные отношения на ри-

157

сунке 11 обозначены буквами a1, f1, h1).

III. Взаимная структурная обусловленность отношений политической власти и отношений классового господства. Данное отношение является необходимым условием проведения политических действий, т. е. регулирования систем социальных отношений между классами и социальными группами, как показано на рисунке 9.

Направления систематизации рационального объяснения политических действий

Главная цель теории политики - объяснение обеих сторон политического процесса (интегральное объяснение): 1) действий субъектов политики путем указания на цели, которые они ставят перед собой, и знание субъектов, осуществляющих эти цели, об условиях и средствах их реализации; 2) закономерностей, на основе которых реализация субъектом политики действий, направленных на достижение его индивидуальных (групповых) целей в данной ситуации (в состав которой входят также действия других субъектов политики), объективно приводит к каким-либо глобальным результатам.

Объяснение единичных событий, какими предстают действия субъектов политики, есть задача исследователя, когда он ставит перед собой вопрос: почему интересующий его субъект совершил то или иное действие (или наоборот: почему результат действий субъекта обладает определенными свойствами)? Применяемая в такой ситуации исследовательская процедура представляет собой рациональное объяснение (гуманистическую интерпретацию). Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, ученый должен принять гипотезу относительно знания анализируемого субъекта об альтернативах действия, которые он видел и формулировал, и о полезности их результатов и, кроме того, приписать субъекту рациональность поведения. Эта гипотеза содержится в принципе рациональности, который гласит, что между убеждениями индивида (о предвидимых результатах проектируемых действий и полезности данных результатов) и его действиями существуют связи, удовлетворяющие постулатам логики и математической теории решений, в частности о том, что мотив поведения индивида - стремление к максимизации предполагаемой полезности. Нередко исследователь принимает ослабленный принцип рациональности, припи-

158

сывающий индивидам только сознательность и целенаправленность.

Однако принцип рациональности придает модели рационального объяснения (гуманистической интерпретации) исключительно дедуктивный характер. Для того чтобы получить полное (причинное, в категориях необходимых и достаточных условий) объяснение политического действия, требуется разработать модель рационального объяснения как дедуктивно-номологического, дополненного генетическим.

Осуществляя и систематизируя рациональное объяснение, мы спрашиваем: почему тот или иной групповой политический субъект принял данные описательные и нормативные убеждения, которые во взаимосвязи с другими факторами определили иерархию целей действия и выбор средств их реализации? Систематизация рационального объяснения состоит: 1. В реконструкции системы знаний и системы норм, присущих действующим субъектам политики. Конкретное знание о ситуации действий и конкретные нормы поведения обычно выражаются в политических программах, которые в свою очередь образуют конкретизацию господствующих идеологий (структурное объяснение). 2. В воспроизведении отношения причинной зависимости субъекта от глобальных результатов предшествующих политических действий и действий социальных групп от ранее реконструированных систем знаний и норм, присущих в данное время действующему политическому субъекту. На этой фазе объяснения речь идет об указании общих закономерностей появления и (или) развития определенных политических идеологий (политических доктрин), воздействующих на форму политических программ. Названные закономерности описывают причинные законы, образующие номотетическое знание, содержащееся в теориях, систематизирующих причинное объяснение политических действий.

К заключительной части статьи

Полезные ссылки:

Для очень ленивых занятых: квалифицированная помощь с курсовыми и дипломными работами

Для очень умных: новинки и бестселлеры alpinabook.ru и Читай-город

Доучиваемся онлайн со sky.pro и Нетологией

Спасаем деревья и климат с б/у электронными книгами 

Макаренко, Политология

Previous post Next post
Up