Кому больнее будет?

Dec 25, 2014 07:27

Оригинал взят у kotbayun1965 в Кому больнее будет?


С полей ценовой войны на нефтяных рынках приходят очень любопытные новости. Мировые цены на нефть с лета упали почти вдвое и теперь цена марки Brent болтается где-то возле 60 долл. за баррель, а марки WTI - около 55 долл. за баррель. Перспективы повышения цены в ближайшее время не просматриваются… В чем причина?

Похоже, саудиты что называется «уперлись рогом» и готовы держать позицию до конца. Они прямо говорят, что продолжат идти взятым курсом при любой ситуации. Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) не будет снижать добычу, даже если цены на нефть опустятся до 20 долларов за баррель, подчеркнул в интервью Middle East Economic Survey министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Нуйами. Он заявил:

«Где бы ни оказались цены, сокращение добычи не в интересах производителей ОПЕК. Если она опустится до 20, 40, 50 или 60 долларов, это не относится к делу».

Более того, в последние дни представители Саудовской Аравии заговорили даже о возможном увеличении добычи. Такую позицию министр нефти Королевства Саудитов объяснил тем, что, как только Саудовская Аравия (а это крупнейший экспортер черного золота) снизит производство, цены сразу пойдут вверх, «и русские, бразильцы и разработчики сланцев в США заберут мою долю (рынка)». Министр считает, что бюджеты стран Персидского залива способны выдержать длительный период снижения цен до 20-60 долл. за баррель, потому что себестоимость добычи нефти в этом регионе составляет всего 4-5 долл. за баррель.

При этом Али аль-Нуйами четко обозначил цель, которую преследует Саудовская Аравия. Саудиты считают, что при нынешнем достаточно низком уровне нефтяных цен те производители, у которых себестоимость выше, сами будут вынуждены сократить добычу. В этом случае предложение и спрос придут в равновесное положение, и цены на нефть придут в соответствие с рынком. Первыми, по мнению аль-Нуйами, от снижения цен пострадают шельфовые проекты Бразилии, стран Западной Африки и Арктики:

«…Рано или поздно, сколько бы они ни протянули, в конце концов их финансовые возможности заставят их сократить добычу… Мы хотим сказать миру, что только страны с высокой эффективностью добычи нефти заслуживают доли на рынке».



Одной из первых все «прелести» падения нефтяных цен ощутила на себе Россия. Связано это с тем, что доходы российской казны по-прежнему наполовину зависят от продажи энергоносителей, бюджет верстается на основе нефтяных цен. Цены в газовых контрактах также рассчитываются на основе цен на нефть. Падение мировых цен на нефть, наряду с финансовыми санкциями против отечественных корпораций, стало первым ударом, отправившим в крутое пике российский рубль.

Наши американские «друзья», сыгравшие не последнюю роль в дестабилизации российской валюты, не преминули поехидничать по этому поводу. Вот, к примеру, что написала The Washington Post, замеченная в особо «горячих» чувствах к нашей стране:

«Понадобилось лишь, чтобы Саудовская Аравия решила позволить ценам упасть, и вместе с ними упала и советская империя… Правда, конец коммунизма не принес благосостояния, скорее, наоборот. У России была не столько экономика, сколько предприятие по экспорту нефти, которое субсидировало всех остальных… Россия осталась такой же уязвимой для кризисов, которые всегда по ней били, когда цены на нефть неожиданно падали…
…Такова российская версия "дня сурка". Нефть с рублем падают, безработица растет, до разорения доходят то правительство, то компании, а простой народ страдает в любом случае от двойного удара безработицы и инфляции. Теперь положение может стать еще хуже, потому что Центробанк увеличил процентную ставку до 17% и кредиты брать станет почти невозможно. «Гадкая рецессия» теперь превратится в «полномасштабную депрессию», и в худшем случае экономика в следующем году сократится на 10% при двухзначной инфляции».

Однако среди современных российских экономистов (если не принимать во внимание оголтелых гайдаровцев) нет единства относительно того, насколько большой ущерб экономике СССР нанесло падение цен на нефть в середине 80-х годов. Кроме того, от этого падения сильно пострадала и нефтедобывающая отрасль США: многие проекты по добыче нефти на шельфе Мексиканского залива у побережья США были заморожены и отложены на 10-15 лет из-за их убыточности. Реанимирование этих проектов произошло только в 2000-е, когда мировые цены на нефть снова выросли.

И сегодня нефтедобывающая отрасль США в результате ценовой войны также несет огромные потери. Вот, к примеру, что пишет американский журнал The New Republic:

"По данным одного из анализов банка Morgan Stanley, при текущих ценах на нефть 80% сланцевых проектов будут терять деньги. Эксперты Goldman Sachs предсказывают будущие потери производителей в 930 млрд. долл., особенно при добыче на юге Техаса или в Мексиканском заливе".

В Вашингтоне любят повторять о том, что США являются мировым лидером в производстве нефти и газа, отмечает издание. С помощью макроэкономического анализа можно установить, что рекордный за 30 лет рост производства обеспечен за счет нескольких регионов, в первую очередь штатов Вайоминг, Оклахома, Техас и Аляска. Себестоимость добычи сланцевой нефти в этих штатах выше, нежели стоимость разработки традиционных месторождений, и проекты становятся экономически выгодными только при высоких ценах на нефть. Если цены пройдут "порог безубыточности", такие проекты будут свернуты.

За этим, по мнению автора журнальной статьи, могут последовать весьма неприятные события:

"Потенциал для финансового кризиса сейчас даже выше, чем в 2008-м. И Соединенные Штаты сейчас в меньшей степени готовы к рецессии, нежели во время последнего глобального кризиса".

(Изложение данного материала по-русски можно посмотреть здесь).

Другой американский журнал Prudent Bear отмечает, что, если цена на нефть падает ниже 70 долл. за баррель, на экономике США начинают сказываться негативные эффекты, поскольку страна является производителем и разработчиком наиболее затратных нефтяных проектов. 15% от американского рынка мусорных облигаций представляет энергетический сектор, и, вероятно, множество инвестиций в производство нефти или газа будет весьма сложно обслуживать при стабильно низких ценах. По мнению Prudent Bear, многие из американских компаний энергетического сектора могут обанкротиться, что приведет к выведению в другие страны наиболее энергоемких производств и повлечет за собой такой ущерб для американской экономике, который будет превышать выгоды от потребительского роста, обусловленного падением цен на нефть.

(Изложение этого материала по-русски можно прочесть здесь).



Так что The Washington Post не следовало бы ехидничать столь откровенно.

Если принять во внимание информацию, представленную выше, вполне обоснованным представляется оптимизм относительно перспектив развития ситуации на рынке, высказываемый представителями страны ОПЕК:

"Общее мнение состоит в том, что существенного обвала нефтяных цен не будет. Цены на нефть могут коснуться 60 долларов или даже опуститься чуть ниже в течение нескольких месяцев и вернуться к приемлемому уровню в 80 долларов за баррель приблизительно через год".

Это была точка зрения анонимного представителя ОПЕК, пересказанная информационным агентством Reuters. Однако министр энергетики ОАЭ Сухейль Фарадж аль-Мазруи также высказался оптимистично: ситуация на мировом рынке нефти «стабилизируется, и это произойдет достаточно быстро», если производители нефти будут соотносить свое предложение на рынке с необходимостью достижения баланса со спросом. Министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Нуйами также уверен, что нефтяной рынок начнет расти.

Сходную позицию озвучил и министр энергетики России Александр Новак. Он считает, что 80-90 долларов за баррель - вполне справедливая мировая цена на нефть. А вот любое снижение цены ниже 50 долларов, по его мнению, уже будет иметь негативные последствия для нефтяной отрасли. Новак не исключает, что момент справедливых цен может наступить через полгода или через год. Все зависит от того, насколько быстро уйдут с рынка неэффективные проекты, которые при низких ценах нерентабельны.



Видимо, вокруг этого момента и было достигнуто взаимопонимание представителей России и Саудовской Аравии, о котором я писал месяц назад.

Таким образом, участники ценовой войны на мировом нефтяном рынке решили продолжать и посоревноваться, у кого дольше хватит терпения. Что ж посмотрим, кому будет больнее и у кого в результате раньше сдадут нервы.




Previous post Next post
Up